Измени своё мнение о вещах,
которые тебя огорчают,
и ты будешь в полной безопасности от них.
Марк Аврелий.
Классный руководитель:
Косумова Айшат Зайнадиевна.
Задачи:
1. Познакомить родителей с программой второго года обучения.
2. Познакомить с внеурочной деятельностью.
3. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
4. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.
Ход собрания.
1. Выступление классного руководителя.
Уважаемые родители здравствуйте! Ваши дети перешли во второй класс. За лето они надеюсь хорошо отдохнули и готовы к школе. Сегодня мы собрались поговорить нагрузке учащихся второго класса и о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребёнка и вашей семьи; Если в первом классе оценки не ставились, то сейчас и вы и ваши дети должны быть готовы к оцениванию. Именно школьная отметка является яблоком раздора между членами и семьи и мерилом ценностей в воспитании ребёнка.
Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждёт его в школе.
Ожидание второклассников во многом зависит от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не всё хорошо получалось. Писал плохо. Теперь ещё не знаю, как смогу».
Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.
Самооценка отражает знание человека о себе и его отношения к себе. Она складывается с учётом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.
Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.
Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».
Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда ещё ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условное отражение в баллах.
Процесс оценивания должен быть представлен в форме развёрнутого суждения, в котором взрослые сначала разъясняют положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, даёт рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Без помощи взрослых ребёнок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол- отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятёрки получаю».
Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятёрка», обнадёживающая «четвёрка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Связывая своё отношение к ребёнку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребёнка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребёнка, а так же их способность оказать ему реальную помощь в учёбе.
2. Педагогический тренинг.
Упражнение первое.
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что значит для вас школьная отметка вашего ребёнка?»
На доске записываются мнения родителей, которые чаще всего повторяются, затем эти мнения обсуждаются.
Упражнение второе.
Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными отметками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.
Упражнение третье.
Посмотрите внимательно на картину Ф. Решетникова «Опять двойка» Попробуйте нарисовать финал данной картины, но с позиции 21 века.
Упражнение четвёртое.
Послушайте описание этой картины детьми и подумайте и сравните своё восприятие картины с восприятием ребёнка.
«В квартиру из школы зашёл мальчик с опущенной головой. Его собака, которая очень любила хозяина, бросилась к нему, пытаясь развеселить хозяина. Но мальчик не смотрел на собаку, он только думал: «За что, за что мне двойка».
Пионерка, младший брат и мать, глядя на эту картину, обо всем догадались. Вздохнув, мать покачала головой и подумала: Что – то с отметками не так». Мальчик, с поникшей головой всё продолжал думать об ужасной отметке. Ему было жалко, что его дневник пачкают плохими отметками.
Старшая сестра отвлеклась от домашнего задания, собака по-прежнему верила, что она своим лаем сможет осушить слёзы, которые пробивались сквозь пушистые ресницы.
Не снимая пальто, несчастный ребёнок стоял перед всеми в обиде и горе.
Была абсолютная тишина, лишь вздохи мамы, всхлипы мальчугана и тиканье старого маятника слышались вокруг.
Скоро всё встало на свои места: ученик перестал вспоминать о своей двойке, сестра стала снова делать уроки, и зимний вечер продолжал длиться как всегда».
Обмен мнениями.
Упражнение пятое.
Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать коллективно стратегию поведения взрослых в предложенных ситуациях. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье.
· Ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и ждёт родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.
· Ребёнок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполнение задания плохой отметкой.
· Во время выполнения домашнего задания ребёнок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело до конца.
· Ребёнок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет.
· Ребёнок приходит домой с очередной плохой отметкой.
· Ребёнок получил плохую отметку, а говорит родителям, что получил отличную. Это повторяется довольно часто.
· Ребёнок обвиняет учителя в том, что он не справедлив к оценке его знаний.
3. Заключительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Какой же вывод можно сделать, подводя итоги этого собрания.И «двоечникам», и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать отметку в семье?
Правило первое: не бейте лежачего. Двойка, а для кого-то и четвёрка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребёнок ждёт от родителей не попрёков, а помощи.
Правило второе: чтобы избавить ребёнка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нём.
Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребёнком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа.
Правило четвёртое и центральное: хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.
Правило пятое и самое трудное: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не что было бы похвалить.
Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребёнка нет иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.
Правило восьмое: ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.
Девятый принцип: ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться - главного средства преодоления учебных трудностей.
4. Итог собрания.
В конце собрания родители высказывают своё мнение по содержанию собрания: что они узнали нового, в чём смогли убедиться, что вызвало их негативную реакцию. Для этого они заполняют «Отзыв о собрании».
1. Анкетирование родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей № 1.
ФИО________________________________________
1. Я знаю, что школьная отметка – это…
2. Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка – это…
3. Когда мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его…
4. Когда мой ребёнок идёт в школу, то я требую от него…
5. Когда мой ребёнок идёт, в школу я желаю ему…
6. Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я…
7. Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я…
Анкета для родителей № 2.
ФИО_________________________________________________________
Отметьте, пожалуйста, фразы, которые вы чаще всего используете со своим ребёнком, анализируя его учение.
· Что ты сегодня получил?
· Ничего, не расстраивайся, у нас есть ещё время всё исправить.
· Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
· Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
· Ты ведь умница! И в следующий раз учительница в этом убедиться.
· Сколько можно тебе это объяснять?
· Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь всё сделать самостоятельно?
· Кто – нибудь получил отметку лучше, чем ты?
· Садись и учи ещё раз, а я потом проверю!
· Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
· Знаешь, когда я была маленькой, мне тоже этот материал давался с трудом.
· Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, это нам поможет.
· Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать.
· Вот придёт отец! Он тебе покажет за двойку!
· Посмотри, как я учился! А ты?
Памятка для родителей.
Как относиться к отметкам ребёнка.
· Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать изворачиваться, чтобы всё-таки быть в ваших глазах хорошим.
· Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного и кропотливого труда.
· Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
· Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
· Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку отметки вслух.
· Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
· Не обвиняйте беспричинно других взрослых, учителей и детей в проблемах Собственных детей.
· Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
· Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
· Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.
· Я узнал, что…
· Новым для меня стало то, …
· Я убедился, что…
· Меня не смогли убедить в том, что…
· Я категорически против того, что…
В конце собрания классный руководитель раздаёт памятки для родителей.
Протокол №1
Родительского собрания во 2 классе
Присутствовали: 16 родителей
Отсутствовали: 2
Задачи:
1. Познакомить родителей с программой второго года обучения.
2. Познакомить с внеурочной деятельностью.
3. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
4. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.
Слушали: По первому вопросу выступила классный руководитель, которая познакомила родителей с задачами собрания и предложила вопросы для обсуждения:
Знакомство с нагрузкой учащихся 2 класса.
Значение школьной отметки.
Родителям было предложено сообщение по проблеме собрания. Классный руководитель рассказала о физическом и психическом развитии детей этого возраста, разобрали основные физиологические и психологические характеристики детей, поступающих в школу.
Затем родители изложили свои предположения и мнения, учитель привёл несколько примеров из своей практики и практики других педагогов.
Было проведено анкетирование родителей.
Решение:
1. Обсуждение с родителями проблемы собрания считать удовлетворительным.
2. Каждой семье составить предложения по внесению в план работы по воспитательной работе в классе и в школе
3. Поставленные задачи родительского собрания считать решёнными.
Классный руководитель второго класса Косумова А.З.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.