Родительское собрание "Типичные ошибки родителей в воспитании детей"
Оценка 4.9

Родительское собрание "Типичные ошибки родителей в воспитании детей"

Оценка 4.9
doc
25.10.2021
Родительское собрание "Типичные ошибки родителей в воспитании детей"
job_26108_1621661839.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

-                      средняя общеобразовательная школа № 54 г. Томска

 

 

 

 

 

 

 

-                      Родительское собрание

-                      «Типичные ошибки родителей

-                      в воспитании детей»

 

 

-           

Шмыга Елена Николаевна

педагог-психолог

МАОУ СОШ №54 г.Томск

Родительское собрание «Типичные ошибки родителей в воспитании детей»

 

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но,

прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

(А.С. Макаренко)

 

 

Цель: раскрыть некоторые типичные ошибки, допускаемые родителями в общении с детьми.

 

Задачи: показать, к чему могут привести ошибки воспитания; наметить пути возможного выхода из сложившейся конфликтной ситуации.

 

Каждый взрослый, занимающийся воспитанием детей, использует те знания и опыт, которые были получены им в детстве, у каждого есть собственные представления о том, как воспитывать и как должен выглядеть их ребенок в будущем. Однако следует помнить, что нарушение родительского отношения к ребенку может привести к серьезнейшим дефектам в его личности (склонности к жестокости, несамостоятельности, замкнутости, неуверенности в себе и т.д.)

Ошибки родителей в воспитании детей неизбежны. Никто не идеален, тем более что иногда проблемы вырастают из благих намерений. Но корректировать свои поступки, чтобы их последствия не повлияли на умственное развитие и психическое состояние ребенка, необходимо. Главное, чтобы мама с папой знали, как это можно исправить. Сегодня мы с вами рассмотрим основные ошибки, которые совершают родителя.

 

1.      Упражнение «Алфавит» (мозговой штурм) (Слайд №2).

Цель упражнения: Актуализация семантического пространства главного разбираемого понятия.

Ведущий записывает на доске (на слайде) слово крупными буквами, а участники должны придумать как можно больше слов-ассоциаций к предложенному ведущим слову. При этом первая ассоциация должна начинаться с первой буквы главного слова, вторая – со второй буквы и т.д.

слово РЕБЕНОК.

Примеры ассоциаций:

Р – радость, резвиться

Е – егоза

Б – баловство, беспокойство

Е – единство

Н – непоседа

О – очаровательный, осторожность

К – капризы, карапуз и т.д.

Обратная связь: По завершении этого упражнения необходимо провести обсуждение тех ассоциаций, которые предлагали участники группы.

 

 

 

2.      Упражнение «Губка». (Слайд №3).

 

Ведущий отмечает значимость участия в воспитании каждого члена семьи, и предлагает создавать позитивные условия для воспитания детей.

Ниже представлены вопросы и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):

– Что изображено на картинке?

– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство? (Она хорошо впитывает жидкость).

– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

– А если мы вольем в губку красную жидкость?

– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?

– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание».

 

Слайд №4.

Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.

– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?

– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

 

3.      Просмотр ролика «Воспитание примером». Слайд №4 (встроенное видео на слайде).

 

Ведущий кратко обсуждает с родителями просмотренный видеоролик. Что мама сделала правильно? В чем ее ошибка? К чему может привести такое воспитание?

 

4.      Упражнение «Бумажный человечек» Слайд №5.

Ведущий говорит следующий текст:

Возьмите чистый лист бумаги и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.

Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его «ругать»: «Кривой какой-то!», «Косой», «Некрасивый», «Надо быть лучше», «Ноги короткие» и т. д.

После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько «заутюживайте» его ногтем.

Как-то так: ругнули - завернули, ругнули - завернули...

Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.

Если пофантазировать, то как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек?

У меня получилось, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие.

Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули...

После выполнения упражнения необходимо провести рефлексию. Попросите родителей ответить на вопросы.

1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?

2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?

3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?

4) На какие действия теперь способен ваш человечек?

 

Ведущий делает следующий вывод: Проведенная игра показала, что в процессе воспитания родители применяют различные методы и поэтому добиваются разных результатов.

           

Сегодня поговорим о тех ошибках, которые совершают родители.

Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.

           

Слайд№ 6.  1 родительская ошибка – занятость родителей.

            В семье растет ребенок. С первых лет жизни он усваивает нормы общения, человеческих отношений, впитывает в себя и хорошее, и плохое. Если спросить родителей, что является самым главным в их жизни, ответ будет один - вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку. Нам не хватает времени.

     

Ведущий читает притчу.                     

