Родительское собрание " Подросток и климат в семье"
Оценка 4.8

Родительское собрание " Подросток и климат в семье"

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
воспитательная работа
5 кл
14.08.2018
Родительское собрание  " Подросток и климат в семье"
Готовить ребенка к подростковому периоду надо с самого детства. То, что кажется в детстве незначительным, обостряется в переходном возрасте. Не убрал свои игрушки, забыл купить хлеб. А позже - отказ это делать или выполнение после долгого напоминания своих обязанностей по дому.
Выступления на родит. собраниях.doc
Подросток и психологический климат в семье. Когда речь идет о подростках, мне представляется бурная река под названием “переходный возраст”. С одной стороны берег “детство”, а с другой “юность”. Река мутная, по ней плыву какие­то предметы (палки, бревна). Внизу, в глубине холодная вода. И ребенок, оторвавшись от своего детства, пытается перебраться на   другой   берег.   Если   он   хороший,   опытный   пловец,   которого   научили,   как бороться с течением, преодолевать трудности, научили при необходимости звать на помощь; если он уверен, что эту помощь ему окажут близкие люди, поддержат, направят, то река будет преодолена. И к берегу юности доберется уверенный в себе человек, ценящий  людей, способный оказать помощь другим. А если это неопытный пловец, не подготовленный к трудностям, эта река станет испытание, которое сломит его. Готовить   ребенка   к   подростковому   периоду   надо   с   самого   детства.   То,   что кажется в детстве незначительным, обостряется в переходном возрасте. Не убрал свои игрушки, забыл купить хлеб. А позже ­ отказ это делать или выполнение после   долгого   напоминания   своих   обязанностей   по   дому.   Появились   первые проблемы со школой: нежелание делать домашнее задание, трудность в освоении какого­то предмета. Учеба становится как  наказание для всей семьи, так как ребенка не научили анализировать свои поступки, вычленять, где он прав, а где нет, ­ дальше все будут виноваты в его проблемах, а не он сам. Следствие этого очевидно:   нарушение   общения   в   семье,   отрицательное   отношение   к   школе   и ребенка,   и   родителей,   желание   найти   друзей,   которые   разделяют   его   мнение, друзей, которых, как правило, родители не хотели бы видеть в своем доме. Многие   родители,   приводя   своего   ребенка   в   1­й   класс,   думают:   “Мы   его воспитали   до   школы,   а   теперь   задача   школы   –   воспитывать   моего   ребенка, научить   его   читать,  писать,  считать,  уважать   старших,  заботиться   о   младших, быть хорошим товарищем для одноклассников”. Когда этого не происходит, то 1 они начинают обвинять учителей, в том, что они не смогли привить любовь к учебе, к людям. Обвиняя всех в бедах своего ребенка, они забывают предъявить обвинение в первую очередь себе. Ведь каждый ребенок идет в школу из семьи, где были заложены свои принципы, жизненные устои, которая либо смогла, либо нет,  привить   ребенку   начальные   навыки   общения   со   сверстниками,  взрослыми людьми, сформировать желание учиться. Родители должны вести своего ребенка с 1­го по 11 класс “за руку”. Это значит не водить   ребенка   за   руку   в  школу   в   буквальном   смысле,   а   направлять   всю   его деятельность,   знать   его   успехи,   неудачи   в   школе,   поддерживать   его   во   всех начинаниях, убеждать, что он не прав, и доказывать его неправоту. Нужно учить своих детей общению не только с членами своей семьи, но и одноклассниками, другими взрослыми. То, как умело могут делать это наши дети, напрямую зависит от умелого воспитания ребенка в семье. Ни школа, ни учителя, ни инспектор по делам несовершеннолетних не заменят родителей. Мы должны знать все о своем ребенке: с кем он дружит, куда уходит, чем   занимается   вне   дома.   Если   ребенок   не   идет   на   контакт   с   родителями, отмалчивается,   замыкается   в   себе,   то   надо   бить   тревогу.   Сначала   нужно попытаться   самим   выяснить   причину   такого   поведения   ребенка,   если   нужно, подключить   классного   руководителя,   выяснить,   не   является   ли   негативное поведение ребенка следствием школьных проблем; постараться выявить причину проблемы и разрешить ее так, чтобы не пострадало детского “Я”. Это не разбило бы веру ребенка в справедливость, не укрепило мысль, что взрослые – черствые, бездушные   люди.   Конечно,   все   это   можно   делать   в,   так   называемых, “благополучных   семьях”,   где   нет   пьянства,   наркотиков   и   других   кошмаров. Гораздо сложнее что­то исправить в тех семьях, где нужно объяснять прописные истины об ответственности за воспитание детей самим родителям. 2 Каждого родителя сегодня очень обеспокоен тем, что его дети могут попасть под влияние наркотиков, алкоголя, не стали на путь совершения правонарушений. Я думаю,   этого   не   случится   в   тех   семьях,   где   детей   учат   быть   личностью. Противостоять негативной среде, учат не стесняться сказать “нет” даже своим ровесникам, мнением которых подростки особенно дорожат. На фоне относительного благополучия в семье мы часто забываем о том, что улица сильнее любого воспитателя, и, как это часто бывает, сильнее родителей. Беда часто не обходит многие семьи. И в первую очередь здесь страдают дети из неблагополучных   семей,  так  называемые, “трудные”  дети.  