Исправлено Собрание - практикум ЛИЦЕЙ ПАРУС , 13.02.17.doc
Педагогический сценарий родительского собрания
2 класс.
Анонс педагога о проводимом мероприятии (для присутствующих
педагогов)
Уважаемые коллеги!
Тема родительского собрания «Развитие самостоятельности при выполнении
домашней работы. Руководство к действию» была определена исходя из
проведенной диагностики учащихся 2 класса в начале 3 четверти и индивидуальных
запросов родителей.
Форма проведения – условная. Родительское кафе «СемьЯ» (шесть
родителей и педагогфасилитатор (сопровождающий!).
Актуальность темы определена тем, что часть детей испытывают
определенные затруднения при самостоятельном выполнении домашнего задания: им
трудно спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала,
что потом; не могут правильно распределить время; не могут понять, какая задача
стоит перед ним при выполнении конкретного задания.
Мы задались вопросом, о том какая может быть оказана помощь родителям в
данном вопросе? И как можно «навести» родителей на мысли о том, что такое
самостоятельность,
что можно
порекомендовать для её становления и развития.
какие умения включает это понятие,
Помощь в разработке и проведении родительского собрания мне оказывали:
1.
мои коллеги – учителя начальных классов Лицея «Парус» Смирнова
Елена, Аносова Елена Викторовна; педагог – психолог Киселёва Ольга Юрьевна.
Именно они сегодня будут первыми моими помощниками при проведении
родительского собрания, модераторами в группах с родителями.
2. Мошнина Роза Шамилевна, кандидат педагогических наук, заведующая
кафедрой начального образования Академии социального управления и её коллеги.
3. Авгусманова Татьяна Валерьевна, кандидат педагогических наук,
эксперт сетевой кафедры ЮНЕСКО Российской академии образования, доцент
кафедры образовательного менеджмента Академии социального управления.
Проводить собрание буду я – Ларкина Людмила Васильевна, учитель высшей
категории Лицея «Парус» г. о. Дзержинский
______________________________________
Тема родительского собрания: «Развитие самостоятельности при
выполнении домашней работы. Руководство к действию».
Цель
Создание условий для совместной деятельности педагогов и родителей по
обсуждению возможных рекомендаций родителям при организации
самостоятельного выполнения домашней работы учащимися начальной школы.
1 Задачи
1. Проанализировать результаты анкетирования учащихся начальной школы и
их родителей.
2. Выявить причины существующих затруднений при самостоятельном
выполнении домашней работы.
3. Определить возможные пути преодоления вновь возникающих и
имеющихся трудностей при самостоятельном выполнении домашней работы.
4. Разработка рекомендаций «Руководство родителям при организации
самостоятельного выполнения домашней работы учащимися начальной школы».
Форма проведения
Родительское кафе «СемьЯ»
Подготовка:
1)
Знакомство с психологопедагогической литературой по теме
родительского собрания.
2) Подготовка выставки книг и журналов для родителей.
3) Анкетирование учащихся и родителей класса.
4)
Работа с модераторами.
Ход собрания
I . Организационный момент.
Все присутствующие родители делятся на три группы и рассаживаются за
столы «по цвету», полученных при регистрации, геометрических фигур.
Столы в аудитории расставлены так, чтобы родители расположились
для работы в творческих группах по 7 человек: 6 родителей и 1 модератор.
(На маркерной доске (стена) выставка рисунков детей на тему: “Наши
Нехочухи”)
Введение в тему собрания
Учитель
Сегодня наша встреча посвящена вопросу самостоятельного выполнения
домашней работы нашими детьми.
(Пояснение для родителей и присутствующих гостей формы
проведения собрания.)
Мы решили, что форма проведения собрания «Родительское кафе» создаёт
атмосферу дружеского диалога и свободного общения между родителями. А
присутствие за каждым столом кроме шести родителей одного модераторапедагога
позволит им (родителям) «сверить» свои позиции в педагогическом плане.
Педагог модератор – это советник для родительской группы на период
собрания, который может разъяснить, подсказать, помочь объединить мнения
родителей для общего результата. А общим результатом должна стать выработанная
рекомендация (руководство, которое одна группа родителей даст остальным).
2 Представление педагоговмодераторов. Смирнова Елена Васильевна,
учитель начальных классов, заместитель директора…, Аносова Елена… и
т.д.
