Родительское собрание в 1 классе совместно с учителем – логопедом. «Коррекционная работа учителя логопеда в школе: индивидуальный подход к детям в школе и в семье»
Оценка 4.6

Родительское собрание в 1 классе совместно с учителем – логопедом. «Коррекционная работа учителя логопеда в школе: индивидуальный подход к детям в школе и в семье»

Оценка 4.6
docx
29.06.2021
Родительское собрание в 1 классе совместно с учителем – логопедом.   «Коррекционная работа учителя логопеда в школе: индивидуальный подход к детям в школе и в семье»
Родительсконе собрание.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                Электронный адрес:[email protected]

 

Родительское собрание в 1 классе совместно с учителем – логопедом.

 

 «Коррекционная работа учителя логопеда в школе: индивидуальный подход к детям в школе и в семье»

 

Задачи:

Обучить на практике родителей педагогическим играм, способствующим формированию и развитию речевых процессов.

 

Форма проведения: семинар-практикум.

 

План проведения: 

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Подведение итогов.

 

Теоретическая часть

Выступление учителя-логопеда

Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть письменной речью как средством общения, способным заменить устную речь. Практика показывает, что при изложениях и сочинениях в сложном положении оказываются дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют связно рассказать о событиях своей жизни, о просмотренных фильмах. Детям трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. Поэтому необходимо учить детей прослеживать последовательность событий, улавливать причинно-следственные связи, давать на вопрос полный ответ, составление рассказов по серии сюжетных картин. Эти умения и навыки важны для ответов на школьных уроках, где требуется полный и логичный пересказ учебного материала.

Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность не формируется, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первое условие – потребность детей высказываться; второе – о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.

Для обеспечения содержания речи, необходимо много разговаривать, читать с ребёнком каждый день, обсуждая прочитанное, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты. В обращении с ребёнком помнить народную мудрость: “Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью”. Каждая семья может найти время и возможность для семейного чтения (полчаса в неделю). Необходимо выписывать и приучать детей читать детские журналы.

После прочтения спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Чему научила книга? Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Попросите ребенка рассказать содержание прочитанного или увиденного. Следите за логичностью рассказа, за правильностью грамматического оформления речи. Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами.

Чтобы четко, ясно, интересно выразить свою мысль, необходим хороший словарный запас. Проверьте словарь ребенка сами. Попросите ребенка назвать 7-10 предметов по таким лексическим темам как «Транспорт», «Инструменты», «Головные уборы». Попросите сказать что можно делать пилой, топором, ножницами, молотком; для чего нужна сковорода, кастрюля, печка? Сыграйте в игру «Скажи наоборот» (н-р: узкий – широкий, длинный - …, узкий - … и т.д.). Вывод делайте сами.

Пополнять словарный запас вам помогут игры (Приложение 1).

Также благоприятное впечатление на речь производит и правильное произношение и хорошая дикция ребенка.

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?

Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь ребенок слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов…

Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).

Поэтому первыми заданиями логопеда по исправлению произношения будут упражнения, способствующие развитию артикуляционного аппарата, т.е. языка, губ.

Очень важным фактором в развитии артикуляционных движений является систематичность занятий, а именно ежедневность. Ведь известен факт о том, что чтобы закрепить и автоматизировать правильное движение и положение языка необходимо повторять это движение до 1000 раз. Это же можно сказать и о закреплении правильно поставленного звука. Ведь всем известна сила привычки. А произнесение звука определенным образом это и есть всего лишь привычка.

Но привычку очень просто преодолеть в игре. Например, звук можно автоматизировать в словах, перекидывая мяч друг другу и называя слова, в которых есть нужный звук. Играя с песком во дворе, на пляже или в специально изготовленной из коробки песочнице, включите фантазию. Ведь в игре с вашей помощью могут появиться и герои сказок и мультфильмов на нужный звук, которые в песке закопали клад из предметов на тот же звук, и разыграться целая фантастическая история с инопланетянами, которые посетили нашу планету и не знают как называются те или иные предметы, и многое-многое другое. Подобные игры могут проводиться и в воде.

Помните о том, что ребенку нужна ваша помощь в формировании правильного произношения. Ведь у него все еще недостаточно развито такое качество как самоконтроль, очень нужное в процессе автоматизации правильного произношения. Логопед формирует навык, привычку формирует окружение.

 

И, наконец, самое большое преимущество игровых технологий – их простота и доступность. Вы с легкостью сможете применять дома все приемы и техники, с которыми сегодня познакомитесь. А поскольку лучше всего человек запоминает и усваивает то, что прочувствовал на собственном опыте, я предлагаю вам поиграть, а остальные игры выполните с детьми в кругу семьи!

