Родительское собрание "Посеять в детских душах доброту"
Цели и задачи родительского собрания:
- формировать представления об истинных понятиях о доброте;
- выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых
делах;
- выделить понятия общечеловеческих ценностей: соблюдать принципы нравственности и морали, любить и уважать свой детей;
- воспитывать уважительное отношение между родителями и детьми.
Ход собрания
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)
Послушайте такую притчу, уважаемые родители .
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Как вы думаете, какими мотивами руководствовалась пожилая женщина?
Как можно охарактеризовать ее одним словом? (доброта).
Часто ли вам встречались такие люди?
На сегодняшнем родительском собрании мне хотелось поговорить с вами о доброте.
Понятие «доброта» толковый словарь С.И.Ожегова объясняет так: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро людям».
Я вспоминаю сотни ответов детей на вопрос: «Каким человеком тебе хочется стать?» Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдает другому,— невозможна душевная красота. Я задумался также над тем, почему у мальчишек меньше доброты, чем у девочек? Может быть, это лишь кажется? Нет, это действительно так. Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, потому, что с малых лет в ней живет еще неосознанный инстинкт материнства. Чувство заботы о жизни утверждается в ее сердце задолго до того, как она становится творцом новой жизни. Корень, источник доброты — в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой.
...Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств. А школа этого познания работает не только в школе, но и в семье?
Сразу напрашивается вопрос, добрые у вас дети?
(ответы родителей)
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, чёрствости, злобе? Об этом пойдёт сегодня наш разговор на нашей встрече, тема которой “Посеять в детских душах доброту”.
Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых чувств? Над этим вопросом задумывались многие учёные, педагоги, да и просто люди. Остаётся этот вопрос актуальным и сейчас. Вы согласны со мной?
“Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать”! – В.А. Сухомлинский.
Из выше сказанного видно, что добрым ребёнка можем, должны и обязаны сделать мы с вами, взрослые.
Что же необходимо знать и выполнять, чтобы научить детей быть добрыми?
1. Необходимо любить ребёнка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует взросление ребёнка, и доброе отношение к окружающим. Любовь к детям не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, всё это отравляет жизнь ребёнка, вносит в неё разочарование и злобу.
А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, представить такую ситуацию: “С вашим ребёнком случилась неприятность, но для него это настоящее горе, он очень переживает, нервничает, до слёз. Случайно, ребёнок поскользнулся и упал, при этом разорвал курточку. Наша задача, подобрать такие слова утешения и сочувствия, чтобы успокоить ребёнка, поддержать его, вернуть ему уверенность в себе, дать понять, что мы его очень любим.
(высказывания родителей, слова сочувствия)
2. Очень важно – очеловечить среду, в которой живёт ребёнок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Не одна сфера общения не должна раздражать ребёнка, рождать в нём страх, уныние, униженность. В такой обстановке ребёнок теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, он с лёгкостью найдёт приют в “тихом омуте”.
- Я думаю, что в каждой семье есть свой опыт воспитания доброты.
Давайте поделимся им.
(Каждое утро я целую своих детей, улыбаюсь и говорю «доброе утро, мои любимые!»)
3. Личный пример взрослых, и в первую очередь родителей. Пример во всём: в общении между супругами и другими членами семьи, забота о старшем поколении и о малышах, наличие в доме общих домашних любимцев и забота о них. Ведь отзывчивость и сострадание, желание помочь, поддержать в трудную минуту - основа воспитания доброты в ребёнке.
Давайте озвучим ситуацию между ребенком и мамой.
Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
1 – Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть по сторонам!
– Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
– Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой уши!
– Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей ластик пообещала принести, тот что..
– Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты в конце концов, помолчать! Быстро закрой рот! (Завязываю ребенку рот)
– Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!
Как вы считаете, какие чувства испытывал ребенок в этой ситуации?
Был в вашей жизни подобный случай?
Каким ребенком он вырастит в атмосфере безразличия и раздражения?
Не приходилось ли вам, подумайте, так вести себя по отношению к ребенку?
Как вы себя чувствовали в роли мамы? А вы в роли ребенка?
Вот в такое состояние мы вгоняем своих детей и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребёнку невыносимо слышать такие слова от родных, он может замкнуться. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?
А давайте сейчас, дадим своим детям обещание, выполнив такое упражнение «Я тебе обещаю…».
Перед вами чистый лист бумаги, напишите на нем, что никогда не сделаете по отношению к своему ребенку.
Варианты записей:
1. Я никогда не унижу тебя недоверием.
2. Я буду уважать твое мнение.
3. Я никогда не ударю тебя.
4. Я не стану кричать на тебя.
Станете ли вы придерживаться своей клятвы? На сколько легко вам будет выполнить свои обещания?
Итак, в ходе нашего разговора, мы пришли к тому, что воспитать у ребёнка доброе отношение к окружающему миру возможно. И воспитание это состоит из наших случайных слов, прикосновения, взгляда, личного примера, любви к ребёнку.
Считаете ли вы, что воспитание доброго ребёнка, в первую очередь зависит от родителей, семьи? Почему?
Какими средствами добиваетесь Вы доброго отношения детей друг к другу?
Предотвратить жестокость детей – это значит…
Какие виды наказаний Вы применяете к детям?
Какие чувства, по-вашему, вызываете Вы у ребёнка (любовь, уважение, интерес, страх, безразличие, иронию, презрение, страх, ненависть)?
Какие чувства у Вас вызывают дети?
Мы лишь с вами начали говорить о доброте. И вы увидели, что многое зависит от родителей, от отношения к собственному ребенку, его личности. И какой он будет, какие качества мы будем в нем развивать во многом зависит от нас. Мне бы в конце нашего занятия хотелось бы вам дать памятки, которые помогут вам еще добрее с вашими детьми.
Памятка для родителей
1. Ласково, по имени называйте ребёнка.
2. Создавайте ситуации зовущие к добру и состраданию.
3. Не унижайте ребёнка.
4. Не обсуждайте поступки при посторонних.
5. После замечания прикоснитесь к ребёнку и дайте ему понять, что вы ему сочувствуете.
6. Рассказывайте о добрых поступках других детей.
7. Учите заботиться о старших и младших членах семьи
8. Личным примером показывайте, что добрые дела веками живут.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.