Уважаемые родители, здравствуйте! Я поздравляю Вас с радостным событием! Ваши дети повзрослели! Они стали учениками 10 класса и у них начинается совершенно новая, но интересная жизнь. Какой она будет? Этот вопрос волнует сейчас не только Вас, но и меня, классного руководителя ваших детей. Как сложатся отношения между учениками, с какими трудностями им придется столкнуться и как сделать так, чтобы этих трудностей было меньше? Как видите, перед нами задача со многими неизвестными.
Удачный выбор профессии… можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно.
В выборе профессии пересекаются три линии:
способности человека,
его намерения,
желания и спрос на профессию.
Отсюда и формула удачного выбора, способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект.
Человек меняется, обновляется рынок труда и образования – как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становится главным противником профориентационной работы.
Задача взрослеющего человека сделать время своим союзником в выборе жизненного пути.
А. Грецов, практический психолог, Санкт-Петербург
Выбор профессии
анализ своих способностей, интересов и имеющихся умений, подбор к ним профессии;
проба своих сил в различных делах, попытка понять для себя «чем мне нравится заниматься»?
- осознанный процесс подбора трудовой деятельности, которой хотелось бы заниматься в дальнейшем.
В нашей стране 42% людей меняют профессию уже в течение первых двух лет после окончания профессионального училища, колледжа или ВУЗа, а в целом до 80% населения работают не по специальности, указанной в дипломе о профессиональном образовании.
При выборе профессии необходимо учитывать факторы:
Фактор ХОЧУ
интересы – желание что- либо узнать новое;
склонности – желание что-либо сделать;
на первом плане: высокие доходы (сразу).
Фактор МОГУ
Фактор НАДО
потребности рынка труда в кадрах;
низкая оценка способностей без практики, стажа
Возможности личности:
способности – технические, организаторские, коммуникативные;
уровень знаний – умения по определенным предметам (тренер – физкультура, программист – математика);
психологические особенности личности – особенности темперамента, качества характера (продавец- общительный, переключение внимания, устойчивая нервная система);
состояние здоровья.
Классификация профессий
По характеру труда:
физический или умственный труд;
исполнительский или творческий характер.
По уровню квалификации:
профессии, требующие высшего образования;
профессии, требующие среднего профессионального образования;
профессии, не требующие квалификации.
По предмету и характеру труда:
человек;
техника;
информация;
художественный образ;
природа.
знать состояние здоровья подростка (в полном объеме);
иметь представление об умственных способностях, гибкости ума, индивидуальных особенностях характера ребёнка;
находить возможности для наблюдения за спецификой умственных и физических способностей ребенка.
Родителям необходимо:
Факторы выбора профессии
Три слагаемых правильного выбора профессии
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
ХОЧУ ли я быть профессионалом в данной области? Нравится ли мне та профессия, которую я выбираю?
Во-вторых, человек должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ). МОГУ ли я работать по этой профессии? Хватит ли моих способностей и здоровья для этого?
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
Так ли НУЖНА выбранная профессия в городе? Смогу ли я потом устроиться на работу?
Родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Конечно, этот совет особенно хорош, если ваше чадо начинает задумываться об этом задолго до необходимости принимать решения. Но задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз.
Задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным «на его волну», не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций.
И взрослым, и детям нужно всегда помнить, что человек «состоит» из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и «климат» общения, т.е. уровень и образ жизни.
Рефлексия.
Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Вы правы. Нет! Для этого нужна вторая ладошка. Ведь хлопок – это результат действия двух ладоней. Так вот, учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, то есть Вас, дорогие родители, учитель бессилен. Отсюда можно вывести хорошее правило: только сообща, все вместе, мы преодолеем трудности в воспитании и учебе детей. Так давайте все вместе похлопаем.
Уважаемые родители!
Успехов и самых высоких результатов в грамотном и правильном совместном выборе профессии Вашего будущего выпускника-старшеклассника и родительского семейного Совета!
Ваш классный руководитель
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.