Практическая часть

Выполните математические действия и назовите получившееся слово:

КОТ – Т + РОТ – Т + ВА=

 

Игра «Слово потерялось»

Найдите слова в последовательности букв:

вркотанлошадья

 

Игра «Волшебные превращения»

Замените первый звук в слове на другой, чтобы получились как можно больше новых слов:

Почка (бочка, ночка, кочка, пачка, дочка, печка)

 

Игра «Запрещенная буква»

Выбираются 1 или 2 буквы, которые нельзя называть. Я буду задавать простые вопросы. Отвечать необходимо словами, не содержащими запрещенных букв.

 

Запрещена бука Щ.

Как называется детеныш собаки? (маленькая собачка) Как назвать одним словом морковь, лук, помидоры? ( полезная еда) Чем чистят обувь? (губкой) Хищная рыбы? (окунь)

 

Игра «Королевская буква»

Выбирается любая буква, которая будет королевой. Я задаю вопросы, все Ваши ответы (кроме предлогов) должны начинаться с королевской буквы.

 

Королева – буква М.

Где ты был? - в магазине. С кем? – с мартышкой. Что ты там покупал? – мармелад.

 

Игра «Буквы рассыпались»

Называются (или записываются) буквы из заданного слова в любой последовательности. Игроки расставляют их в нужном порядке, чтобы получилось слово:

кошкарат далькефирик лыкетот лемышевир киссоис

 

Игра «Кубик»

Игроки по очереди кидают кубик и придумывают слова, состоящие из количества букв (или слогов), соответствующих выпавшему числу.

 

Игры и упражнения по обогащению речи детей

в кругу семьи.

 

·                     Узнавание предмета по эпитетам. Что это (кудрявая, белоствольная, стройная)?

·                     Какой снег (белый, пушистый, мягкий, искристый и т.д.)?

·                     Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер – что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет.)

·                     Игра в увеличительные очки. “Я надела увеличительные очки, и теперь вижу не дом, а домище…”

·                     Игра “Я – ласка”. Все предметы называть только ласково: кошка – кошечка, ложка – ложечка и т.п.

·                     Составление парных созвучных слов. Мишка – шишка и т.д.

·                     Антонимы. Предложите ребенку сказать следующие слова "наоборот". Если ребенок не понимает, что и как именно нужно говорить, приведите ему пример, выполнив несколько заданий сами. Север – юг, зима – лето, жара – холод, польза –вред; трудный – легкий, гладкий – шершавый, гасить – зажигать, помогать – мешать и т.д. Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным? Например, свежий – (хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья).

·                     Синонимы. Предложите ребенку (5-7 лет) сказать следующие слова "по-другому". Если ребенок не понимает, что и как именно нужно говорить, приведите ему пример, выполнив несколько заданий сами. Читающим детям можно предложить разложить парами (группами) этим слова, распечатанные или написанные на карточках. Дорога – путь, прохлада – свежесть, холодок; метель – вьюга, буран, пурга, ураган; страшный – ужасный, чудовищный; быстрый – проворный, резкий. Делать – мастерить, сооружать, творить, создавать; сердиться – злиться.

·                     Что из чего делают? Что делают из муки? – хлеб макароны.

...из шерсти овец? (нитки)
...из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы)
...из песка? (стекло)
... из глины? (посуду, кирпич)
...из металла (инструменты, посуду)
... из нефти? (бензин)
...из семян подсолнуха? (подсолнечное масло)

·                     Что с чем делают? Песок сыплют, а воду ... ;

Котлеты жарят, а суп ...;

Стол накрывают, а постель ...

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену ...

Стол может сломаться, а стакан ...

Воду можно разлить, а горох ...

Сено косят, а волосы ...

Нитки прядут, а холст ...

Платье шьют, а шарф ...

·                     Что лишнее? Прочитайте ребенку одну строчку слов. Предложите на слух указать, какое слово лишнее и объяснить свой выбор.
Пример: молоко, булка, сливки, сметана.
Если ребенок затрудняется ответить, задавайте ему наводящие вопросы, но не подсказывайте. Если ребенок вообще не может ответить на вопрос, объясните, в чем суть задания.
Нож, блюдце, миска, тарелка.

Молоток, удочка, пила, клещи.

Грузовик, баржа, лодка.

Речевые примеры

 

Подведение итогов:

«Весело играем – речь развиваем!» Желаю вам активно использовать на практике со своими детьми полученные знания и навыки.



 

 

 

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                Электронный адрес:[email protected]

 

Отзыв родителей

о собрании в 1 классе проведенным учителем-логопедом

МБОУ «Лицей №51»

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

от 24 апреля 2021 года

24 апреля  2021 года в 1-х классах состоялось необычное родительское собрание. Мы, родители, были приглашены в обновленный кабинет логопеда и с нетерпением ждали начала. Ахмедова Назибат Аликулиевна озвучила темусобрания "Коррекционная работа в школе: индивидуальный подход к детям".

