Родительское собрание в 6-м классе "Семейные ценности в современном обществе"
Вид: родительское собрание (с привлечением учащихся класса)
Форма проведения: круглый стол, с элементами игры; практикум
Тип: интеллектуальная игра (команда родителей и команда учащихся)
Цель: формирование у родителей и учащихся класса представления о
семейных ценностях в современных семьях
Задачи:
Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как
одной из главных жизненных ценностей;
«Обмен» семейными традициями с последующим применением последних во
всестороннем развитии и воспитании детей;
Показать важную роль ценностей в каждой семье;
Создать ситуацию успеха каждой семье;
Сплочение родительского и детского коллектива;
Участники: классный руководитель, родители и учащиеся класса
Ход собрания:
Собрание проходит в классе. Дети и родители рассаживаются по группам
Вступительная часть
Здравствуйте, уважаемые родители и ученики! Сегодняшнюю нашу с вами встречу я
хочу начать с небольшой притчи, которая называется «Кувшин» (все действия,
происходящие в притче демонстрируются)
Зачитывается притча:«Знаменитый китайский профессор из известного
китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним
стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.
Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился
вправо. У его правой ноги лежала кучка камней, каждый из которых мог
поместиться в кулак. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в
кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он
проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не
заполнили весь кувшин.
Он повернулся к группе и сказал:
- Скажите мне, этот кувшин полон?
Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.
Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги
была насыпана горка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и стал аккуратно
засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в
кувшин, а она просыпалась сквозь щелки между камнями, пока не дошла до самого
верха, и уже невозможно было насыпать даже малую толику.
- Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?
Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз кувшин
действительно был полон; возможно, полон, наверное.
Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Около его ноги
была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал
аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и
гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг
горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно.
Он повернулся к группе студентов и спросил:
- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?
Ответом была тишина.
Профессор снова ничего не сказал и обернулся влево. Около его левой ноги стоял
графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко
кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное
пространство, пока не поднялась до самого горлышка.
Он повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?
В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип тишины, когда все
склоняют свои головы и старательно рассматривают свои ногти или оценивают
чистоту своих ботинок.
Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой бумаги была
насыпана небольшая горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и
бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде.
Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через
камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может
растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.
И снова профессор повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, а сейчас кувшин полон?
Один очень милый студент встал и сказал:
- Нет, профессор, он еще не полон.
- А-аа! – протянул профессор. – Но он полон.
Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации.
Как мы можем ее интерпретировать? И несколько минут спустя профессор уже
выслушивал их предложения.
Интерпретаций было столько же, сколько студентов в этой аудитории.
Каждый из присутствующих является уникальным человеком, который живет и смотрит
на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим
другим. Их интерпретации просто отражали их жизненный опыт, особый уникальный
взгляд, через который они понимают мир.
И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем остальные. И он
поинтересовался, интересна ли группе его собственная интерпретация?
Конечно, всем было очень интересно.
- Что ж, - сказал он, - моя интерпретация проста. ^ Что бы
вы ни делали в своей жизни, в каком бы то ни было контексте, будьте, уверены,
что сначала вы положили камни».
Думаю, то, что вы будете говорить сегодня, в течении нашей с Вами встречи – это
и есть ваша собственная интерпретация, которая не хуже, чем все остальные, и
которая может послужить кому-то примером
Основная часть
Сегодня мы с Вами в ходе нашей встречи затрагиваем не простую, но очень
значимую тему.
И мне хотелось бы начать наше собрание с небольшой разминки. Я называю
слово, а ваша задача подобрать 10 существительных, которые у вас ассоциируются
с этим словом.
Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ»
Вопросы:
Что такое семья?
Что важнее всего в семье?
Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание?
Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое
соблюдение семейных ценностей?– работа с определением понятия – ценности.
Что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»? (ответы детей и
родителей) :
Задание 1.
Строительство дома из основных понятий на доске ( на стене вывешены
основные семейные ценности)
-Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных
отношениях. Выходит по одному представителю от группы, объясняя почему группа
выбрала именно то или иное понятие
Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции,
трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки,
интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство,
лень, безделье.( Родители и учащиеся выбирают «правильные» понятия – в
идеале, отрицательные остаются. Если идет выбор отрицательного понятия детьми –
необходима помощь родителей, идет беседа-рассуждение).
Подведение мини-итога, какие семейные
ценности должны присутствовать в современной семье. И во всех ли семьях на
сегодняшний день можно встретить все эти ценности.
- Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть
вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе
каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены
семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг,
есть семейные ритуалы и правила, они с удовольствием общаются друг с другом,
заботятся о детях.Из семьи складываются представления ребенка о справедливости,
вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах
поведения в обществе.
Главные ценности жизни под угрозой исчезновения. Семья это собирательный
элемент многих факторов. Предлагаю вам обратить внимание на экран. ЧТО ТАКОЕ
СЕМЬЯ?
КОМАНДЫ ОТВЕЧАЮТ ПО ОЧЕРЕДИ
СЛАЙД «ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ*»
В каждой семье есть свои семейные традиции. Что такое традиция?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Семья – для ребёнка, это место его рождения и
становления, это определённый морально-психологический климат, это школа
отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и
зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и
духовным, и семейным. Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства
любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
- Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во
многом зависит дальнейшая судьба человека. Семейное воспитание по своей силе и
действенности не сравнимо ни с каким другим, даже очень квалифицированным
воспитанием. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о
том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все
другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить
их воспитательную деятельность, но не более.
- Все мы люди, с разным образованием, разными характерами, разными взглядами на
жизнь, с разными судьбами, но есть одно, что объединяет всех вас, - это ваши
дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Дети - это
наши зеркала. Все плохие привычки, которые есть у нас со временем будут и в
наших детях.
Подведение итога
- Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков
человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла
ставились чётко сформулированные нравственные законы. Современная беда в том,
что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему
ребёнку. Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности
и проносит его всю свою жизнь. Как ведут себя родители, такое поведение и у
ребёнка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят
скрыть от них. А.С. Макаренко пишет в своей « Книге для
родителей»: « Ваше собственное поведение- сама решающая вещь. Не
думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете,
или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент
вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Вывод: Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.