 

Притча для родителей, у которых нет времени на ребёнка. Слайд №7.

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.

- Папа, можно у тебя кое-что спросить?

- Конечно, что случилось?

- Пап, а сколько ты получаешь?

- Это не твоё дело! - возмутился отец. - И потом, зачем это тебе?

- Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

- Ну, вообще-то, 100 рублей. А что?

- Пап - сын посмотрел на него снизу-вверх очень серьёзными глазами.

- Пап, ты можешь занять мне 30рублей?

- Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? - закричал тот. - Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег? Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: "может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег".

Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

- Ты не спишь, сынок? - спросил он.

- Нет, папа. Просто лежу, - ответил мальчик.

- Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, - сказал отец. - У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

- Ой, папка, спасибо! - радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых бумажных денег.. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

- Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? - проворчал тот.

- Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, ответил ребенок.

- Папа, здесь ровно сто рублей.. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я очень хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

            Ведущий обсуждает с родителями: Как совмещать свою занятость с воспитанием детей?

Обсуждают ситуацию:

Папа читает газету. Мама готовит ужин. А ребенок?

 

Слайд №8.

2 ошибка - невнимательность к своим детям, непонимание их проблем.

 

Слайд № 9. Тренинговое задание «Ребенок». 

 

            Возьмите своего бумажного человечка, которого вы сделали в 1 задании. Посмотрите на этого мальчика. Его зовут Петя. Проживите день с этим маленьким Петей. Выполняйте те задания, которые будут озвучены при чтении текста.

            Ведущий читает текст.

Утром мама подошла к Пете и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание... Пете стало так грустно, что его не понимают...

            Оторвите кусочек от мальчика.

            Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его наряд. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Петю, закричав на него, что тот не садится завтракать... На душе у Пети стало еще грустнее...

            Оторвите кусочек от мальчика.

            Позавтракав, Петя собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Пете не прибавило...

            Оторвите кусочек от мальчика.

            На крыльце школы Петя встретил своего друга Ваську. Васька шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Пети так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Петя мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.

            Оторвите кусочек от мальчика.

            А на уроке сегодня была контрольная работа. Петя так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало...

            Оторвите кусочек от мальчика.

            Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Петя домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома.   Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира... Дверь была открыта, Петя страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама...

                        Оторвите кусочек от мальчика.

            А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день.

Ведущий вместе с родителями делает вывод по упражнению.

Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики, толчки и пинки.

            Уважаемые родители! Обратите внимание на то, как начинает утро ВАШЕГО ребенка. В каком настроении он отправляется в школу? Как отреагировал на ваше последнее замечание? С каким чувством вы уходите на работу?

 

Утро – самое сложное и трудное для ребенка время. Утро – всегда надежда. Всегда ожидание радости. Скажите ласковое слово. Улыбнитесь – и никогда не кричите. Когда вы срываетесь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания.

Утро либо заряжает вас светлой духовностью, либо вкрапливает в вас тайную горечь обиды, щемящий вопрос, легкую боль.

           

Слайд№ 10.

3 ошибка – родители предъявляют разные требования к ребенку.

 

Ведущий зачитывает ситуацию.

 

Ребёнок: Мам, я принёс новый диск, сяду за компьютер поиграть.

Мама: Сначала выучи уроки, а потом играть будешь. Я хочу видеть тебя образованным человеком.

Папа. Да кому надо это образование. Я всю жизнь был троечником, а зарабатываю побольше любого профессора. Иди, сынок, играй.

Мама: А я сказала, что он будет сначала учить уроки, а уж потом играть.

Папа: Слушай, ты, кто в доме хозяин?!

Мама: Муж - голова, жена - шея. Куда захочу, туда поверну.

 

Ведущий проводит обсуждение ситуации с родителями по вопросам.

Вопросы по ситуации:

- Кто из родителей прав?

-В чём ошибка каждого родителя?

-Что может из этого выйти?

Вывод по вопросу: «У обоих родителей должны быть единые требования к ребёнку»

           

Слайд № 11.

4 ошибка Обещание больше не любить.

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

 

Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект.

 

Слайд №12. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. И пусть это будет вашим постоянным домашним заданием.

Разделяйте отношение к поведению, от отношения к ребенку.

 

Слайд № 13.

5 ошибка. Слишком много строгости


«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы?

Может быть, они делают  нам назло?

Как быть? Призывать к здравому смыслу?

«Мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу!

Совет родителям:

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают.

Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку.

Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет.

Слайд № 14. Убеждение лучше строгости.

 

Слайд № 15.

6 ошибка. Детей надо баловать.

