Проведение родительских собраний с детьми разного возраста требуют особой подготовки. В любом родительском собрании для родителей должны быть представлены тематические материалы, направленные на решение важнейших воспитательных задач, актуальных на данный момент. Предлагаемый методический материал позволит организовать проведение тематического родительского собрания с детьми младшего школьного возраста или с детьми, посещающими дошкольное учреждение.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
Ц е л и : познакомить родителей с некоторыми способами работы с
детьми по обучению грамоте; помочь родителям овладеть азами
дошкольной педагогики; показать значимость работы логопеда в
воспитании умений и навыков ребенка.
Оборудование педагогического процесса.
Д е м о н с т р а ц и о н н о н а г л я д н ы й м а т е р и а л :
– название игры из отдельных букв «Счастливый случай»;
– магнитофон с записью фрагментов музыки из телевизионной игры
«Счастливый случай»;
– бочка и маленькие бочонки с цифрами.
Р а з д а т о ч н ы й м а т е р и а л : звездочки для участников игры,
эмблемы игроков; мяч, карточки и картинки к играм.
План:
1. Организационный момент (вступительное слово).
2. Игра «Счастливый случай».
3. Заключительная беседа с родителями.
4. Вопросы родителей.
5. Подведение итогов собрания.
Х о д с о б р а н и я
I. Организационный момент (вступительная часть).
Вступительное слово п е д а г о г а . Здравствуйте, уважаемые
родители, гости! Цели нашего сегодняшнего собрания:
– познакомить родителей с некоторыми способами работы с детьми
по обучению грамоте;
– помочь родителям овладеть азами дошкольной педагогики;
– показать значимость работы логопеда в воспитании умений и
навыков ребенка.
Собрание пройдёт в виде игры «Счастливый случай», и в заключение
мы с вами побеседуем.II. Основная часть: игра «Счастливый случай.
В роли ведущего выступает педагог.
В е д у щ и й . Добрый вечер! Вот и начинается наша игра
«Счастливый случай». Давайте поприветствуем участников наших
команд.
Входит команда «Шалунишки». Ведущий представляет игроков и
ведущий также
Входит команда «Заумники»,
капитана.
представляет участников.
В е д у щ и й . Итак, обе команды заняли свои места, а я объясню
правила игры. Все задания спрятаны в бочке. Капитаны команд должны
доставать оттуда по бочонку и называть его номер, что соответствует
номеру задания. За каждое правильно выполненное задание команда
получает звезду. Начинаем. Бочонок номер… Командам надо угадать
тему нашей игры. Какой звук издает проколотая шина?
«Ш а л у н и ш к и ». Шшшш.
В е д у щ и й . Правильно. А как насос качает воду?
«З а у м н и к и ». Сссс.
В е д у щ и й . Тема нашей игры «Звуки [ш] и [с]». Команда
«Шалунишки» ответила быстрее, поэтому они начнут первыми. Сейчас
моя помощница перемешает бочонки… Капитан команды вытянул
бочонок номер… Вам необходимо вспомнить слова, в которых есть звук
[с]. А теперь слова, которые начинаются на этот звук. (Игроки
выполняют задание.)
Умницы! Вы ответили правильно и получаете звезду. Ну а теперь
вытянет бочонок капитан команды «Заумники». Бочонок номер…
Задание на внимательность. Вам раздаются музыкальные инструменты,
я буду говорить слова, когда вы услышите звук [ш], подадите сигнал. То
же со звуком [с]. Глаза у всех закрыты. Приготовились, начали!
Звук [ш] – шуба, шина, сапог, часы, вершина, жук, шут, цыпленок,
сапожок, шиповник, камыш.
Звук [с] – Карлсон, Дюймовочка, слоненок, Зоя, санки, матрос,
щенок, чиж, сын, золото, сорока, шалаш, чемодан, сыр, смородина.
Следующий бочонок вытягивает команда «Шалунишки». Бочонок
номер… Этот гейм называется «Ты – мне, я – тебе». Сначала вопросзадают дети, а родители отвечают, затем вы меняетесь ролями. (Игроки
выполняют задание.)
Команда «Заумники» вытянула бочонок номер … – разминка.
Сейчас вы послушаете, как слоги разговаривают друг с другом.
(Меняет интонацию, показывает мимикой.)
Здороваются: са – ша, са – ша.
Удивляются: со – шо, со – шо.
Сердятся: су – шу, су – шу.
Мирятся: сы – ши, сы – ши.
Прощаются: шо – со, шо – со.
Бочонок номер… Этот гейм называется «Заморочки из бочки».
Нужно объяснить слово.
«Шалунишки»: шкатулка, шило, сахар, санки, шорты, штора.
«Заумники»:
штурман, шпион, сосиска, шестерка, капуста,
редиска.
Молодцы! Обе команды получают по звезде. Следующий бочонок
номер… Этот гейм – «Волшебный мячик». Сейчас мы встанем в круг и
будем передавать друг другу мяч. Но «Шалунишки» должны будут
называть слова со звуком [ш], а «Заумники» – со звуком [с]. Итак, раз,
два, три – начало игры! (Игроки выполняют задание.)
Вы были очень внимательны и получаете по звезде.
А это задание для обеих команд. Звезду получит та из них, которая
быстрее прочитает ребус (см. Приложение).
«Ш а л у н и ш к и ». Мак + Ананас + Шар + Иголка + Ножницы +
Автобус = МАШИНА.