Таким образом, за каждым столом «Семь – Я», каждый из которых
заинтересован в самостоятельности выполнения домашней работы нашими детьми.
Надеюсь, что совместная работа будет интересной и плодотворной, а её
результаты помогут решить нам имеющиеся проблемы.
II. Основная часть родительского собрания.
1. Слово Учителя.
Выполнение школьниками домашних заданий обязательная часть учебы.
Время урока, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и
закрепить все учебные навыки. Кроме того, все дети разные одному достаточно
решить 510 однотипных задач, чтобы усвоить принцип их решения, а другому,
чтобы не испытывать затруднений, потребуется решить значительно больше таких
задач.
В начальной школе детям необходима помощь родителей в организации
времени для выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще не умеют:
планировать свою деятельность,
грамотно распределять время для выполнения заданий,
выделять первоочередные задачи,
критически оценивать выполненную работу,
брать на себя ответственность за то, что он делает (или не делает)..
Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей
или вместе с ними.
Результаты анкетирования
2.
Слово Учителя
В начале третьей четверти этого учебного года нами было проведено
анкетирование учащихся и их родителей, в котором в том числе были вопросы,
касающиеся выполнения домашней работы.
На вопрос «Всегда ли понятно родителю для чего даются домашние
задания детям?» 57 % родителей ответили «утвердительно» – они понимают, с
какой целью ребенок выполняет то или иное задание, а вот 43 % родителей ответили
«отрицательно»
они выражают недовольство заданными упражнениями и
заданиями, не понимая смысла их выполнения.
Слайд
3 На вопрос анкеты «Как часто ребёнок обращается к вам за помощью во
48% родителей ответили
время выполнения домашнего задания?»,
«положительно» ребенок часто обращается за помощью, а 52% родителей ответили
«редко». Родители высказывали мнение о том, что причины обращения за помощью
бывают разными, исходя из того, что ребенок самостоятельно не может:
сориентироваться в объеме выполнения заданий;
распределить время между заданиями, предметами;
понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного
применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной
задания;
задачи.
Слайд.
Домашняя работа является естественным и логическим продолжением
классной. Можно установить следующие цели, к которым следует стремиться при
организации с детьми домашней работы:
Слайд.
1. Подготовка к восприятию нового материала.
2. Проверка прочности знаний по изученной теме, умения применить их на
практике
3.
Расширение знаний по изученной теме, углубленное изучение материала,
творческое задание
4. Самостоятельное изучение нового материала
Кроме того, если мы говорим о самостоятельности ребенка, то при её
развитии происходит:
Слайд
становление сторон личности ребенка: самодисциплины, чувства долга,
ответственности, силы воли, самостоятельности;
развитие памяти, автоматизация навыков,
умения добывать
необходимую информацию из дополнительной литературы, словарей.
4
формирование исследовательских умений (сопоставление, сравнение и
т.д.)
Анкетирование детей (участвовало 29 человек)
показало следующие
результаты.
На вопрос «Как долго ты выполняешь домашнюю работу?», 17% детей
ответили «быстро», они выполняют домашние задания примерно за 30 минут;
большинство ребят – 66% подтвердили, что выполняют её примерно «1 час», 14%
учеников говорили о домашней подготовке в течение «1,5 часов» и 3% ребят тратят
на домашнюю работу «2 часа и более».
Таким образом мы видим, что время, которое затрачивают ученики 2 класса
на выполнение домашней работы в целом соответствует санитарным нормам и
является оптимальным.
Слайд:
СанПин 2.4.2. – 576–96
• В 1 классе – до 1 часа;
• Во 2 классе – до 1,5 часа;
• В 3 – 4 классах – до 2 часов;
На вопросы «С домашней работой по каким предметам ты легко
справляешься самостоятельно, а по каким предметам самостоятельно
готовишься с трудом?» ребята ответили, что
задания по «русскому языку» 48% детей выполняется самостоятельно легко
и 41% детей с ним самостоятельно справляться трудно;
задания по «английскому языку» 55% детей выполняет легко, а у 38% эти
задания вызывают определенную трудность;
задания по «математике» ученики 2 класса (обучающиеся по ПНШ!)
