.
Цель: - организация совместной деятельности родителей профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма, профилактике ПАВ;
- повышение уровня знаний родителей по вопросам употребления
психоактивных
веществ (ПАВ) детьми и подростками;
Задачи: - побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое
главное для сохранения жизни и здоровья их детей
- предотвратить употребление детьми психоактивных веществ.
Повестка:
1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, повышение культуры участников дорожного движения.
2. Памятка родителям и детям по ПДД.
3. Профилактика употребления подростками психоактивынх веществ.
Ход собрания:
« Хотите ли вы, не хотите ли…
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего – вы родители,
А все остальное – потом!»
1. Актуальность выбранной темы.
Сегодня мы собрались для того, чтобы побеседовать на темы: «Соблюдение правил дорожного движения пешеходами, профилактика ПАВ».
Первый наш вопрос по правилам дорожного движения, тема продиктована самой жизнью. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает. Это указывает на необходимость обучения детей правилам дорожного движения, а также отсутствием у детей защитной психологической реакции на дорожную обстановку.
Вследствие транспортных повреждений погибает детей больше, чем при всех других видах травматизма. Инвалидность - нередкий исход этого вида травм. Наибольшее количество транспортных травм наносятся автомобилями. Причины транспортных травм можно разделить на три группы:
1. неправильное поведение самих детей (¾ всех происшествий)
2. вина водителей транспорта
3. вина взрослых, сопровождающих детей.
2. Рекомендации родителям по обучению детей ПДД.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У
них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру. Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Возрастные особенности детей, несомненно, влияют на их поведение, на улицах и дорогах.
- ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
- ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;
- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
- они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.
- дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.
- они уже наполовину опытные пешеходы;
- они могут определить, откуда доносится шум;
- они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем.
- они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
- но они по-прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.
Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.
Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:
• наблюдать
за дорогой;
• правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее
изменчивости;
• видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.
· Наблюдать за дорогой.
1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.
2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину издалека. Научите его всматриваться вдаль.
4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.
5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.
· Правильно оценивать дорожную обстановку
Главная опасность - стоящая машина.
Почему? Да потому, что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность.
Правило № 1.
Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.
Правило № 2
Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.
Правило № 3
И у светофора можно встретить опасность!
Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться. Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились. Правило № 4
Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.
Правило № 5
Прочные навыки транспортного поведения детей формируются только повседневной систематической тренировкой! Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, в гости, за город и т.п. учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах. (слайд)
Правило № 6
Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Пусть все, что связано со школой, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо – вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю. Даже те дети, которые знают правила дорожного движения, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Делайте это доброжелательно.
Правило №7
Обращайте внимание ребенка на сезонные особенности перехода улиц и дорог – снегопад, дождь, туман, гололед, листопад, другие опасные погодные явления. Учить его быть особо внимательным на дорогах в ненастные дни. (слайд)
Правило №8
Объясните ребенку правила поведения в общественном транспорте, правила поведения пешехода.
Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах, значит, в ваш дом не придёт беда. Позаботьтесь о своих детях, об их безопасности заранее!
3. Обыгрывание дорожных ситуаций, с последующим анализом (работа в группах)
1 .Вы с ребенком стоите у перехода, дожидаясь разрешающего сигнала светофора. Некоторые нетерпеливые пешеходы начинают переход (или просто спускаются с тротуара на проезжую часть), не дожидаясь зеленого сигнала. Как вы поведете себя в подобной ситуации, что скажете ребенку?
2.Вы стоите на тротуаре, ваш дом на противоположной стороне улицы, переход в100 мот вас. В транспортном потоке виден просвет. Вы хотите быстро перейти улицу не по разметке перехода. Ребенок тянет вас назад, объясняя, что в детском саду их учили переходить проезжую часть только по переходу. Ваши действия.