Они   есть  в  каждом классе, в каждой школе. Если в доме нет понимания между родителями, то дети идут на улицу. А там найдутся друзья, которые выслушают их, помогут “добрым советом”, и напоят, и накормят, и денег дадут. Но за это участие детям часто приходится расплачиваться здоровьем, своим телом, а иногда и своей жизнью. Счастье не живет в таких семьях. Самое страшное то, что в разряд “трудных” детей очень часто попадают дети из семей, в которых родители ведут здоровый образ жизни. Почему так получается? Ответить на этот вопрос очень трудно и не всегда возможно. У родителей свои критерии в воспитании детей, свое отношение к понятию “воспитание” вообще. Часто они думают: “Я его обуваю, одеваю, кормлю, даю деньги на карманные расходы. Что ему еще нужно?”. У других – финансовые проблемы, родители не могут   дать   ребенку   даже   минимума,   не   могут   объяснить   ему,   что   трудности нужно уметь преодолевать. Ребенок замыкается в себе, чувствует определенный комплекс неполноценности. Иногда он идет добывать эти недостающие деньги самостоятельно и не всегда честным путем. В таких семьях нарушено общение с детьми, бывает, что вообще сводится до минимума. Нарушаются эмоциональные связи   между   родителями   и   детьми.   Все   это   способствует   тому,   что   дети отдаляются  от  своих  родителей. Проблем   в нашей  сегодняшней  жизни  много. 3 Родителям   нельзя   опускать   руки,   пеняя   на   то,   какие   у   них   трудные   и непонимающие дети. Нельзя перекладывать на наших детей ответственность за то, в чем они не виноваты. Нужно терпеливо учить их преодолевать трудности, а не пасовать перед ними. Чтобы   этого   не   произошло,   родители   должны   как   можно   больше   времени находиться со своими детьми, бывать вместе на природе, в театре, приобщать к проблемам семьи, не делать из них лишь пассивных наблюдателей того, как их родители   стоически   “бьются”   над   жизненными   проблемами.   Нужно   помогать решать им школьные и личные проблемы, уметь выслушать детей, дать совет. Мы должны воспринимать ребят такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками. Воспитание ребенка в семье должно быть бережным, тактичным, требующим   от   родителей   большого   терпения   и   выдержки.   Настойчивость   в достижение цели воспитания – основное качество родителя. Неуверенный в себе родитель – враг своему ребенку. В прежние годы семья рассматривалась не как важнейший социальный институт, а лишь как неизбежная стадия общественной жизни человека. Поэтому рационально организованное   и  продуманное   воспитание  ребенка   происходило   за   пределами семейного круга. Семья покорно отдавала детей государству, а государство не вмешивалось во внутренние дела семьи. Но ситуация изменилась. В последние годы разные науки усилили свое внимание к семье как к объекту исследования и получили новые данные. Теперь в развитии личности отмечен бесспорный приоритет семейного воспитания. Объясняется это просто:   и   наиважнейшие   свойства   личности,   и   основа   социального   "Я" закладываются отнюдь не в школьном коллективе ­ там они только развиваются, ­ а в самом раннем возрасте. 4 Сегодня   семья   выступает   как   важнейший   фактор   развития   личности.   Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья ­ и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море. Семейное   воспитание   органично   сливается   со   всей   жизнедеятельностью растущего   человека.   В   семье   ребенок   включается   в   жизненно   важные   виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку,   вбить   гвоздь)   до   сложнейших   социально   ­   личностно   значимых   форм поведения. Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Семейный   климат   ­   это   жизнь   родителей,   их   отношения,   дух   семьи.   Детская грубость,   черствость,   равнодушие,   недисциплинированность,   как   правило,   ­ результат   отрицательной   системы   отношений   в   семье   и   образа   ее   жизни.   Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи. Не секрет: жизнь сегодня тяжела и сурова. Все больше напряженных и тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне все чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием.   Во   многих   семьях   исчезает   теплота,   сердечность,   возрастает дефицит общения родителей с детьми. Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число "трудновоспитуемых". И,   тем   не   менее,   семья   ­   главный   фактор   развития   и   воспитания   личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь 5 помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – это определенный   морально­психологический   климат,   это   для   ребенка   школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре   и   зле,  о   порядочности,   об   уважительном   отношении   к   материальным   и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости… Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития гамма   чувств   может   стать   как   позитивным,   так   и   негативным   фактором воспитания.   Здесь   важна   мера   проявления   чувства   родительской   любви. Недополучивший   родительской   любви   ребенок   часто   вырастает недоброжелательным,   озлобленным,   черствым   к   переживаниям   других   людей, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно   застенчивым…   Выросший   же   в   атмосфере   чрезмерной   любви, заласкивания, благоговения и почитания… маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Семейное   воспитание   имеет   широкий   временной   диапазон   воздействия:   оно продолжается всю жизнь человека, проходит в любое время суток, в любое время года…   Его   благотворное   (либо   неблаготворное)   влияние   человек   испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке… Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного   воздействия.   