Родительское собрание.
Тема : Роль родителей в формировании ключевых компетентностей образовательного процесса. Эмоциональное благополучие детей в семье.
Цель: формирование у родителей «педагогической компетентности».
познакомить родителей младших школьников с понятиями «компетентность», «аффект», «стресс»;
формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности;
разобрать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудностидля учителя начальных классов
roditelskoe_sobranie2.doc
Родительское собрание.
Тема : Роль родителей в формировании ключевых компетентностей
образовательного процесса. Эмоциональное благополучие детей в семье.
Цель: формирование у родителей «педагогической компетентности».
познакомить родителей младших школьников с понятиями
«компетентность», «аффект», «стресс»;
формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребенка
негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности;
разобрать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой
ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности.
Ход собрания.
1. Вступление.
Уважаемые родители!
Тема нашего собрание «Роль родителей в формировании ключевых
компетентностей образовательного процесса. Эмоциональное благополучие
детей в семье.
Для того чтобы начать обсуждение данных вопросов хочет познакомить вас,
с некоторыми понятиями которые встретятся в течении обсуждения.
Компетентность – совокупность личных качеств ученика (ценностно
смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей),
обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и
личностнозначимой сфере.
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетентность в
деятельностной форме. В этом случае само название компетентность будут
определять суть соответствующего метода обучения. Компетентность в
деятельностной форме подразделяются:
Ценностносмысловые компетентности предполагают умения:
формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету
и сферам деятельности;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе
собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя
ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на
основе выбранных целевых и смысловых установок;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих
требований и норм. Учебнопознавательные компетентности:
ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно
познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,
обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой
проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые
приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с
инструкциями;
использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;
описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования с
использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и
графические редакторы, презентации);
иметь опыт восприятия картины мира.
Социокультурные компетентности:
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей:
семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
уметь действовать в каждодневных ситуациях семейнобытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе,
государстве;
владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной
деятельности;
владеть эффективными способами организации свободного времени; иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и
других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном,
многокультурном, многоконфессиональном обществе;
действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и
общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских
взаимоотношений;
владеть элементами художественнотворческих компетенций читателя,
слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника
и др.
Коммуникативные компетентности:
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление,
резюме, письмо, поздравление;
уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного
общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание
иностранного языка;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и
событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно
вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение,
письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в
ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических
корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетентности:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами,
учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями,
энциклопедиями, каталогами, словарями, CDRom, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и
отбирать необходимую для решения учебных задач информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и
необходимое;
уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам
СМИ;
владеть навыками использования информационных устройств: компьютера,
телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса,
принтера, модема, копира;
применять для решения учебных задач информационные и
телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту,
Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетентности:
иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в
лесу, в поле, на водоемах и др.);
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под
дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при
встрече с опасными животными, насекомыми;
позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического
самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и
самоконтроля;
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном
здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой
медицинской помощи;
владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и
поведения;
иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в
массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного
отдыха и досуга;
уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих
физических качеств. [2]
В определении проблем взаимодействий образовательного учреждения и семьи
лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все
остальные должны помогать, поддерживать, направлять, дополнять их
воспитательную деятельность.
Приоритет семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и
образовательного учреждения. Новизну этих отношений можно определить
понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».Здесь задается ценностно –
смысовые компетентности
Взаимодействие является способом организации совместной деятельности,
которая осуществляется на основании общения.
Основным является семья и взаимодействие мастера производственного
обучения и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач,
сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в
определенной семьи.
Следовательно, от участия родителей в работе образовательного учреждения
выигрывают все субъекты педагогического процесса и прежде всего дети.
Доверие родителей к мастеру производственного обучения складывается из
уважения к опыту, знаниям, компетенции мастера производственного обучения в
вопросах воспитания, но, главное, из уважения к личности.
