Родительское собрание
«Сотрудничество школы с родителями – путь к развитию личности ученика»
Цели:
· Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьёй.
· Раскрыть позицию школы: ответственность педагогов за развитие детей не является всеобъемлющей, часть её лежит на родителях.
Материалы: ручки, фломастеры, писчая бумага, цветная бумага, плакаты.
Ход заседания
1. Вступительное слово. Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о наших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, и как от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Взаимодействие семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
А что же такое воспитание? В это слово каждый из присутствующих вкладывает свой смысл. Так что же это такое?
Как вы видите, были
получены самые разнообразные ответы.
Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и
проявляющиеся в общественной жизни. («Толковый словарь русского языка» С.И.
Ожегова).
2. Ролевая игра.
Вы доверяете нам самое
дорогое — ваших детей. В школе дети проводят очень много времени. В течение дня
дети общаются с различными взрослыми. Для нас очень важно понять, какую роль
играют взрослые и в жизни детей, что они могут им дать.
Давайте вместе проанализируем, с кем же в течение дня общаются наши дети. Кто,
так или иначе оказывает воздействие на ребенка.
Родители называют, один из ведущих записывает на доске зелёный цвет – школа,
синий – дом, красный – улица:
Посмотрите, всех людей можно условно разделить на 3 группы: дом (семья), школа,
и улица (друзья).
Я хочу предложить вам
игру, в ходе которой можно было бы сформулировать представления о роли каждой
категории в жизни ребенка. Родители условно разделяются на три группы
"Родители", "Школа", "Улица" И с позиции той
группы, где вы оказались, подумайте и напишите на бумаге то, как оказывает
влияние та или иная группа, что может дать хорошего или плохого в формировании
личности ребёнка. 5-7 минут.
Давайте ознакомимся с результатами вашей работы. Каждая группа зачитывает то,
что у вас получилось.
Сравнивая ответы, мы
можем выделить то, что объединяет группы.
Но есть и то, что ребёнок может получить только в школе, дома или на улице.
Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы воспитания ребенка, снизить отрицательное влияние социальной среды, но школа никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка (видеоролик «Спасибо, мама»)
Упражнение «Если мой ребенок…, то я…» Продолжить предложение.
- « Если мой ребенок огорчен, то я...»
- «Если мой ребенок пришел из школы с синяком и в рванной куртке, то я...»
- «Если мой ребенок проявляет жестокость по отношению к одноклассникам, то я...»
- «Если мой ребенок не реагирует на мои просьбы, все забывает, то я...»
Упражнение « Решение внутрисемейных ситуаций» (работа в группе) Обсудить и проиграть.
1. Ваш ребенок приходит из школы и жалуется, что учитель занижает ему оценки. Как вы поступите?
2. Ваш ребенок жалуется на то, что одноклассники его обижают, не понимают, смеются над ним. Как вы поступите?
Обсуждение:
Скажите пожалуйста, а какие методы воздействия были предложены для решения ситуаций?
· Внушение;
· Приказание;
· Требование;
· Наказание;
· Убеждение;
· Приучение;
· Поощрение;
· Личный пример.
3. Тест для родителей «Я и мой ребенок».
Важное учитывать и то,
как проходит процесс воспитания, как оказывается воздействие на ребенка. Я хочу
предложить вашему вниманию философскую сказку, которая покажет в аллегорической
форме, как происходит воздействие на ребенка и какой метод наиболее эффективен.
5. Сказка. "Фиолетовый котенок"
Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.
— Ну что мне с ним делать? — Кошка всплескивала лапами. —
Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на
голове чеши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?
— Да что с ним цацкаться? — рычал кабан.
— Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята
как котята, а этому лунный свет подавай!
— Он просто глупый, — каркала ворона.
— Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не
вытащишь! Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете. Луна была большая,
белая, яркая.
Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?
А какие бывают еще? — удивлялся котенок.
У меня есть брат, — сказала. Луна, — он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?
Конечно, хочу. Он похож на тебя?
Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.
Ранним утром котенок увидел Солнце.
Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. —А я знаю твою сестру Луну!
Передай ей привет, — сказало Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.
Конечно, передам.
Фиолетовый котенок теперь
умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.
Эта сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона — это обычные
методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка.
А Луна — это символ
веры. Она не воспитывает котенка, а расширяет его мир.
6. Заключительное слово.
В
заключение нам бы хотелось узнать ваше мнение по поводу нашей встречи. Что вам
показалось интересным, какие методы взаимодействия вы хотели бы предложить,
ведь известно, что воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи
последнее приобретено ценою большого труда, в случае же неудачи горе не
сравнимо ни с каким другим.
Если вы находитесь
здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная,
обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором
плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите ее, потому что именно
она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и
невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от
отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.
Анкетирование родителей
Просим Вас заполнить анкету. Нам необходимо узнать Ваше мнение
1.Какие изменения нужны в школе?
2. Продолжите предложение : Я бы хотел (а), чтобы учителя…
3.Я буду оказывать содействие школе:
а. оказывать помощь учителю;
б. соблюдать правила школы;
в. участвовать в мероприятиях школы;
г. свой вариант
Рефлексия «Закончи предложение»
Рефлексия.
1.Сегодня
было…
2.Мне
хочется…
3. Я
научилась…
4. Взяла
полезное…..
5. Другое…
Участники на стикерах делают записи и крепят на
доску.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Памятка для родителей
о создании благоприятной семейной атмосферы
• Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
• Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
• Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
• Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
• Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о своих событиях в его жизни.
• Ребенок должен чувствовать, что он любим.
• Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.