Так,   наиболее   распространенными   негативными 6 факторами семейного, которые приходится учитывать в учебно­воспитательном процессе, следует считать такие: ­неадекватное   воздействие   факторов   материального   порядка:   избыток   (либо недостаток)   вещей,   приоритет   материального   благополучия   над   реализацией духовных   потребностей   растущего   человека,   дисгармония   материальных   избалованность   и потребностей   и   возможностей   их   удовлетворения, изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики; ­бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей; ­безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье; ­отсутствие нормального психологического климата в семье; ­фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный…); ­безграмотность   в   психолого­педагогическом   отношении   целенаправленности   воспитания, (отсутствие   противоречивость   в   беспринципность, применении   методов   воспитания,   физические   наказания,   причинение   детям тяжелых нравственных страданий…); ­противоправное поведение взрослых; ­авторитаризм, либо “либерализм”, безнаказанность и всепрощенчество, которые проявляются   как   следующие   неправильные   формы   воспитания,   которые отражаются на развитии ребенка и его поведении в школе: 1.Гипоопека   –   т.е.   безнадзорность,   недостаток   внимания,   заботы,   контроля; родители   заботятся   только   об   удовлетворении   материальных   потребностей ребенка,   а   фактически   он   представлен   сам   себе.   Ребенок   ощущает   свою 7 ненужность   старшим,   он   думает,   что   мешает   им   жить   и   они   рады   от   него освободиться. 2.Гиперопека   –   чрезмерная   опека   и   контроль,   которые   подавляют самостоятельность, чувство ответственности и долга. У слабых, чувствительных детей гиперопека вызывает реакцию бунта и уход ребенка в уличную компанию. 3.”Культ семьи” – ребенок растет в чрезмерном обожании и восхищении; такие дети стараются всегда быть на виду, лидировать, не прилагая к этому никаких усилий; в конце концов, попадает в кризисную ситуацию: с одной стороны, он продолжает нуждаться в восхищении, а с другой стороны он не приучен этого добиваться. 4.”Золушка” – эмоциональное отвержение взрослыми, которые не хотят себе в этом   признаться;   при   таком   воспитании   формируется   чувство   вины, неполноценности, ненужности 5.Жестокие   взаимоотношения   (“ежовые   рукавицы”)   могут   сочетаться   с эмоциональным   отвержением   и   могут   проявляться   открыто   (срывает   зло)   и скрытостью – безразличием друг к другу, душевной жестокостью. Переживание ребенком эмоций в этих условиях способствует развитию эгоизма и душевной черствости. 6.Повышенная моральная ответственность – возлагается родителями на ребенка за его будущее и будущее членов его семьи. Это очень тяготит ребенка и лишает его радости детства. 7.Маятниковое воспитание – противоречивое воспитание – в одной семье разные поколения   отстаивают   свой   стиль   в   воспитании,   сочетаются   несовместимые методы   воспитания.   Такое   воспитание   вредно   и   влияет   на   слабые   стороны характера ребенка, способствует душевному дискомфорту. 8 Несмотря на то, что каждая семья живет по своим законам, и мы не в праве диктовать родителям свои условия, тем не менее, помочь родителям осознать свои ошибки, тем более, когда об этом просят, мы должны. Исходя   из   специфики   семьи   как   фактора   развития   и   воспитания   личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть выстроена система принципов,   которые   родители   могут   использовать   в   воспитательной   работе   с детьми: 1.Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья. 2.Родители   должны   понять   и   принять   своего   ребенка   таким,   каков   он   есть   и способствовать развитию в нем лучшего. 3.Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. 4.Диалектическое   единство   искреннего,   глубокого   уважения   к   личности   и высокой   требовательности   к   ней   должно   быть   подложено   в   основу   системы семейного воспитания. 5.Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей. 6.Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке. 7.Все   виды   деятельности,   организуемые   в   семье   с   целью   развития   ребенка, должны быть построены на игре. 8.Оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье. Эти   принципы,  разумеется,   могут   быть   расширены,  дополнены,   видоизменены. Главное, чтобы они были, ведь ребенок это наивысшая ценность. 9 Семья   для   ребенка   –   это   место   его   рождения   и   основная   среда   обитания (материального   и   духовного).   В   семье   у   него   есть   близкие   люди,   которые понимают и принимают его таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий…, он там свой: Любим тебя без особых причин: За то, что ты ­ внук, За то, что ты ­ сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож… И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. (В. Берестов). 10

Родительское собрание " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание  " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание  " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание  " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание  " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание  " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание  " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание  " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание  " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание  " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание " Подросток и климат в семье"

Родительское собрание  " Подросток и климат в семье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018