РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ»

  • Работа с родителями
  • rtf
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проведение родительских собраний с детьми разного возраста требуют особой подготовки. В любом родительском собрании для родителей должны быть представлены тематические материалы, направленные на решение важнейших воспитательных задач, актуальных на данный момент. Предлагаемый методический материал позволит организовать проведение тематического родительского собрания с детьми младшего школьного возраста или с детьми, посещающими дошкольное учреждение.
Иконка файла материала Род собр «Формирование положительной самооценки у детей» .rtf
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ  САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ» Цели:  познакомить   родителей   с   приемами   формирования   у   ребенка положительной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье   своего   ребенка;  содействовать   формированию   потребности   к совершенствованию детско­родительских взаимоотношений. Форма проведения: семинар­практикум.  Выбор   данной   формы   проведения   объясняется   тем,   что   она   не   только позволяет родителям получить информацию, но и побуждает их к размышлению о   закономерностях   развития   ребенка,   способствует   внутреннему   проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией   других   родителей,   увидеть   наглядный   пример   типичных   ошибок   в воспитании   детей.   Благодаря   этому   методу   можно   и   создать   проблемную ситуацию   для   родителей,   и   дать   возможность   проявить   активность   тем,   кто хочет   это   сделать,   –   отработать   некоторые     эффективного взаимодействия   в  системе  «родитель –  ребенок».  В  то  же   время  этот   метод позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.    приемы   Участники: родители, воспитатели, педагог­психолог. План: 1. Вступительное слово. 2. Упражнение для родителей. 3. Проблемная мини­лекция. 4. Упражнения для родителей. 5. Памятка для родителей. 6. Рефлексия. Оборудование:  магнитофон,  диски   с  записями   инструментальной   музыки для релаксации; бумага, карандаши. Ориентировочное время проведения: 40 минут. Х о д   с о б р а н и я I. Вступительная часть. Вступительное   слово  в е д у щ е г о   (педагога­психолога,   воспитателя).Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Все   семьи   очень   разные.   Как   часто   нам   приходится   наблюдать   ситуации, когда ребенок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет на ухо о своих неприятностях, а мама нежно гладит его по голове, прижимает к себе, целует…     Обычная     ситуация   взаимной   поддержки   –   важнейший   компонент жизни семьи. У окружающих от подобной ситуации становится теплее на душе, и хочется общаться и быть рядом с такими людьми. Но   не   менее   часто   встречается   и   противоположная   картина.   Когда   мама (конечно   же,   желая   только   лучшего   своему   ребенку)   постоянно   одергивает ребенка, делает ему замечания, заставляет авторитарными способами делать что­ то против воли… Если ребенок регулярно испытывал к себе такое отношение, у него часто проявляются различные нарушения в развитии эмоциональной сферы, занижена   самооценка.   Такие   дети   нередко   становятся   замкнутыми   или агрессивными,   у   них   пропадает   интерес   к   познавательным   занятиям,   а   в дальнейшем и к школьному обучению. II. Основная часть (практическая). 1.   Упражнение   для   родителей   «Слабые   и   сильные   стороны   моего ребенка». В е д у щ и й . Предлагаю лист бумаги поделить на две части. С левой стороны напишите  слабые стороны своего ребенка, а с правой стороны – сильные. Вопрос:   Какие   личностные   качества     было     писать   легко,   а   какие   вызвали затруднение? Выслушиваются ответы родителей. В е д у щ и й . Сегодня на нашей встрече мы поговорим о том, как построить отношения с ребенком таким образом, чтобы, с одной стороны, приучить его к нормам   и   правилам   поведения,   соблюдению   режима   дня,   а   с   другой   –   не навредить   его   эмоциональному   состоянию.   Этому   можно   и   нужно   учиться. Прежде   всего,   постарайтесь   избегать   негативных   факторов   воспитания   и психологического микроклимата семьи.  2. Проблемная мини­лекция «Факторы воспитания и психологического микроклимата семьи».  –  Эмоциональное   отвержение   ребенка.  Это   может   быть   безразличие   состороны   родителей   или   откровенное   отталкивание   малыша.   Нелюбимые   и нежеланные дети, которым дают понять, что они обуза для родителей, часто вырастают   тревожными,   агрессивными,   с   нарушенной   самооценкой.   Это предпосылки к нарушению психологического и психического здоровья. Конечно, это крайний и очень тяжелый вариант развития ребенка, и в своей абсолютной форме он встречается редко. Но припомните сами, не проскакивали ли у вас в разговоре   с   ребенком   такие   фразы:   «Опять   ты   мне   мешаешь»,   «Когда   же кончатся   эти   выходные   и   ты   пойдешь   в   детский   сад!».   Если   в   сердцах   вы произнесете что­то подобное, то ребенок может подумать, что вы его не любите. И тогда нарушения в эмоциональном развитии появятся наверняка. – Несправедливое наказание. Помните, что значимый взрослый для ребенка – царь и Бог. И любой незаслуженный окрик или подзатыльник разрушает его справедливую   и   стабильную   картину   мира.   Вот   почему   нельзя   наказывать ребенка за проступки, не разобрав их мотивы. –  Неравное (то суровое, то теплое) отношение родителей к детям.  К строгим,   но   постоянным   и   предсказуемым   родителям   ребенок   в   состоянии приспособиться. А когда за одни и те же действия его то наказывают, то хвалят, он теряет ощущение стабильности. Если мама то терпеливо укладывает ребенка спать, читает сказки, то вдруг резко уходит и захлопывает дверь, не объяснив, почему   ей   сегодня   некогда,   –   это   причиняет   ребенку   страдания.   