Мастер производственного обучения должен демонстрировать конкретные
позитивные способы взаимодействия с родителями. К ним можно отнести
краткую, но содержательную беседу о наиболее значительном в поведении и деятельности ребенка.
Открытость образовательного учреждения дает возможность родителям в любое
удобное для вас время прийти на урок, понаблюдать за своим ребенком. При
этом происходит невольное сравнение успехов ребенка с другими детьми, а
действия родителя с действиями мастера производственного обучения.
Да вы можете сказать взаимодействия мастера производственного обучения с
семьей постоянно меняются. Но предпочтение отдается:
1. Индивидуальным формам работы ;
2. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы
домашнего воспитания;
3. Воздействие на ребенка через семью;
4. Взаимодействие в коллективных формах.
Одной из важнейших задач совместной деятельности образовательного
учреждения и семьи является единый подход к реализации целевых установок и
повышение содержательности и результативности воспитания детей. Важно,
чтобы родители осознали целевые установки воспитания, в основе которых
лежит необходимость гражданского формирования личности, и обращали
внимание не только на учебную работу детей, но и проявляли повседневную
заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и
эстетическом развитии. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения
предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей
детей. Совместная деятельность дает возможность глубже изучить интересы и
увлечения детей, способствовать их развитию.
В системе совместной работы образовательного учреждения и семьи большое
значение имеет привитие детям трудолюбия, формирование интереса к
производственным профессиям, приобщение к посильной трудовой
деятельности.
Важнейшей проблемой в рамках взаимодействия образовательного учреждения и
семьи является развитие активности детей в работе над своими личностными
качествами. В этом плане наиболее интенсивно развиваются те дети, родители
которых поддерживают благоприятный микроклимат в семье и служат для них
примером во всем.
Вывод: Из всего выше сказанного, я, думаю вы понимаете, что для того чтобы
ваши дети были компетентны и вели себя компетентны в различных жизненных
ситуациях, прежде всего родители должны компетентны во всех жизненных
вопросах, умели дать совет своему ребенку и объяснить как поступить в той или
иной ситуации.
2. Эмоциональное благополучие детей в семье. Как вы думаете от чего зависит формирование личности вашего ребенка? Каким
вы хотите вырастить вашего ребенка?
Каждому из них хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и
счастливыми, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться
с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное
спокойствие в самых разных жизненных ситуациях.
Однако медики бьют тревогу: в школе большой процент учащихся
страдает нервными заболеваниями. Наши дети не владеют умением
радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении
цели. И в этом виноваты мы, взрослые! Пытаясь максимально защитить
свое дитя, мы оберегаем его, предупреждая желания и потребности
ребёнка, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы,
взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную
сферу.
Ребёнок, поставленный в такую ситуацию, не развивается
эмоционально. Он владеет небогатым арсеналом средств для
выражения эмоций, а значит – будет вынужден их подавлять. Это, в
свою очередь, приведет к нарушениям взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми, страхам, депрессиям. Неумение жить в
гармонии с собой станет причиной нарушений физического здоровья,
различных заболеваний.
Потребность в выражении эмоций существует с самого раннего
детства, и начинать учить ребёнка выражению своих эмоций следует
как можно раньше. Однако наиболее актуальной эта проблема
становится, когда ребёнок попадает в школу.
Как выразить эмоции и «сохранить лицо» в среде сверстников?
Как реагировать на эмоции других людей?
Как вести себя, чтобы быть правильно понятым?
Все эти вопросы рано или поздно приходится решать каждому
ребёнку.
Наша задача – помочь ему в этом.
И сразу хочется задать вопрос, компетентны ли во всех этих
вопросах?
2.Анализ анкетирования.
3. Выступление классного руководителя. Аффект – это сильное и кратковременное эмоциональное состояние,
связанное с резким изменением важных для человека жизненных
обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными
проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.
Например, горе при потере близкого человека, радость при успехе.
Любое чувство может переживаться в аффективной форме.
