Родительское собрание на тему: «Итоги адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период.
План:
1.Установить контакт между родителями и педагогами.
2.Дать знания об особенностях и итогах адаптации.
3.Познакомить с возрастными особенностями детей 2 – 3 лет
4.Вызвать у родителей потребность к психолого - педагогическим знаниям (лекция педагога-психолога)
5.Прочие вопросы
Ход собрания
1. Добрый вечер, уважаемые родители, мамы и папы! Я очень рада видеть вас на нашем собрании.
Поступление малыша в детский сад - это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко.
Сейчас я познакомлю Вас с особенностями адаптации, чтоб вы вкратце понимали, что такое адаптация и какие виды адаптации бывают.
2. Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Вот изменения, с которыми сталкивается ребенок в детском саду и к которым ему нужно приспособиться:
Четкий режим дня;
Отсутствие родных рядом;
Длительный контакт со сверстниками;
Необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
Резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
Особенности нового пространственно – предметного окружения.
Психологи выделяют несколько видов адаптации:
Адаптация биологическая. Ребенок должен привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.
Адаптация сенсорная заключается в том, что ребенку необходимо привыкнуть к новым звукам (шум в группе, голос воспитателя, детей, к новым тактильным ощущениям (ребенка по - другому обнимают, гладят, к новым зрительным образам (световая и цветовая адаптация).
Адаптация социальная – постоянный процесс активного приспособления ребенка к условиям социальной среды и результат этого процесса – способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. Уже в семье ребенок вступает в первые контакты со взрослыми членами семьи, детьми. Сложившиеся стереотипы поведения и отношений значительно изменяются, когда ребенок приходит в ДОУ. Важным аспектом социальной адаптации является принятие ребенком социальной роли – роли воспитанника ДОУ.
Адаптация педагогическая – приспособление ребенка к педагогической среде, в которую он попадает с момента поступления в ДОУ. Это его способность понимать, воспринимать, активно следовать педагогическим воздействиям со стороны воспитателя, родителей, проявлять инициативу в организации своей деятельности в группе. Педагогическая адаптация будет зависеть от того, насколько ребенок понимает и воспринимает требования воспитателя, насколько различаются педагогические требования в семье и в ДОУ.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по – разному, каждый ребенок индивидуален.
Психологи выделяют три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая.
При легкой адаптации наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в снижении речевой активности, незначительных нарушениях поведения, ухудшении сна и аппетита. Обычно это проявляется в течении первых двух недель пребывания ребенка в ДОУ.
Адаптация средней тяжести выражается в более значительных и длительных сдвигах в поведении, которые нормализуются лишь к концу первого месяца. Ребенок на короткое время теряет вес, нарушается речь, возникают легкие непродолжительные заболевания.
При тяжелой адаптации привыкание идет длительно и сложно, затягивается порой на несколько месяцев. Оно сопровождается частыми повторными заболеваниями, стойким нарушением поведения. Наблюдается замедление темпов физического развития, задержка в развитии речи, психики. У детей отмечается повышенный уровень тревоги.
А сейчас хочу рассказать немного об итогах адаптации детей.
Дети стали лучше кушать, дневной сон у некоторых детей пока тревожный и короткий, кто – то долго не засыпает. Но к завершению периода адаптации сон и дома, и в саду нормализуется.
Группу посещает 30. Из них 16 девочек, 14 мальчиков.
Легко адаптировались 15 детей. Они проявляют интерес к происходящему в группе. У детей хороший аппетит, глубокий сон в течении 2 – 2,5 часов, дети активны, отношения со взрослыми и детьми – положительные, играют со многими детьми.
Средняя адаптация наблюдается у 8 детей группы. Эти дети играют по настроению, бывают плаксивы, малоподвижны, аппетит выборочный, засыпают иногда с трудом, спят тревожно, часто молчат, взаимодействуют с 2 – 3 детьми, контактируют только с воспитателем.
Тяжелая адаптация наблюдается у 7 детей. Дети постоянно плачут, избегают других детей, не спят, пассивны в игре, молчат, не взаимодействуют ни с кем. Такие дети не отходят от воспитателя ни на шаг.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем играет, дружит ваш малыш, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится в детском саду.
3. Возрастные особенности детей 2 - 3 лет.
На сегодняшнем собрании я не буду говорить, что должны знать дети 2 – 3 лет, я позже для вас подготовлю памятки, вы почитаете, посмотрите дома. Сегодня мы поговорим о том, что важно вашему ребенку в этом возрасте и что важно сделать вам как родителям для развития ребенка.
В этом возрасте малыш еще не умеет управлять собой о собственному желанию, его поведение носит больше непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции не постоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка. В этом возрасте ребенку важно много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство. Важно освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
Ребенку важно как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас слов, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
Особо важным для ребенка в этом возрасте является игра. Ребенку важно играть,поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе». Необходимо помогать ребенку в тот момент, когда у него что – то не получается, поскольку ребенок в 2 –3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Игры с пальчиками способствует формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления. Предоставьте ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
К третьему году жизни ребенок должен уметь сгибать пальчики в кулачки и разгибать их, выполнять простейшие движени по тексту: делать «крылышки» (махать ладошками, складывать ладошки вместе, показывать ушки, «козу», водить пальчиком по ладошке, грозить пальчиком, делать «рожки» и «усики», показывать «фонарики». Очень важно, чтобы эти игры были в обиходе не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье.
Хочется пожелать нам всем, чтобы и ваши детки полюбили детский сад и приходили сюда с интересом, а уходили с неохотой. Большое спасибо за внимание, до скорых встреч.
4. Лекция педагога-психолога «Развитие речи у дете 2-3 лет»
5. Прочие вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.