Лучше изначально определитесь, какую стратегию вы выбираете в некоторых вопросах, и не меняйте принципов. –  Соперничество   с   братом   или   сестрой.  Нарушение   психологического микроклимата   семьи   может   быть   связано   с   неуверенностью   в   родительских чувствах,   ревностью   с   другому   ребенку.   Старайтесь   подчеркнуть   ровное отношение ко всем и в течение дня находить время для любого из них. Хорошо, если с каждым из детей у вас будет своя маленькая тайна, интимный ритуал, общее   занятие.   Старшему   помогите   стать   помощником   и   учителем,   а   не конкурентом малышу, даже если разница между ними небольшая. – Противоречивые требования. Если мама хочет от ребенка одного, а папа (бабушка, воспитатель и т. д.) другого, он будет мучиться из­за невозможности угодить   всем.   Если,   например,   ребенок   тихий,   спокойный,   это   одобряется   в детском саду. А родителям хотелось бы, чтобы сын был побойчее, и они учат его постоять   за   себя,   давать   сдачи,   не   уступать   насиженного   местечка.   Ребенок страдает   от   невыполнимости   всех   требований   сразу,   он   боится   разочаровать кого­то из значимых для него людей. Как поступить в этом случае? Во­первых,родителям   необходимо   прийти   к   единому   согласию,   а   во­вторых,   убедить ребенка, что мнение мамы и папы, а также их требования все­таки должны быть на первом месте.    – Неадекватные   требования.  Обычно   это   проявляется   во   внешне благополучных,   культурных   семьях.   От   малыша   хотят   всегда   сразу   и   по максимуму, подгоняют его под идеальный образ. Иногда ребенку навязывают ненужные ему интересы (спорт, музыку). Такая негибкая система воспитания крайне пагубна. Помните, что дети ничего вам не должны, и радуйтесь тому, что у них есть успехи хоть в чем­то. –  Негативные требования «нельзя».  Нельзя, чтобы требования родителей ставили ребенка в униженное, зависимое положение. Сюда относятся требования сделать   что­либо   противоречащее   моральным   нормам,   –   допустим,   сказать неправду. В е д у щ и й   (обобщает).   Итак,   уважаемые   родители,   проанализируйте перечисленные   выше   ошибки   в   воспитании:   не   относится   ли   какой­либо   из факторов   к   вашей   семье?   Приложите   все   усилия,   чтобы   максимально нормализовать обстановку в семье.  3. Упражнения для родителей.  «Идеальный родитель».  В е д у щ и й . «У хороших родителей вырастают хорошие дети» – как часто мы слышим это утверждение, но нередко затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.  Смысл   упражнения   заключается   в   том,   что   каждому   из   вас   предлагается написать   на   листке,   какие   качества   должны   присутствовать   в   идеальном родителе.  И т о г   в е д у щ е г о : При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят   из   некоторого   идеала,   нормы.   В   воспитательной   деятельности,   по­ видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. «Семья».  Все действия участников сопровождаются комментариями ведущего. 1)   Несколько   участников   (5–7   человек   и   более),   исполняющих   роли различных   членов   семьи,   выходят   и   берутся   за   руки,   образуя   круг;   кто­то периодически тянет всех на себя, кто­то приходит в круг, кто­то может уйти.  Комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто­тоее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья».  2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции  (потопайте ножками   –   ощутите   «корни»),   появляются   прочные   эмоциональные   связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть­чуть отклониться назад, не отпуская рук)  – это уже настоящая семья, устойчивая и дружная.  3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным. «Ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители».  Ведущий спрашивает у этих родителей: «Как вам?»  (Тяжело, но семья еще   стоит;   родителям   достается   больше   всего   проблем,   но   и   другим становится несладко.) 4) А бывает, когда кто­то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания  (участники через одного выходят из круга), «ребенок» продолжает всех изводить.  Комментарий   ведущего:   «Нелегко   воспитывать   ребенка,   а   если   этот ребенок   еще   и   с   трудом   поддается   воспитанию,   тогда   совсем   туго приходится членам семьи».  5)   А   сейчас   прошу   всех   опять   встать   в   круг.   Смотря   на   ноги   стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте   это   своим   детям   через   просматривание   семейных   альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи.  В   заключение   ведущий   просит     обменяться   впечатлениями   тех,   кто стоял в кругу, и тех, кто наблюдал за происходящим. И т о г   в е д у щ е г о :   Круг   –   это   символ   формирования   привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует   себя   лишним.   В   таком   случае   может   вырасти   так   называемый «эмоциональный инвалид». 4. Памятка «В помощь родителям».  В о с п и т а т е л ь   (педагог­психолог). Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Для этого необходимо:1. Безусловно принимать его. 2. Активно слушать его переживания и потребности. 3. Бывать вместе (читать, играть, заниматься). 4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется. 5. Помогать, когда просит. 6. Поддерживать успехи. 7. Делиться своими чувствами (значит, доверять). 8. Конструктивно разрешать конфликты. 9. Использовать   в   повседневном   общении   приветливые   фразы.   Например: «Мне   хорошо   с   тобой.   Я   рада   тебя   видеть.   Я   по   тебе   соскучилась.   Давай посидим   (посмотрим,   поделаем…)   вместе.   Ты,   конечно,   справишься.   Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший». 10. Обнимать не менее четырех, а лучше восемь раз в день.   III. Заключительная часть.  Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме.  Рефлексия.  Чем помогла вам сегодняшняя встреча?  Какая часть вызвала особый интерес?  Ваши предложения и пожелания на будущее.