Родительское собрание
Тема: Путь к здоровью, силе, бодрости
Цель: Знакомство родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы и результатами деятельности педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей и свое здоровье, мотивации на здоровый образ жизни.
Участники: педагогический коллектив, родители, дети
Подготовительная работа:
1.Оформить к собранию мудрые мысли:
«Здоровье – не все, но без здоровья - ничто» (Сократ)
2.Оформить листовки, информационные листы для родителей , буклеты.
3. Оформить фотовыставку , папку – раскладушку «Спорт – это здоровье»
4. Подготовить раздаточный материал для родителей.
План собрания:
Ход собрания:
Подготовка конвертов с цветными фишками (красного, желтого, синего цветов)
ХОД СОБРАНИЯ
Тихо звучит музыка.
Ведущий: Вы любите путешествовать. Я предлагаю вам отправиться путешествовать на воздушном шаре. Вот шар есть, корзина на месте. А качестве груза мы возьмем с собой мешочки , мешочки будут наполнены вашими ценностями жизни. А какие ценности жизни можно взять с собой.
Ответы родителей: Любовь, взаимопонимание, семья, благополучие, трудолюбие, здоровье.
Наш воздушный шар опускается вниз, чтобы подняться как можно выше, нам необходимо сбросить мешочки с грузом вниз. С каких начнем?
Высказывание родителей…………………..
Ведущий подводит родителей к тому, что мешочек с грузом «здоровье » необходимо оставить. Ведь, человек - совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье - не все, но без здоровья - ничто», - говорил мудрый Сократ.
Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению Речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды привело к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений - детские неврозы. Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей - забота всех. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.
Ну, а каков он, по вашему мнению, здоровый ребенок?
(Высказывания родителей.)
Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело.
Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям - взрослым и детям.
Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично.
Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, т. к. он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована, поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела.
Вывод: Конечно, здесь дан «портрет» идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь дальше.
Выступление воспитателя:
В нашем детском саду делается всё, что необходимо для обеспечения санитарно-гигиенических условий, оздоровления. Но прежде всего эти условия направлены на то, что НЕ может навредить, а значит ориентир будет на самого слабого. Более крепкие ребятишки могут недополучить что-то. Это «что-то» - индивидуальные дополнительные воздействия, которые могут осуществлять сами родители, ведь большую часть времени ребенок проводит дома. Подумайте, сколько можно сделать за утро, вечер, субботу, воскресенье!
Все дети нуждаются в правильном режиме, физических упражнениях, закаливании. И вы можете помочь своему ребенку, зная особенности его здоровья. Давайте определим пути и способы сохранения и укрепления здоровья.
Первый путь – это, конечно же, соблюдение режима. Родителям предлагается достать из конвертов цветные фишки, ответить на вопросы ведущего выкладыванием фишки соответствующего цвета (красная фишка – да; желтая – иногда; синяя – нет) .
-сохраняется ли дома режим сна?
-выполняется ли родителями режим питания?
-соблюдается ли режим прогулки?
Второй путь – это правильное питание. Для обеспечения правильного питания необходимы три условия:
-наличие в пищи всех необходимых ингредиентов;
-рациональный режим питания, то есть современная технология приготовления пищи и рациональное распределение пищи по калорийности в течение дня;
Как вы считаете, соблюдаются ли в вашей семье, условия для правильного питания? (выкладывание фишек).
Третий путь – физическое воспитание. Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет, как продолжительное физическое бездействие. Об этом еще говорил Аристотель. О вреде гиподинамии (ограничении движения) написано и сказано так много, что мы не будем здесь повторяться. Ребенок – это человек с постоянной потребностью в движении. «… А у меня в ногах вечный двигатель, вечный прыгатель и вечный бегатель». Поэтому прежде всего нужно запомнить: не наказывайте ребенка ограничением движений («Сядь! », «Угомонись! », «Встань в угол! »). Это ничто иное, как физическое наказание.
Не следует думать, что физическое воспитание – это только занятия физкультурой. Это целая система двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Давайте подумаем, что мы можем предложить ребенку дома или на улице, чтобы он удовлетворил свою потребность в движении? (ответы родителей по желанию). Развитие двигательных навыков имеет огромное значение не только для занятий спортом или физической подготовкой. Эти навыки необходимы и в таких, казалось бы, совершенно различных видах деятельности, как работа хирурга, управление самолетом, танцах, занятиях лепкой… Человек, двигательные навыки которого развиты недостаточно, вряд ли сумеет полностью реализовать свои желания в широком спектре человеческих профессий. До того, как ребенку исполнится 6 лет, родители должны сделать все от них зависящее, чтобы ребенок овладел широкой гаммой двигательных навыков. Это – необходимое условие построения фундамента жизни ребенка, которое и обеспечит ему возможность заниматься спортом и откроет доступ к самым различным видам человеческой деятельности, и просто позволит наслаждаться сильными, уверенными и ловкими движениями собственного тела.
Четвертый путь – закаливание. Скажите, какими методами мы можем закаливать ребенка в домашних условиях. (высказывания родителей). Если вы решились закаливать ребенка, помните: первый эффект в снижении заболеваемости проявляется только через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект – только через год.