Собрание состояло из трех частей: теоретическая, практическая и подведение итогов.

В теоретической части Назибат Аликулиевна рассказала, что необходимо много разговаривать, читать с ребёнком каждый день, обсуждая прочитанное, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты. В обращении с ребёнком помнить народную мудрость: “Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью”. Каждая семья может найти время и возможность для семейного чтения (полчаса в неделю), необходимо  приучать детей читать детские книги. После прочтения спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Чему научила книга? Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Попросите ребенка рассказать содержание прочитанного или увиденного. Следите за логичностью рассказа, за правильностью грамматического оформления речи. Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами.

Сами того не заметив, мы подошли к практической части собрания, своими глазами увидели, как наши дети ежедневно постигают трудную науку правильного звукопроизношения и каких успехов уже достигли,  интересную и познавательную деятельность по развитию речи и постановке звуков. Назибат Аликулиевна дала ответы на все интересующие родителей вопросы о занятиях с детьми дома для закрепления звукопроизношения.

Мы были приятно удивлены тем, что смогли на время снова стать мальчиками и девочками, рассматривать картинки, опробовать пособия по развитию мелкой моторики, поиграть в кубики и головоломки. Назибат Аликулиевна напомнила нам о возрастных периодах в развитии ребенка, о возможных проблемах во взаимоотношениях детей и взрослых в семье, дала рекомендации по воспитанию.

Хочется сказать большое спасибо Ахмедовой Назибат Аликулиевне и другим педагогам, которые каждый день применяют на практике свои знания и опыт в воспитании и развитии наших детей. Это грамотные, много знающие и настроенные на достижение результатов специалисты. Мы верим, что совместными усилиями справимся с серьезными задачами и проблемами, и жизнь наших детей станет лучше.

 

Родители воспитанников группы 1 класса

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                Электронный адрес:[email protected]

 

Отзыв коллег

о собрании в 1 классе проведенным учителем-логопедом

МБОУ «Лицей №51»

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

от 24 апреля 2021 года

 

Основной целью организации логопедической деятельности в школе является: своевременное выявление младших школьников с первичной речевой патологией.  Основные задачи  учителя-логопеда
предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи у младших школьников;
преодоление неуспеваемости младших школьников, имеющих нарушение речи;
формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фактически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы.

Основные направления работы учителя – логопеда.

1.      Общее  обследование речи  учащихся начальной школы. Углубленное обследование зачисленных учащихся на логопедические занятия. Определение структуры и степени выраженности имеющегося дефекта.

2.      Комплектование групп и планирование занятий (деление учащихся на группы и подгруппы с учетом психофизического состояния и речевого дефекта обучающихся).

3.      Планирование индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановление нарушенных функций.

4.      Коррекция нарушений устной и письменной речи, посредством систематических коррекционных занятий и отдельных упражнений.

5.      Взаимосвязь и  взаимодействие учителя-логопеда с родителями.

6.      Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов.

7.      Взаимодействие учителя-логопеда с дошкольными учреждениями

Проведенное собрание показало, что родители довольны результатами работы логопеда, отмечают положительную динамику в речевом развитии ребенка, желание детей заниматься. Больше внимания стали обращать на проблемы детей в речевом развитии. Отмечено, что произношение стало чище, речь грамматически правильнее, обогащается словарный запас, уменьшается количество ошибок в письменных работах и при чтении. Следует отметить, что родители видят положительную динамику результатов логопедического воздействия.  Родители отметили  интересующие их темы для рассмотрения на групповых  консультациях: профилактика нарушений письма и чтения; план работы по исправлению нарушений речи; развитие связной речи в общении со взрослым; причина недостатков звукопроизношения; игры для развития речи; как разговаривать с ребенком, чтобы он услышал. Большинство родителей выразили удовлетворенность работой логопеда при проведении занятий, консультаций, родительских собраний. Данный вид оценки работы учителя- логопеда родителями в виде игры поможет в коррекционно-образовательном процессе, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

 

 

 

 

 

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Каждая семья может найти время и возможность для семейного чтения (полчаса в неделю)

Каждая семья может найти время и возможность для семейного чтения (полчаса в неделю)

Логопед формирует навык, привычку формирует окружение

Логопед формирует навык, привычку формирует окружение

Игры и упражнения по обогащению речи детей в кругу семьи

Игры и упражнения по обогащению речи детей в кругу семьи

Если ребенок затрудняется ответить, задавайте ему наводящие вопросы, но не подсказывайте

Если ребенок затрудняется ответить, задавайте ему наводящие вопросы, но не подсказывайте

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы

Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2021