"Проблемные" взрослые - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых или сверстников, которые
привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Физическое насилие
Нанесение физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребёнка, истязания без причинения видимых телесных повреждений.
.
Психологическое насилие
Унижение чести и достоинства, угрозы, крики, оскорбления, шантаж или действия, которые заставляют думать ребёнка, что он нежеланный и никчёмный.
Пренебрежение ребёнком
Оставление ребёнка без присмотра, отсутствие должного обеспечения основных потребностей ребёнка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, мед.помощи.
Экономическое насилие
Попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить жестокое отношение:
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы, утомлённый вид, отставание в физическом развитии.
Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков, разговоры о желании бросить школу, частые вялотекущие заболевания.
Факторы риска, способствующие нарушению прав ребёнка:
неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчима и мачехи;
присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
безработица, финансовые трудности;
постоянные супружеские конфликты;
статус беженцев, вынужденных переселенцев;
низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:
Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:
Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
Характерные особенности в поведении взрослых, которые должны подтвердить ваши опасения:
В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного класса в другой, из одной школы в другую.
Насилие в школе
Это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или учениками по отношению к учителю.
Школьному насилию способствуют:
Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений.
Плохой микроклимат в учительском коллективе.
Равнодушное и безучастное отношение учителей.
4. Традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость (общий психоэмоциональный фон учреждения образования, «политическая» система учреждения образования, наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»).
Школьный буллинг
Длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного человека или группы к другому человеку или группе.
Формы школьного буллинга:
Со стороны учеников: физическая агрессия,
словесный буллинг, запугивание, изоляция, вымогательство, повреждение имущества.
Со стороны педагога: унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях, негативные или саркастические высказывания по поводу внешности или происхождения ученика, устрашающие и угрожающие жесты или выражения.
Типичные черты учащихся, склонных становиться булли:
испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
импульсивны и легко приходят в ярость;
часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
не испытывают сочувствия к своим жертвам;
на уроке постоянно привлекают к себе внимание, вступают в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчивы и грубы;
могут лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;
Типичные черты учащихся, склонных становиться булли:
прогуливают школу, часто бывают в компании сверстников из других школ, районов;
входят в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;
избегают общественно-полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
Основные идеи по работе с булли:
обидчиков нужно экстренно и эффективно разоблачать;
при установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования сообщить о сложившейся ситуации представителю администрации;
администрация, совместно с психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии;
непосредственная работа с жертвами и преследователями;
не напирать на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков;
работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества;
конструктивно работать с родителями.
Алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения.
Выявление ситуации насилия над ребенком.
Оказание медицинской помощи.
Сообщение о факте жестокого обращения, насилия.
Передача информации в соответствующие органы.
Принятие решения.
Проведение реабилитационных мероприятий по выводу ребенка из кризисной ситуации.
1. Выявление ситуации насилия над ребенком.
Методы устного и письменного опроса (опрос, беседа, анкетирование, интервью)
Оказание эмоциональной поддержки
Тестирование (опросники, тесты, проективные методики)
Наблюдение
Выход в семью (обследование жбу, беседы с родственниками)
Подробная запись информации в дневник наблюдений
Алгоритм действий при жестоком обращении со стороны педагога
получить письменное заявление от ученика или его родителей
приказом по школе создается комиссия для проведения служебного расследования (с присутствием представителей родителей и учащихся)
опросить обе стороны конфликта и свидетелей (при полной гарантии анонимности);
принять решение и довести его до сведения всех сотрудников и учащихся
К кому обращаться за помощью?
Телефоны «горячих линий», по которым можно обратиться за помощью
123 – горячая линия «Дети в опасности» Следственного комитета РФ для детей, подвергающихся опасности (круглосуточно, звонок бесплатный).
112 – единый телефон «Службы спасения» для всех мобильных операторов. В экстренных случаях звоните со своего мобильного телефона. Операторы примут Вашу информацию и передадут в соответствующую оперативную службу.
Социальный телефон: 8-800-100-22-42 (звонок бесплатный, в будние дни с 9.00 до 18.00).
Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и родителей: 8-800-2000-122 (круглосуточно, звонок бесплатный, анонимный).
Отделение Службы экстренной психологической помощи по Иркутской области: 8-800-350-40-50 (круглосуточно, звонок бесплатный, анонимный).
Аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в Иркутской области:
- телефон приёмной: (3952) 24-21-45,
- «Телефон доверия»: 24-18-45.
«Телефон доверия» Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области:
(3952) 20-46-54.
Полиция 02 и 02* (круглосуточно) а также телефонам доверия, которые можно уточнить на сайте Главного управления МВД России по Иркутской области http://38.mvd.ru/contact/Telefonidoveriya/:
- по г. Братску (3953) 49-54-39,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.