Родительское собрание в 1 классе по теме «ПЕРВЫЕ УРОКИ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 06.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На собрании мы поговорим о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка. Оценка нетождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах. И задача собрания: показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка; формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.
Иконка файла материала ПЕРВЫЕ УРОКИ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ.doc
ПЕРВЫЕ УРОКИ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ  Задача: показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;                формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего                ребенка. Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка. Оценка   нетождественна   отметке.   Оценка   –   это   процесс   оценивания;   отметка   – результат этого процесса, его условно­формальное отражение в баллах. Процесс оценивания  должен быть представлен  в форме развернутого суждения,  в котором   учитель   или   родитель   сначала   разъясняет   положительные   и   отрицательные стороны работы ученика, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и только затем, КАК ВЫВОД из сказанного, называет заслуженную отметку. «С   первых   дней   школьной   жизни   на   тернистом   пути   учения   перед   ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого –   жесткий,   безжалостный,   неумолимый.   Почему   это   так,   почему   он   одному покровительствует,   а   другого   тиранит   –   детям   непонятно.   Ведь   не   может   семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо.  Он старается  удовлетворить  или    ­ на худой  конец – обмануть идола  и постепенно   привыкает   учиться   не   для   личной   радости,   а   для   отметки»,   ­   писал В.А.Сухомлинский. Родители   редко   разъясняют   школьнику   связь   между   отметкой   и   качеством выполнения учебного задания. Сами­то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе. Выходит,   что   учителя   и   родители   достаточно   успешно   взаимодействуют   друг   с другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, однако потребности и интересы школьника при этом не учитываются. Однако без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. Отметки необходимо обсудить. Если они хорошие – похвалить, спросить, за что ребенок получил   отметку,   доволен   ли   оно   своей   работой,   ответом.   Если   же   балл   невысокий, ребенка не надо укорять. Необходимо детально проанализировать, почему работа оценена низко,   какие   трудности   испытывал   ребенок,   и   обязательно   подбодрить,   вселить уверенность в силы ученика, наметить план исправления оценки. Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному школьнику даже “тройка” достается с большим трудом, а другому и “пятерка” — без особых усилий. Из отметки эти различия не видны. Ребенок должен знать, что родители его поймут, и какими бы ни были отметки, дома будет доброжелательная атмосфера. Психолог Ш.А.Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их   названия   говорят   сами   за   себя:   торжествующая   «пятерка»,   обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица». Рассмотрим отрицательную сторону отметок. 1. В отметках сосредоточена вся власть взрослых, так как отметки сменили множество форм физического наказания в школах, переложив часть педагогическоговоздействия на родителей (пусть родители сами решают, какие им принимать меры  воспитания). 2. Отметки стали олицетворять всю личность ребенка (хорошим учеником считается  тот, кто получает хорошие отметки, плохим – плохие). 3. Отметка стала главным и единственным средством общения между школой и  семьей. Для ребенка плохая отметка – предвестник неприятностей в семье. 4. Отметка – валютная купюра на школьном и семейном рынках. Часто детям отметки  нужны не как действительные измерители их знаний и умений, а как валюта, на  которую можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное  расположение к себе близких, товарищей, какие­то льготы, получить в подарок  игрушку, прогулку и т.д. Ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой,  независимо от того, заслуживает он ее или нет. 5. Отметка – способ соревнования детей. Соревновательность – полезное чувство, но  отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же  разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим  нормальный ход воспитания и обучения. Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти  отметки не соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной  положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в  себе, мешают развитию интереса к учению. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько  реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в  получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении  определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей  в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь. Ребенок пришел из школы. Не следует спрашивать его « Какие у тебя сегодня  отметки?» или « Что ты получил?» Ведь именно так приучаем детей ценить не знания, не  положительные эмоции, связанные с процессом познания, а отметку, балл, выставленный в  тетрадь или дневник, делаем его наивысшей ценностью. Не лучше ли выяснить, был ли  сегодняшний день приятным, интересным и почему? ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « КАК ОТНОСИТЬСЯ К ОТМЕТКАМ РЕБЕНКА?» 1. Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших  глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и  изворачиваться.  2. Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не  высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны  знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда. 3. Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради  вашего душевного спокойствия. 4. Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради  положительного результата в виде высокой отметки. 5. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему  ребенку оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в  ситуации. 6. Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой,  над своей ленью.7. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее  запоминается надолго и его хочется повторить. 8. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось  вам подражать.