З.Вы с ребенком зашли в автобус. Ребенок устал и капризничает, хочет сесть, но свободных мест нет, и никто не собирается вам уступать. Ваши действия. Чем вы можете отвлечь ребенка и успокоить его?
А теперь я предлагаю каждому из вас рассмотреть памятки по ПДД
Следующий наш вопрос, который занимает немаловажное место в нашей жизни – это профилактика употребления ПАВ.
В конце XX века
злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами
приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения,
общее количество страдающих заболеваниями, вызванными приемом различных ПАВ
(кроме табака), составляет более 500 миллионов человек.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и
молодежью психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую
серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и
правопорядку.
Происходит постояннное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к
наркотикам, спиртному и сигаретам снижается до 8–10 лет.
Поэтому сегодня мы собрались с вами обсудить опасность ситуации для наших
детей, так как, к сожалению, не каждый родитель способен осознать, насколько
страшным для его ребенка может стать употребление ПАВ.
Наша встреча проходит в форме активного занятия, где каждый может сказать
то, что он думает по этой проблеме, и предложить свои рекомендации. Чтобы мы
чувствовали себя свободнее в общении друг с другом, будем работать в группах.
Игра-активатор «Выбери соседа»
Представьте следующую
ситуацию: вы приехали на конференцию, посвященную проблемам молодежи. Перед
началом работы вам необходимо поселиться в гостинице с другими
участниками – по три человека. Вашими соседями могут быть врачи, педагоги,
представители родительских комитетов, наркоманы, бывшие заключенные, больные
гепатитом или ВИЧ-инфицированные, то есть все те, кто способен повлиять на
разрешение вопросов употребления ПАВ. Вы должны себе выбрать соседа по комнате,
но есть одно условие, которое нужно выполнить: на спине каждого из вас будет
бейдж с информацией, кем вы являетесь. Вы не знаете, кто вы такой, но по бейджу
вам известно, кто ваш сосед. Ваша задача – объединиться с теми людьми, с
которыми вы хотите прожить в одной комнате, пока идет конференция. Вы должны
проявить мастерство, чтобы убедить их в том, что вы хороший сосед.
Итак, с вашего позволения я прикрепляю бейджи к вашим спинам, и мы начинаем
искать соседей.
(В течение 5–10 минут группы объединяются, и начинается обсуждение).
Вопросы:
1. Что было самым
сложным в начале поиска «соседей»? Какие чувства вы испытывали?
2. Какие методы вы использовали для убеждения «соседей», что вам нужно
объединиться?
3. Получали ли вы отказы и какие ощущения вы испытали в это время?
Вывод: неизвестность, страх быть отвергнутым из-за того, что у тебя проблема, неудовольствие из-за непривычной обстановки, предвзятое отношение к отрицательной роли некоторых «соседей» привело к смешению чувств, неуверенности, неудовлетворенности и раздражению. Подобные ощущения испытывают и подростки в период своего взросления: страх быть непринятым, комплексы из-за внешности и социального положения, непонимание в семье, чувство своей незащищенности и ненужности. Родители часто не видят, что ребенку как никогда необходимо их внимание и дружеская поддержка, и именно в этот период могут найтись «внимательные люди», которые помогут ему«снять» напряжение с помощью ПАВ.
Работа в подгруппах
Давайте с вами попробуем
определить причины, приводящие к приему психоактивных веществ, и нарисовать
«портрет» подростка, склонного к их употреблению. (Часть групп работает
над причинами, часть – над «портретом». Время – 15 минут.)
Обсуждение ведется по очереди, приветствуется дискуссия.
Возможные варианты ответов
Причины употребления ПАВ:
1. Биологические факторы
(патологии беременности, осложненные роды, тяжелые заболевания ребенка или
травмы).
2. Социальные факторы (воспитание в неполной семье, занятость родителей,
авторитарный или попустительский стиль воспитания, употребление родителями ПАВ,
недостаточная связь со школой, плохая успеваемость, легкий доступ к
наркотическим средствам, насилие и издевательства над детьми).