большинство могут выполнять самостоятельно 72% детей;
5 задания по предмету «окружающий мир» для 66% ребят являются легкими
в самостоятельной подготовке, а 24% воспринимают их «трудными для
самостоятельной работы дома».
Одним из самых «самостоятельно выполняемых» предметов является для
второклассников «литературное чтение», для 93% учеников выполнение домашних
заданий по этому предмету не вызывает особых трудностей.
Диагностика показала что, наиболее трудными для самостоятельной
домашней подготовки являются задания по предметам: «русский язык», «английский
язык».
Вопрос 3.
Домашнюю работу, по каким предметам ты готовишь с трудом?
В ходе анкетирования мы выяснили, что помогают ученикам готовить уроки в
основном родители и члены семьи – 48% мамы, 24% папы и 24% бабушки.
Остальные члены семьи (братья, сестры) и няни составляют 10%.
Их основная помощь заключается, по мнению детей, в том, что
83% «проверяют» то, что самостоятельно сделали дети («сделаноне
сделано») и 21% «исправляют ошибки» (сами взрослые указали на ошибки – сами их
исправили, таким образом «помогли» быстро сделать домашнюю работу).
6 И только 34 % могут «объяснить» ребенку как делать домашнее задание (то
есть сподвигают его на самостоятельное понимание сделанной ошибки, и
самостоятельное (или в присутствии взрослого) повторное выполнение
задания!!!!)
Вопрос 4. Кто помогает тебе готовить уроки?
Вопрос 5. В чём заключается эта помощь?
Вывод Учителя:
Как видим из результатов анкетирования, в нашем классе имеются
определенные трудности с выполнением домашней работы детьми по отдельным
предметам и есть потребность в том, чтобы сделать небольшие рекомендации тем
родителям, которые заинтересованы в развитии у детей самостоятельности при
выполнении домашнего задания.
Кстати, посмотрите, пожалуйста, что ещё в первом классе на собрании по
адаптации первоклассников одной из характеристик «Портрета первоклассника» и
родители и мальчиков и девочек назвали САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (готовность
действовать и
поступки).
Слайд.
7
самостоятельно
отвечать за свои Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять различные
задания, то речь идет о целом комплексе универсальных умений и навыков.
Работа в группах по результатам анкетирования
3.
Задание №1 в группах.
Обсудите и выскажите ваше мнение по вопросу:
«Какие навыки
необходимы ребёнку при самостоятельном выполнении различных заданий»?
Помощь модераторов.
(Работа в группе: обсуждение вопроса с родителями – 3 мин..
Обсуждение результата работы групп – 5 мин.)
Посмотрите, пожалуйста на слайд. Есть ли здесь подтверждение вашим
мыслям?
Слайд:
•
выполнить;
Универсальные умения ученика как признаки самостоятельности
умение ориентироваться в объеме заданий, которые ученику предстоит
•
умение планировать очередность (порядок) действий: что ученик будет
делать сначала, что потом;
•
умение распределять время (представить, сколько приблизительно
времени займет то или иное задание);
•
умение понять, какая (какие) задача (задачи) стоит перед ним при
выполнении конкретного задания;
•
умение применить необходимые навыки и знания освоеные ранее для
выполнения той или иной задачи.
•
умение представить себе алгоритм действий, который поможет ребенку
в случае затруднения при выполнении задания. (Например, если не знаю, какая буква
пропущена в слове, то я: 1) думаю, какое правило подходит, может помочь; 2)
нахожу это правило, применяю к слову; 3) если я уверен, что прав, то выполняю
8 задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то
обращаюсь за помощью к родителям.)
Задание №2 в группах.
На каждом столе лежит лист с высказыванием одного из великих педагогов
Антона Семеновича Макаренко, Константина Дмитриевича Ушинского, Василия
Александровича Сухомлинского.
Посмотрите, есть ли в их высказываниях соответствие вашим мыслям, и
какие из них, на ваш взгляд, могут подсказать пути, которые могли бы
способствовать развитию самостоятельности детей при выполнении домашней
работы?
Учитель:
( для учителя:
Определение самостоятельности должно
прозвучать как краткое промежуточное резюме в ходе собрания.
Нам важно зафиксировать размышления родителей, подвести их с
мысли о том что они рассуждают в правильном направлении и поставить
маленькую «этапную» точку в собрании.
