Дата проведения: 26.01.2022
Родительское собрание «Особенности речевого развития детей 2-3 лет» с элементами мастер – класса по изготовлению тренажера
для развития речевого дыхания
Подготовили воспитатели: О.И.Ли, М.А.Окулова
Уважаемые родители, добрый день! Тема сегодняшнего родительского собрания «Особенности речевого развития детей 2-3 лет», также предлагаем вам мастер – класс по изготовлению тренажера для развития речевого дыхания.
Словарный запас ребёнка к 3 годам, как правило, составляет уже 1,5 тысячи слов (а то и больше!), поэтому часто поводом для переживания в семье становится молчание малыша.
Стоит отметить, что малыш в 2-3 года накапливает слова и пополняет не только активный, но и пассивный словарный запас. Если вы много разговариваете с ребёнком, читаете книжки, проговариваете свои действия, но ребёнок по-прежнему не проявляет большого интереса к речи, проверьте, насколько хорошо он воспринимает ваши инструкции.
В 2-3 года малыш уже должен выполнять самые простые инструкции. Например, мама показывает на чашку и говорит: «Возьми чашку». И ребёнок выполняет просьбу. Более того, многие дети способны воспринимать сложные инструкции: «Пойди в комнату и принеси чашку со стола». Если ребёнок адекватно реагирует на просьбы взрослых, но сам ограничен в словах, пока не стоит акцентировать на этом внимание.
Конечно, если ребёнок не говорит в 3 года совсем, нужно понемножку подталкивать его к этому, делать так, чтобы это стало ему интересно, выгодно. Самый простой способ развязать малышу язык — задавать открытые вопросы. Порой родители считают, что если будут говорить что-то за ребёнка, то он быстрее заговорит. Нет, это заблуждение. В таком случае у ребёнка просто не возникает потребности говорить. А зачем, если мама и так за него всё сказала? Вместо того чтобы спрашивать перед обедом «ты будешь кашу» и ждать, когда малыш кивнёт в знак согласия или помашет головой в знак отрицания, задайте ему такие вопросы: «Что ты будешь есть?» или «Что ты будешь есть: кашу или суп?». Этим вы побудите его к речи.
Также родителям не надо реагировать на «молчаливые» вопросы ребёнка (если ребёнок не говорит совсем). Мама обычно спрашивает: «Ты хочешь это? Это? Это?» И ребенок кивает головой. Нужно спокойно сказать: «Милый, я тебя не понимаю, что ты хочешь? Скажи словами, пожалуйста, я не могу понять, что ты просишь» (ласково, с участием).
Бывает, что в 3 года у крохи словарный запас развит более чем надо, и тут родители сталкиваются с другой проблемой. Малыш говорит так быстро, что никто не может разобрать, что он хотел донести. Слова вылетают со скоростью пулемёта и превращаются в «кашу». Такая особенность может свидетельствовать о небольших проблемах с нервной деятельностью, мышечных тонусах. Тут необходимо проводить комплексную работу.
Во-первых, важно, чтобы родители соблюдали спокойствие. Они сами должны говорить чётко и медленно.
Во-вторых, можно слушать спокойную музыку и петь песни, учить выделять интонационно роли героев в любимых сказках. Произносите одно и то же предложение разными интонациями и голосами, чтобы у ребёнка появился интерес повторить за вами. Это потребует от него больших усилий, но поможет добиться цели.
Поиграйте с детьми дома в игры для развития речи детей от 2 до 3 лет:
На развитие слухового внимания:
Мама тихо хлопает в ладоши — ребенок прыгает, мама затопала — ребенок бежит к ней.
На развитие силы голоса:
На развитие речевого дыхания:
Итак, предлагаем вашему вниманию создать свою игру - тренажер на развитие речевого дыхания «Бабочка на цветке».
Для изготовления такого тренажера нам потребуется цветной картон и цветная бумага основных цветов (синий, красный, зеленый, желтый), ножницы, клей и тесьма или тонкий шнурок. Цветок и бабочка будут двухсторонние. Вырезаем из картона цветок, одна сторона которого зеленого цвета, другая синего. Прокладываем между ними шнурок и склеиваем. Бабочку вырезаем из цветной бумаги красного и желтого цветов. Также склеиваем между собой, проложив между ними тот же шнурок, что и у цветка, можно одновременно сделать усики.
Теперь можно поиграть.
Ход игры: взрослый показывает ребенку бабочку и предлагает поиграть с ней. — Смотри, какая красивая разноцветная бабочка! Какого цвета у нее крылышки? А какой красивый цветок! Каким цветом цветок? Посмотрим, умеет ли летать наша бабочка? Взрослый дует на бабочку. — Смотри, полетела! Теперь ты попробуй подуть. Ребенок дует на цветок и бабочка улетает.
Можно усложнить задачу, в нашем случае одна сторона цветка сделана из фетра, а другая из фуамирана (пористой резины). Предлагаем пощупать цветок, рассказать о своих ощущениях (какой цветок? – гладкий или шершавый?), затем пробуем сдуть бабочку с разных сторон цветка. С фетровой стороны бабочка не улетает, а со стороны, где гладкая резина – улетает легко.
При такой игре развивается длительный непрерывный ротовой выдох, активизация губных мышц, а также тонкая (пальцевая) моторика, которая особенно важна для речевого развития.
Уважаемые родители, надеемся, что наш мастер-класс был вам полезен и до новых встреч!
Играя с ребенком, Вы создаете условия для развития у него правильной речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.