«З а у м н и к и ». Сапоги + Апельсин + Муха + Овощи + Самолет +
Василек + Антилопа + Лопата = САМОСВАЛ.
В е д у щ и й . Бочонок номер… Этот гейм – «Темная лошадка».
Гость нашей игры – человек, который все путает. Например, вместо
шапки «на ходу он надел сковороду». Кто это? Правильно, это
Рассеянный с улицы Бассейной (выходит Рассеянный). Наши команды
помогут навести порядок в его путаницах. Сейчас мы сыграем в игру
«Исправь ошибку».
«З а у м н и к и » (исправляют ошибки в стихотворении).С другом мы играли в чашки,
Пили чай из белой шашки.
Вылезла из норки шишка,
На нее упала мышка.
Под кустом сидели шишки,
На сосне висели мышки.
В воздухе летала кошка,
Молоко лакала мошка.
На столе стояла кошка,
На полу сидела плошка.
Р а с с е я н н ы й . Спасибо, что помогли мне разобраться!
В е д у щ и й . Рассеянный, а ты умеешь быстро проговаривать
скороговорки? Сейчас дети тебе покажут, как это делается.
«Ш а л у н и ш к и ». В ночной тиши у шалаша чуть слышен шорох
камыша.
«З а у м н и к и ». Шел Саша по шоссе к Саше в шашки играть.
Команды получают по звезде.
Р а с с е я н н ы й . А я тоже знаю скороговорку. Слушали кукушки,
как куковали старушки. Ой! Я опять все перепутал, пойду выучу как
следует.
В е д у щ и й . Бочонок номер… Этот гейм – «Блицтурнир». Задание:
вам нужно прочитать слова с помощью зеркала.
«Шалунишки»: сок, сон, носок.
«Заумники»: эхо, совок, звонок, возок.
Вы очень хорошо выполнили все задания, но команда «Шалунишки»
была быстрее и поэтому получает звезду. Бочонок номер… Этот гейм –
«Гонка за лидером». За одну минуту вам предстоит отгадать как можно
больше слов.
«Шалунишки» (к концу слова должны добавлять звук [с]): ле..,
поя.., анана.., компа.., ква.., ба.., уку.., насо.., но.., автобу.., поко..,
уксу.., фику.. .
«Заумники» (должны закончить слова): Ми(ша), шу(ба), Ма(ша),
ши(на), ши(ло), шут(ка), шап(ка), шаш(ки), шахма(ты), шах(та),
лан(дыш), мы(ши), пше(но), шко(ла), шля(па), Шу(ра), шерстя(ной),шерохова(тый), ши(рокий), шо(колад), шу(мный), пу(шок), ше(пот).
Пришло время подсчитать звезды и подвести итоги. Ну что ж, у нас,
конечно, победила дружба!
Проходит награждение участников игры, под музыку дети
уходят из группы.
III. Заключительная часть.
1. Беседа с родителями.
П е д а г о г . Ваш ребенок скоро пойдет в школу, и вы, конечно,
хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как
можно более успешно. Как же помочь этому? Будущему
первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний,
умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения.
Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и
письма. В наших силах добиться того, чтобы этот процесс стал
доступным и интересным для детей. А поскольку главной формой
познавательной деятельности ребенка является игра, именно она будет
нам лучшей помощницей. Вот и сегодня в нашей игре «Счастливый
случай» вы увидели небольшое количество заданий, используемых на
занятиях по обучению грамоте.
Типичные ошибки при обучении детей чтению в домашних
условиях.
1. В основу обучения кладется буква, а не звук. Например, звук [м]
мы произносим отрывисто. И букву называем так же: м. Однако говоря
эм, мы говорим два звука [э] и [м]. Таким образом, не надо путать
понятия «буква» и «звук». Буквы мы пишем, а звуки – слышим.
2. Побуквенное чтение, когда ребенок сначала называет буквы
слога – м, а – и только потом произносит – ма. Читать необходимо по
слогам!
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно
пишет буквы?
1. Различает ли Ваш ребенок понятия «справа» и «слева»? Он
должен правильно выполнять задания: «Покажи свое правое ухо, левую
ногу и т. д. Расскажи, что ты увидел справа от себя, слева». Если
ребенок пишет буквы не в ту сторону – это чаще всего следствиенесформированности данных понятий.
2. Умеет ли Ваш ребенок складывать картинки из шести частей?
Если нет, начинайте с четырех частей (кубиков).
Приемы запоминания букв.
1. Письмо букв большого размера, их раскрашивание, штриховка.
Рядом записываются слова с данной буквой.
2. Лепка буквы из пластилина, теста, плетение из проволоки,
вырезание по контуру, выкладывание из элементов, палочек,
косточек, круп и т. д.
3. Написание буквы в воздухе.
4. Обводка по контуру, написанному взрослым.
5. Письмо по опорным точкам.
6. Сравнение буквы со знакомыми предметами. Буква П похожа на
стол, окно, дверь, книгу и т. д.
Подготовка руки к письму.
В этот раздел входят все упражнения, направленные на развитие
мелкой моторики: мозаики, шнуровки, конструкторы, вырезание, лепка,
рисование, штриховка, пальчиковые театры и т. д. Такие задания
полезны вдвойне, поскольку, развивая мускулатуру пальцев, мы
стимулируем и развитие речи ребенка.
2. Вопросы родителей ____________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Подведение итогов собрания.