Чтобы обобщить вышесказанное, предлагаю сыграть в игру «Слово – эстафета». Родители по очереди продолжают фразу «Мой ребенок будет здоров, если… »
Воспитатель предлагает родителям продолжить поговорки:
-«Кто крепок плечом… » (тому и ноша нипочем)
-«Больному и мед не вкусен… » (а здоровый и камень съест)
-«Лекарств тысяча… » (а здоровье одно)
-«Зелень на столе… » (здоровье на сто лет)
-«Горьким лечат… » (а сладким калечат)
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в ДО (из опыта работы)»
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания. Очень важной, составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, ловкость, сила, выносливость.
Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. Одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование современных методов и средств, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойкими выносливым, обладает высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды. Для реализации задач и целей здорового образа жизни и всей системы учебно-воспитательной работы я использовала принципиально новый комплекс оздоровительно-профилактических программ, современные нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей. В процессе работы нами были поставлены главные цели и задачи:
Формировать подгруппы детей на основе состояния их здоровья, темпов физического развития, функционального состояния в соответствии с медицинскими показаниями;
Стремится побудить у каждого ребенка интерес к занятиям или спортивной игре;
Корректировать движения и осанку каждого ребенка, который в этом нуждается, мягко, используя поощрения;
Развивать у детей навыки личной гигиены;
Развивать у детей элементарные представления о полезности, целесообразности физической активности;
Поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства «мышечной радости»;
Привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.
В своей работе мы использовали
разнообразные формы работы, традиционные и нетрадиционные физические
упражнения, сформировали потребность в движении, развивала двигательную
способность во время прогулок. Повышали уровень самостоятельности и способности
к самоконтролю и самооценке. В течении учебного года развивали
нравственно-этнические качества и двигательное творчество.
Для достижения поставленных целей использовали самые разнообразные формы и
методы работы. Я строила их в соответствии с задачами на данный период,
основываясь на нескольких основных принципах:
Принцип нанесения вреда «Не вреди».
Принцип приоритета действительной заботы о здоровье воспитанников.
Принцип триединого представления о здоровье (физическое, психическое, социальное).
Принцип непрерывности и преемственности здоровьесберегающей деятельности.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям воспитанников.
Учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциальной среды обитания, влияющих на здоровье детей.
Принцип медико-психологической компетентности воспитателя.
Принцип контроля за результатами.
В своей группе используем физкультурно-оздоровительные мероприятия: утреннюю гимнастику на свежем воздухе, дыхательную гимнастику, корригирующие упражнения, профилактику плоскостопия с использованием нестандартного оборудования, профилактику органов зрения (использовала гимнастику для глаз, таблицы), босоножье, точечный массаж, самомассаж, психогимнастику, музыкотерапию, цветотерапию, пальчиковую гимнастику.
В своей работе мы использовали оборудование, сделанное руками родителей, которые очень эффективно помогали нам в работе по закаливанию детского организма Два раза в неделю проводится лечебная гимнастика. Так же в течение года мы используются аромомедальоны с чесноком – особенно в период профилактики гриппа.
Помимо воспитательного значения, посильный труд оказывает и оздоровительное влияние: улучшает деятельность сердечнососудистой и дыхательной системы, повышает обменные процессы, укрепляет костно-мышечную систему, повышается выносливость, работоспособность, совершенствуется координация движений. Трудовое обучение и общественное полезный труд предоставляют хорошую возможность привития детям гигиенических навыков.
С огромным удовольствием дети принимали участие в проведении различных видов массажа (точечный, игровой, пальчиковый) например: «Вылепи свое лицо» или «Гимнастика маленьких волшебников». В сочетании с дыхательной гимнастикой я проводила психогимнастику «Ракушка» — где дети слушали шум моря. Релаксацию, музыкотерапию применяем во всех видах деятельности: во время обеда, при дневном сне, на прогулках. С этой целью я использовала подбор кассет с записью морского прибоя, пения птиц, журчание ручья. Имеющиеся технические средства в группе позволяют применять этот метод систематически.
Для реализации задач здорового образа жизни и всей системы учебно-воспитательной работы в нашем детском саду и в нашей группе возможно только в тесном контакте и сотрудничестве родителей и педагогов.
Представление у детей и их родителей о здоровом образе жизни, должны формироваться с самого раннего детства их ребенка. Приходя в детский сад, родители сразу сталкиваются с проблемой сохранения здоровья ребенка и его полноценного развития. Большая ответственность за здоровье подрастающего поколения ложится на воспитателя. Наша задача состояла в том, чтобы как можно больше семей привлечь к созданию предметно-развивающей среды дома и в группе, целенаправленное вовлечение всех детей и родителей
Постоянно в консультациях для родителей я рекомендовала темы по здоровьесберегающим технологиям на тему:
«Что может носовой платок»
«Режим и личная гигиена детей»
«Один дома»
«Здоровье без лекарств»
«Врачебно-педагогический контроль на занятиях физической культуры»
К числу задач здорового образа жизни относится и рациональное питание, которое чрезвычайно важно для растущего, постоянно меняющегося организма. Пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуют нормальному физическому и нервно-психическому развитию, улучшению работоспособности, повышению защитных сил организма, направленных против инфекции. Рацион питания детей насыщен овощами и фруктами.