3. Психологические факторы (ощущение собственной ненужности, низкие
самооценка, самоконтроль и самодисциплина, непонимание социальных норм и
ценностей, неспособность здраво рассуждать и делать правильный выбор в жизни).
«Портрет» подростка, употребляющего ПАВ
1. Скрытность, самоизоляция.
2. Резкое снижение интереса к учебе, прогулы занятий, потеря интереса к
спорту и к другим полезным увлечениям.
3. Лживость, изворотливость, уединение в туалете или ванной комнате.
4. Тяга к размышлениям о бессмысленности жизни и необходимости «свободы
личности» в поведении и употреблении ПАВ.
5. Увеличение финансовых запросов, пропажа денег и вещей.
6. Неожиданные смены настроения и поведения.
7. Резкое снижение или увеличение аппетита, неряшливость, частые порезы,
синяки, ожоги в районе вен, бледность, отечность кистей рук, покраснение
глазных яблок, расширение кровеносных сосудов под ноздрями, следы инъекций по
ходу вен, чрезмерно расширенные или суженные зрачки, ухудшение памяти,
внимания.
8. Странные находки в доме: шприцы, иглы, закопченные ложки, флаконы,
таблетки, порошки и пр.
9. Появление новых подозрительных друзей, частые и туманные телефонные
разговоры, нежелание общаться со взрослыми.
Итак, мы определили, как
может выглядеть подросток, употребляющий психоактивные вещества, и какие
причины его к этому толкают. Сегодня наркотики распространены слишком широко,
чтобы успокаивать себя соображениями вроде «моего ребенка это никогда не
коснется».
Данная информация может своевременно помочь вам увидеть надвигающуюся опасность
и предотвратить беду.
Упражнение «Мозговой штурм»
Как воспитать «не наркомана»
в семье?
Мы продолжаем работу в подгруппах. Попробуйте предложить варианты воспитания
ребенка, способного противостоять вредным привычкам.
Возможные варианты ответов:
1. Здоровый образ жизни всех
членов семьи.
2. Внимание и участие к детям и друг к другу.
3. Учет интересов ребят к спорту и позитивным увлечениям.
4. Формирование адекватной самооценки, уверенности в себе и самоуважения у
ребенка.
5. Создание «ситуации успеха» в учебе, общении, спортивных увлечениях,
музыке, танцах.
6. Создание в семье благоприятного микроклимата, позволяющего выражать
свои чувства, эмоции, настроения без страха быть высмеянным.
7. Обучение детей управлению своим психоэмоциональным состоянием и выходу
из стрессовых состояний и депрессий.
8. Тесная связь семьи со школой, формирование интереса к учебе и труду.
Таким образом, мы с вами
определили, что родители могут предпринять, чтобы ребенок не пристрастился к
психоактивным веществам. Ведь гораздо легче предотвратить проблему, чем ее
решать.
Попробуйте воспитать ребенка закаленным, смелым, ответственным, честным,
трудолюбивым и образованным человеком.
Вряд ли такой станет наркоманом или алкоголиком. Это трудная, но возможная
задача.
Итоговый круг
Наша работа подходит к концу.
Большое спасибо всем за участие. А теперь поделитесь мыслями, что для вас
оказалось интересным и полезным в нашем общении.
(Родителям раздаются буклеты с рекомендациями и памятками, адреса и телефоны
пунктов консультационной помощи врачей, юристов и психологов.)
В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и получение знаний по математике, азбуке. Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».
То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.
Решение:
1. Принять к сведению что воспитание безопасного поведения на дороге детей – главная задача родителей.
2. Родителям соблюдая правила, подавая пример детям.
3. Прислушаться к советам и рекомендациям воспитателя и взять памятку родителям и детям по ПДД на заметку.
4. Уделять внимание подростку, воспитывать его так, чтобы он не пристрастился к психоактивным веществам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.