Поговорим о доброте. (Я хочу познакомить вас с книгой Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»)
Цель: Способствовать формированию отношений между родителями в атмосфере эстетически-нравственного воспитания, взаимопонимания, доброты
Задачи:
Воспитательная: помочь родителям и детям преодолеть трудности в решении сложных жизненных ситуаций в семье.
Развивающая: через разыгрывание различных педагогических ситуаций способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний
Образовательная: сформировать у родителей интерес к психолого-педагогической литературе.
Предварительная подготовка к собранию:
- Анкетирование родителей и учащихся класса по проблемам взаимоотношений в семье и с окружающими людьми;
- Проведение классного часа «Что значит быть добрым»;
- Работа со школьным психологом по подготовке теоретического материала;
- работа с библиотекарем по подготовке выставки в классе по данной тематике;
- Подготовка памятки для родителей;
- изготовление пригласительных билетов для родителей.
Участники: педагоги, родители, классный руководитель.
Методы и приёмы: индивидуальная работа, решение педагогических ситуаций, групповая работа.
Оборудование: проектор, анкеты, памятки для родителей.
Ход собрания
Слово классного руководителя
Добро всегда было неотъемлемой частью всего человечества. Добро, творимое людьми, на протяжении всех веков давало хорошие всходы. Оно рождается с каждым новым человеком и не умирает, и не умрёт, пока на свете есть люди, которые понимают значимость этого слова. В какой бы среде ни жил человек, как бы к нему ни поворачивалась судьба, в его душе всегда есть место для добра, в его действиях есть лучик добра, к которому он хотя бы раз в жизни дал прикоснуться другим.
Тема нашего родительского собрания выбрана мною неслучайно. Сегодня, когда в окружающем нас мире так много жестокости, перед каждым из нас стоит вопрос: каким будет мой ребёнок? Будет ли он человечным, открытым, добрым? Как воспитать его таким?
Думаю, у всех вас есть свой ответ на этот вопрос. Вы, конечно, мудры, опытны и, безусловно, знаете, что нужно вашим детям. Но сегодня мне бы хотелось поговорить о доброте, великодушии, умении не быть эгоистом. О воспитании этих качеств вы можете узнать из многих замечательных книг. С одной из них я бы хотела вас познакомить.
«Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва.( слайд)
Конечно, воспитать по книгам невозможно, ведь каждый ребёнок индивидуален. Но воспитывать без книг неразумно, потому что никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий. Воспитывать с опорой на книги – значит не повторять типичных, подчас, опасных ошибок; значит, экономить время и силы.
Д.С.Лихачёва, автора книги «Письма о добром и прекрасном», называют совестью нашей эпохи за его чрезвычайно высокий авторитет во всём мире и мнение его по проблемам нравственности можно считать мнением человека порядочного и благоразумного, прожившего свою жизнь достойно.
Книга была издана в 1985 году и сразу стала библиографической редкостью, её перевели на многие языки. В предисловии Д.С.Лихачёв объясняет, почему она была написана. (Слайд)
В своих «Письмах…» автор пытается объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живёт в согласии с самим собой и обществом.
Слайд:
- Согласны ли вы с этим утверждением? (Ответы родителей)
- Детям я тоже задала этот вопрос. Послушайте их ответы…( учитель зачитывает ответы детей, на экране в это время проецируется слайд)
-Как прекрасно, что наши дети понимают это!
А сейчас я предлагаю вам небольшое анкетирование. Перед вами неоконченные предложения. Подумайте минутку и закончите, пожалуйста, эти предложения.
Вопросы проецируются на экране (слайд)
Заслушиваются ответы родителей.
А вот как закончили эти предложения ваши дети: (слайд) Я думаю, вы можете гордиться такими детьми.
Ну а сейчас, уважаемые родители, представьте себе ситуацию и ответьте, как, по-вашему, должен был поступить ваш ребёнок.
1. Вы дали своему ребёнку срочное и ответственное поручение. Он спешит и вдруг у большого магазина видит плачущего малыша, который, вероятно, потерялся.
а) пойдёт дальше, ведь он спешит;
б) скажет о малыше проходящему мимо взрослому;
в) войдёт с ним в магазин и попытается найти его маму;
2. Всю неделю ребёнок старался, получил много хороших отметок в школе, подготовился к следующей неделе. Наступил выходной.
а) проведёт этот день с друзьями (он заслужил);
б) поможет вам по дому;
в) навестит заболевшую бабушку;
Слайд: ответы детей
Беседа с родителями.
- Обращаясь к книге Д.С.Лихачёва, подведём итог нашей беседы:
Слайд.
Нравственности, в том числе и совершению добрых поступков, конечно, свойственно чувство сострадания. Состраданием должен обладать каждый человек. Это долг перед собой, это закон его полного счастья. Радостно сознавать, что представления о добре, сострадании во многом совпадают у вас и ваших детей. Значит, вы идёте по верному пути. Ведь добру учатся на примерах родителей
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример тому:
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит. С.Брант
И ответ на вопрос: как сделать, чтобы дети не огорчали нас и окружающих людей, чтобы в них было как можно больше положительных качеств, в большей степени зависит от вас, уважаемые родители. Ведь именно под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт. А для того, чтобы семейное воспитание было успешным, необходимо соблюдение определённых условий, о которых я хочу вам напомнить: (слайд), памятки для родителей.
Слайды, раскрывающие содержание правил.
Наше собрание подошло к концу. Надеюсь, вы сегодня почерпнули для себя что-то важное, сделали свои выводы. Главное, чтобы вы всегда помнили, что доброта – это условие счастья
И с высоты прожитых лет
Достойно прозвучат слова:
Вы посмотрите на моих детей.
Моя былая свежесть в них жива.
В них оправданье старости моей.
Пускай с годами стынущая кровь
В наследнике моём пылает вновь.
Я благодарю вас за внимание. Успехов вам в воспитании ваших детей.
Приложение.
Рекомендации родителям.
Памятка 1
Памятка 2
1. Важна прежде всего сама семейная атмосфера. Учить добру, трудолюбию, состраданию надо не только словами, но и делом. Если ребенок видит, как его отец уступает место тому, кто в нем больше нуждается, а мама заботливо ухаживает за больными родителями , ему наставления не нужны.
2. Любите своего ребенка. Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку. Родительская любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями, уверенно выбирает друзей, определяет дорогу в жизни. Любовь родителей предполагает активное участие ребенка в жизни семьи. Он очень рано должен понять, что он такой же член семьи, как и все остальные, и он должен заботиться о других так же, как другие заботятся о нем.
3. И родители, дети должны иметь в семье свою долю труда и долю отдыха. Как ненормально, когда родители ради своих удовольствий забывают о детях, точно так же ненормально, когда только дети отдыхают и развлекаются, а на долю родителей выпадает только труд.
4. Не менее важное условие правильного семейного воспитания в семье - авторитет родителей. Влияние отца и матери на детей должно быть основано на любви, уважении, доверии к жизненному опыту, словам, поступкам родителей. Даже в малом дети стремятся копировать вас. Свои симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношения к жизни дети заимствуют у папы и мамы. Об этом забывать нельзя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.