Первый и самый важный навык: ребенок должен есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые для его развития компоненты. Таких компонентов шесть: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода.
У детей выработаны определенные знания и стойкие навыки по гигиене питания.
Результатами моей работы является:
1.
У детей развиты навыки личной гигиены;
2. Дошкольники имеют элементарные представления о полезности и целесообразности
физической активности;
3. У дошкольников развит интерес к занятиям, спортивным играм, согласно их
индивидуальной склонностей способностей;
4. На должном уровне ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости
ребенка через различные формы работы;
5. Создана предметно-развивающая среда способствующая воспитанию ценностей
здорового образа жизни;
Упражнение «Я работаю над своим здоровьем». Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь.
- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
- я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
- я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;
- я периодически провожу разгрузочные дни;
- у меня отсутствуют вредные привычки;
- соблюдаю режим дня;
- я правильно питаюсь;
-я эмоционально уравновешен;
-я выполняю профилактику заболеваний.
Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.
Практические задания
Задание№1. Пройти по ребристой дорожке.
Присесть на стул и выполнить самомассаж мячом-ежиком.
Ведущий: Как вы думаете ,для чего нужен самомассаж?
Комментарии: самомассаж влияет на нервную систему, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.
Задание№2. Пройти по массажным дорожкам.
Перенести ногами мелкие игрушки из обруча в обруч.
Ведущий: Как вы думаете, чему способствуют эти упражнения?
Комментарии: Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы; ходьба по массажным коврикам воздействует на биологически активные точки (Стопа – второе сердце человека, отвечающее за жизнь всего организма. Это объясняется тем, что на своде стопы расположены рефлекторные точки многих органов и проходят многие важные каналы. Всего здесь расположено более 60 активных зон, отвечающих за разные органы и их правильное функционирование.
Из истории: Еще тысячи лет тому назад люди заметили: тот, кто много ходит, хорошо себя чувствует, а долгожители – обычно подвижные люди. Нормальная механическая нагрузка на подошвы активизирует работу всего тела: стоит только человеку спустить ноги с кровати и встать, как с подошв во все уголки тела поступают сигналы активации, а стоит только сесть или лечь, как сигналы прекращаются. Сегодня врачи выявили, что на наших подошвах расположено больше 70 тыс. нервных окончаний. Они связывают отдельные участки поверхности подошв с органами, участками тела и даже с определенными системами организма).
Задание№3. Пройти боком по канату с мешочком на голове.
Задание №4.Выдувать мыльные пузыри (самый большой, маленький, много).
Ведущий:Как вы думаете, чему способствуют эти упражнения?
Комментарии: профилактика и коррекция нарушения осанки. Дыхательные упражнения, способствуют полноценному дренажу бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника.
Задание№5. Пройти по дорожке из следов.
Сделать 5 приседаний,5 подскоков,5 поворотов.
Комментарии: Формирует правильную походку, правильную постановку стопы.
Спортивные состязания:
Ведущий. Внимание, внимание! Приглашаю всех девчонок и мальчишек, а также их родителей в страну Спортландию; предлагаю взять с собой быстроту, смелость, смекалку. А чтобы в пути не скучали, давайте спортивную песню споем.
«Про зарядку» Сл. В.Викторова Муз. Д.Львова-Компанейца
Мы зарядкой заниматься начинаем по утрам,
Пусть болезни нас боятся, пусть они не ходят к нам.
Раз, два, шире шаг, делай с нами так!
Раз, два, шире шаг делай с нами так!
Раз, два, шире шаг, делай с нами так!
Раз, два, шире шаг, делай с нами так!
(идут по кругу, выполняя упражнения за ведущим)
Ведущий. Сила и здоровье в порядке!
Дети. Спасибо физкультуре и зарядке!
Да, действительно все здоровы! Предлагаю в игре показать свою смелость, храбрость и умелость. Для игры разделимся на две команды.
Команды «Храбрые» и «Смелые»!
От всех прошу внимания,
Предстоят соревнования.
Я за всеми наблюдаю,
Самых лучших выбираю.
Эстафета 1. Бег между кеглей с мячом в руках, ударить мячом в обруч, вернуться, передать мяч.
Эстафета 2. Прокатыание обруча до кегли, пропустить обруч через себя, вернуться, передать обруч.
Эстафета 3. Прохождение через препятствие, метание мешочков в корзину.
Эстафета 4. Проведение малого набивного мяча клюшкой.
Эстафета 5. «Вагончики». Один игрок оббегает кеглю, возвращается за вторым игроком, оббегают кеглю вместе… до последнего игрока.
Награждение команд вымпелами за 1 и 2 места.
Итоговый этап. Рефлексия.
И в завершении нашего собрания я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку, с включением аром лампы).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на собрание: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на собрании нового.
А сейчас давайте
одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
Нам остаётся только
поблагодарить вас за внимание, а участников за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.