Мы готовы все сделать для нашего ребенка, ведь дети всегда должны получать самое лучшее.

Детство – самая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно.

Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

 

Совет родителям:

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни.

Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви.

Когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее.

Наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребенку это пока не по силам»

 

Слайд № 16.

7 ошибка. Больше денег – лучше воспитание

Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п.

Будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Совет родителям:

Любовь не купить за деньги.

Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания.

На самом деле любовь, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька.

Если, разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.

 

Слайд № 17.

8 ошибка. Наполеоновские планы.

«Мой ребенок будет заниматься музыкой, я не позволю ему упустить свой шанс».

Многие взрослые мечтали в детстве заниматься чем-то, но у них не было возможности.

И теперь главная цель мам и пап – дать детям самое лучшее образование.

Неважно, если детям этого не очень–то хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Совет родителям:

Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем…

Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя.

Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Слайд № 18.

9 ошибка. Вы полагаете что ваши дети идеальные

 

Если школьные учителя говорят вам, что ваш ребенок плохо себя ведет и обижает одноклассников, выводы нужно сделать в отношении ребенка, а не учителей.

Совет родителям:

Просто допустите мысль, что человек со специальным образованием и опытом работы с детьми замечает то, на что вы, возможно, закрываете глаза или чему не придаете должного значения.

 

Слайд № 19.

10 ошибка. Вся ваша жизнь – это ваши дети.

Мы гордимся нашими детьми. Когда у них получается что то важное, мы счастливы сильнее, чем это были наши собственные успехи.

Совет родителям:

Во всем должна быть мера. У Вас должна быть собственная жизнь и свои собственные успехи. Детям нужен правильный пример для подражания. Станьте им. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок прожил полноценную жизнь, проживите ее сами!!!

 

Слайд № 20.

11 ошибка. Вы принимаете все решения за ребенка.

Проблема в том, что такой ребенок не умеет самостоятельно мыслить. И впадает в одну из двух крайностей: либо он не может принять без вашего участия самого пустяшного решения, либо начинает забывать о том, что вседозволенность – это ненормально.

Совет родителям: Родителям бывает непросто дать ребенку свободу и право принимать собственные решения. Но сделать это необходимо, ведь если ребенок, привыкнет к тому, что все решения за него принимают мама и папа, то он так и останется ребенком.

Возможность делать выбор в детстве развивает самостоятельность, уверенность в себе и желание развиваться. Не решайте за вашего ребенка, кем он должен быть.

 

Слайд № 21.

12 ошибка.
Конкурсное воспитание.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был лучше остальных. Лучше учился, показывал лучшие спортивные результаты.

Совет родителям: Постарайтесь привить ребенку, что человека определяют не его победы, а его характер.

 

Слайд № 22. Родительские послания.

Наши родители мечтали видеть нас здоровыми, счастливыми, успешными. Того же хотим, и мы для своих детей. Однако наши ошибки могут заложить в детское подсознание программу, которая мешает ребенку вырасти полноценной личностью.

Воспитывая детей, помните, родительские установки воспринимаются ребенком автоматически без какой-либо критики и хорошо запоминаются. Такие стереотипные предписания прочно укореняются в подсознании малыша. Именно они составляют основу жизненной программы человека.

Просмотр видеоролика «Послания родителей»

 

Вывод: Позитивные родительские послания – залог воспитания счастливых и здоровых детей.

 

 

Рефлексия собрания.

 

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

 

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

Уважать право ребёнка на собственное мнение;

Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом

 

И закончить наше сегодняшнее собрание стихотворением:

 

В семейной жизни всем желаем счастья!

Пусть ваши дети крепко любят вас!

Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!

Всем нам счастья, мира и добра!

Пусть радость царит в наших семьях всегда!


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 54 г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 54 г

Родительское собрание «Типичные ошибки родителей в воспитании детей»

Родительское собрание «Типичные ошибки родителей в воспитании детей»

Ниже представлены вопросы и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения): –

Ниже представлены вопросы и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения): –

Что вам легче было делать: ругать или поддерживать?

Что вам легче было делать: ругать или поддерживать?

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых бумажных денег

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых бумажных денег

Оторвите кусочек от мальчика.

Оторвите кусочек от мальчика.

Слайд № 13. 5 ошибка. Слишком много строгости «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Слайд № 13. 5 ошибка. Слишком много строгости «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Многие взрослые мечтали в детстве заниматься чем-то, но у них не было возможности

Многие взрослые мечтали в детстве заниматься чем-то, но у них не было возможности

Слайд № 22. Родительские послания

Слайд № 22. Родительские послания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2021