На собрании мы поговорим о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка. Оценка нетождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.
И задача собрания: показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка; формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.
ПЕРВЫЕ УРОКИ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ
Задача: показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;
формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего
ребенка.
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,
разумеется, если она максимально точна и достоверна.
Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет значительную роль в
жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком
раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.
Оценка нетождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка –
результат этого процесса, его условноформальное отражение в баллах.
Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в
котором учитель или родитель сначала разъясняет положительные и отрицательные
стороны работы ученика, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и
только затем, КАК ВЫВОД из сказанного, называет заслуженную отметку.
«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком
появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого
– жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному
покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний
ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока
непостижимо. Он старается удовлетворить или на худой конец – обмануть идола и
постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки», писал
В.А.Сухомлинский.
Родители редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством
выполнения учебного задания. Самито они в целом понимают, почему работа оценена так,
а не иначе.
Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с
другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, однако потребности
и интересы школьника при этом не учитываются. Однако без помощи взрослых ребенок не
в силах верно выделить критерии оценивания своей работы.
Отметки необходимо обсудить. Если они хорошие – похвалить, спросить, за что ребенок
получил отметку, доволен ли оно своей работой, ответом. Если же балл невысокий,
ребенка не надо укорять. Необходимо детально проанализировать, почему работа оценена
низко, какие трудности испытывал ребенок, и обязательно подбодрить, вселить
уверенность в силы ученика, наметить план исправления оценки.
Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному
школьнику даже “тройка” достается с большим трудом, а другому и “пятерка” — без
особых усилий. Из отметки эти различия не видны.
Ребенок должен знать, что родители его поймут, и какими бы ни были отметки, дома
будет доброжелательная атмосфера.
Психолог Ш.А.Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок.
Их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая
«четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Рассмотрим отрицательную сторону отметок.
1. В отметках сосредоточена вся власть взрослых, так как отметки сменили множество
форм физического наказания в школах, переложив часть педагогическоговоздействия на родителей (пусть родители сами решают, какие им принимать меры
воспитания).
2. Отметки стали олицетворять всю личность ребенка (хорошим учеником считается
тот, кто получает хорошие отметки, плохим – плохие).
3. Отметка стала главным и единственным средством общения между школой и
семьей. Для ребенка плохая отметка – предвестник неприятностей в семье.
4. Отметка – валютная купюра на школьном и семейном рынках. Часто детям отметки
нужны не как действительные измерители их знаний и умений, а как валюта, на
которую можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное
расположение к себе близких, товарищей, какието льготы, получить в подарок
игрушку, прогулку и т.д. Ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой,
независимо от того, заслуживает он ее или нет.
5. Отметка – способ соревнования детей. Соревновательность – полезное чувство, но
отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же
разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим
нормальный ход воспитания и обучения.
Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти
отметки не соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной
положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в
себе, мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько
реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в
получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении
определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей
в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь.
Ребенок пришел из школы. Не следует спрашивать его « Какие у тебя сегодня
отметки?» или « Что ты получил?» Ведь именно так приучаем детей ценить не знания, не
положительные эмоции, связанные с процессом познания, а отметку, балл, выставленный в
тетрадь или дневник, делаем его наивысшей ценностью. Не лучше ли выяснить, был ли
сегодняшний день приятным, интересным и почему?
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « КАК ОТНОСИТЬСЯ К ОТМЕТКАМ РЕБЕНКА?»
1. Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших
глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и
изворачиваться.
2. Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не
высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны
знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
3. Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради
вашего душевного спокойствия.
4. Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради
положительного результата в виде высокой отметки.
5. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему
ребенку оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в
ситуации.
6. Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой,
над своей ленью.7. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее
запоминается надолго и его хочется повторить.
8. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось
вам подражать.