Причины аффекта:
конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием и
невозможностью удовлетворить возникшее побуждение(очень ярко у
маленьких детей).
конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к человеку и
его неуверенности в собственных силах (наблюдается, когда родители
предъявляют к ребёнку повышенные требования в учении, которые ему
явно не по силам).
Последствия аффекта:
Меняется внимание и восприятие. Человек удерживает во внимании
только те предметы, которые связаны с переживанием.
Человек «теряет голову».все поступки его не разумны или, если это
касается учебной деятельности, ребёнок начинает допускать промахи
там, где раньше он этого никогда не делал.
Заканчивается аффект упадком сил. Человек хочет спать, не хочет
выполнять то, что от него в данный момент требуется.
Стресс –реакция организма при резких и сильных воздействиях на
него, когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение,
неуверенность. Он бледнеет, краснеет, его пульс учащается, иногда
может возникать дрожь. В состоянии стресса человек плохо себя
контролирует и действует неэффективно.
Необходимо четко осознавать, что вреден не сам по себе стресс, а
неспособность ребёнка позитивно пережить отрицательные эмоции.
Длительное пребывание в состоянии стресса может послужить
толчком к развитию различных болезней. Кроме того, отрицательные
эмоции могут накапливаться, в результате чего может случиться
«аффективный взрыв».
Таким образом, профилактика психосоматических расстройств и
«аффективных взрывов» должна быть связана с формированием
речевых и моторных навыков выражения эмоциональных состояний. Минианкета «Лицо – зеркало души».
Учитель предлагает родителям, отвечая на вопросы, выбрать
соответствующую картинку.
1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
2. С каким лицом чаще всего общается с вами ребёнок?
3. Каким, на ваш взгляд, должно быть лицо вашего ребёнка во время
общения с вами? А ваше лицо?
4. Что можно сделать для того , чтобы ваши эмоции не всегда были
«написаны» на лице?
Одним из возможных вариантов ответа на последний вопрос может
стать прием «Эмоция убегает».
Прием «Эмоция убегает».
Человек должен задуматься над вопросом: «Какую эмоцию он сейчас
испытывает и почему?» в этом случае сама эмоция исчезает
(«убегает»).
Алгоритм аутотренинга:
«Как улучшить свое настроение?»
1. Встаньте перед зеркалом или представьте, что перед тобой зеркало.
2. Смотри в зеркало и меняй выражение лица с грустного и
неуверенного на спокойное и довольное.
3. Если тебе это удалось, то распрями плечи, подними голову, смотри
прямо и уверенно, дыши спокойно.
Если нет, то попробуй вспомнить самый прекрасный момент из
своей жизни.
4.Повтори про себя: «Я спокоен. У меня все получится. У меня
прекрасное настроение»(повторяй, пока настроение не улучшится,
можно вернуться к шагу №2).
«Витаминка для обретения душевного равновесия».
Это упражнение помогает обрести душевное равновесие и
справиться с отрицательными эмоциями, в частности, с гневом. Если человек переполнен гневом, то ему трудно контролировать
происходящее вокруг. Важно сначала уменьшить количество гнева, а
потом разобраться с возникшей ситуацией.
1й шаг. Постарайся понять: действительно ли ты сейчас очень
сердит? Обрати внимание на свое тело. Где в теле сидит твой гнев?
Попробуй расслабить мышцы лица и разжать кулаки.
2й шаг. Мысленно посчитай до десяти и произнеси «охлаждающие»
слова: «Я могу с этим справиться», «Ему не удастся разозлить
меня», или: «Спокойствие, только спокойствие!»
3й шаг: Похвали себя сам за хорошую работу, скажи себе: «Ты
действительно справился!», «Молодец, ты устоял», «Молодец, ты
вел себя так, как будто тебя невозможно разозлить».
6.Подведение итогов.
Рефлексия.
Каждый из нас слышал такую поговорку «Дети – это цветы жизни».И сейчас мы с
вами постараемся составить модель современного ребенка (модель цветка) .
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.