Здесь помощь модераторов
бесценна!!!
)
(Обращаясь к родителям) Совершенно верно! Нам с вами важно, чтобы у
наших детей было сформировано такие личностные качества, которые бы
проявлялись в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве
личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Работа в группах по выработке рекомендаций
4.
(Пути преодоления уже имеющихся и вновь возникающих трудностей при
выполнении домашней работы).
Работа в группах
9 Каждая группа получает задание проанализировать предложенные ситуации,
ответить на поставленные вопросы и затем предложить собравшимся свою
рекомендацию на предложенную проблему.
Задание для группы 1.
Обсудите, какой жизненный опыт может получить ребенок, когда родители
постоянно помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.
Запишите ваше мнение в таблицу.
Когда родители помогают
Когда родители не помогают, а ребёнок
нуждается в помощи
ребенок достигнет более хорошего
результата, быстрее научится
опыт отстраненности, одиночества, обиды
чувствует поддержку
волевым качествам
В чём может заключаться помощь родителей ребёнку?
Рекомендация №1.
Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и
помощь в необходимых пределах. С тем, с чем ребенок может справиться сам, пусть
он справляется сам.
Для модераторов:
Создание комфортной психологической атмосферы, доброжелательность в
общении с ребенком, всегда оказывать помощь на основе диалога, где ребенок
должен сам сформулировать свои затруднения, никогда не выполнять
задания за ребенка, использовать в качестве опоры классную работу и
материалы учебника и т.д.
10 Задание для группы 2
Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным
(обсуждают и отвечают на месте)?
Рекомендация №2.
Для ребёнка:
удобное, красивое рабочее место;
освещённость;
отсутствие внешних раздражителей (телевизор, компьютер, и т.д.)
родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию
к обучению – то есть личный интерес к заданиям по предметам. Для него лично
этот должно быть значимо!
интерес родителей, который поможет зажечь энтузиазм у детей и помочь им
освоить самый важный урок о том, что обучение может быть захватывающе
интересным, и оно стоит затрачиваемых усилий
В помощь модератору:
(Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место. Важно
приучить ребёнка правильно организовывать рабочее место. На столе не
должно быть лишних вещей, каждая принадлежность имеет своё место.
Освещённость рабочего места очень важна. Стол стоит рядом с
окном или вблизи от него так, чтобы свет падал слева. При пользовании
настольной лампой надо помнить, что мощность электрической лампочки не
менее 75 Вт. Абажур желательно матовый, зелёного или жёлтого цвета.
Желательно чтобы в этом месте ребенок был полностью отключен от
внешних раздражителей (телевизор, радио, компьютер, братья и сестры).
Но до тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а
ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Смыслообразование – ЗАЧЕМ МНЕ
ЭТО НУЖНО?
Интерес родителей в процессе выполнения домашнего задания может
зажечь энтузиазм у детей и помочь им освоить самый важный урок о том, что
обучение может быть захватывающе интересным, и оно стоит затрачиваемых
усилий.)
Задание для группы 3.
Трудно усадить ребенка за уроки. Иногда родители разрешают ребенку
сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Каковы причины
неспособности школьника справиться с заданием дома?
Рекомендация №3.
1) Временные рамки:
красиво оформить режим дня;
11 напоминать о времени – начале выполнения домашней работы;
для медлительных детей использовать таймер или песочные часы.
2) Формирование учебных умений и навыков:
помощь родителей.
3) Не усвоен учебный материал:
обращение к учителю за разъяснением и помощью.
В помощь модератору:
(1)Повесьте на стену красиво оформленный режим дня, где будет
прописано все, включая время, отведенное на уроки и просто напоминать ему,
что пришло время выполнять домашние задания. Это дисциплинирует, но при
этом ребенок видит, что после выполнения домашнего задания у него будет
свободное время, которое он может провести так, как ему хочется.
Медлительным детям необходимо учиться ориентироваться по
будильнику или песочным часам. «Как ты думаешь, сколько тебе потребуется
времени на выполнение задания? Давай проверим».
2) У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом,
например, по причине несформированности необходимых учебных умений и
навыков.
3) Он мог просто не понять новый материал или большой объём заданий
для ребёнка.
Если ребенок испытывает перегрузку по какомулибо из учебных
предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю.)
Вывод Учителя.
Таким образом, у нас с вами, уважаемые родители, получилось
3
рекомендации, которым мы можем следовать, развивая самостоятельность у наших
второклассников при выполнении домашних заданий.
Озвучим их.
А сейчас я расскажу, как сами дети пытаются воспитывать в себе такое
качество как самостоятельность.
На вопрос «Что же вам мешает своевременно и самостоятельно выполнять
домашнюю работу? » 66% детей ответили, что просто не хочется этого делать. Мы
пришли к выводу, что во многих из них «сидит Нехочуха». Тогда я сказала: «Я не
понимаю. Может быть, вы расскажете, как она выглядит? Или нарисуете?» И дети
дружно это сделали. Обратите внимание на стенд с рисунками. У каждого
получилась своя «Нехочуха», особенная, но все они, в основном, неприятные с виду.
И только одна девочка подошла и сказала: Людмила Васильевна, а у меня она
получилась почемуто совсем не страшная, а очень добрая. Она подходит ко мне и
12 так ласково просит, чтобы я с ней поиграла, что мне трудно ей отказать (Рисунок с
кошечкой).
Мы приняли решение, вести борьбу с «Нехочухами», но при этом держать всё
в тайне от родителей.
Есть первые результаты.
. Заключение
Посмотрите сами.
Фрагмент видео: Щемеров Матвей
Фрагмент видео Кербалаева Диана
IV
Уважаемые гости нашего педагогического родительского кафе!
Составленные сегодня рекомендации, конечно, не могут быть готовыми
рецептами, потому что каждый ребенок и случай уникален. Но совместная наша
деятельность по нахождению единых и полезных для всех детей и родителей
действий, думаем, принесет всем пользу.
В нашем кафе достойное место занимает высказывание Юлии Борисовны
Гиппенрейтер (профессора МГУ, здравствующей сегодня):
«Возьмите на себя только то, что он (ребенок) не может выполнить
сам в домашней работе, остальное предоставьте делать ему самому. По
мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».
Время не позволяет нам сегодня более подробно рассмотреть все аспекты
такой важной темы как самостоятельность детей в выполнении домашней работы.
Конечно, у когото из вас возникли конкретные вопросы, связанные с выполнением
13 домашних заданий вашим ребенком. Мы сможем обсудить их на индивидуальной
встрече.
Раздаточный материал.
На каждом из трех столов таблички с высказываниями известных педагогов.
Макаренко А.С.: «Правильное планирование времени суток – это первое,
чем должен быть озабочен каждый родитель. Но при этом выбранный для семьи
режим должен быть:
Приложение
целесообразным;
определенным;
точным;
без исключений.
o
o
o
o
У такого правильного режима могут быть исключения в единственном случае
– когда они просто необходимы, ибо вызваны существенными обстоятельствами.
Главной целью режима дня служит накопление правильных дисциплинирующих
навыков, исключающих приобретение негативного опыта. Если следовать подобному
режиму, то не понадобится наказаний, коих в процессе воспитания желательно
избегать, собственно, как и излишнего поощрения.»
В. Сухомлинский : «Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет
интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет
интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания».
К.Д.Ушинский : «Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток;
но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же
мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний».
14
Родительское собрание "Домашняя работа-руководство к действию" (2 класс)
Родительское собрание "Домашняя работа-руководство к действию" (2 класс)
Родительское собрание "Домашняя работа-руководство к действию" (2 класс)
Родительское собрание "Домашняя работа-руководство к действию" (2 класс)
Родительское собрание "Домашняя работа-руководство к действию" (2 класс)
Родительское собрание "Домашняя работа-руководство к действию" (2 класс)
Родительское собрание "Домашняя работа-руководство к действию" (2 класс)
Родительское собрание "Домашняя работа-руководство к действию" (2 класс)
Родительское собрание "Домашняя работа-руководство к действию" (2 класс)
Родительское собрание "Домашняя работа-руководство к действию" (2 класс)
Родительское собрание "Домашняя работа-руководство к действию" (2 класс)
Родительское собрание "Домашняя работа-руководство к действию" (2 класс)
Родительское собрание "Домашняя работа-руководство к действию" (2 класс)
Родительское собрание "Домашняя работа-руководство к действию" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.