Проведение родительских собраний с детьми разного возраста требуют особой подготовки. В любом родительском собрании для родителей должны быть представлены тематические материалы, направленные на решение важнейших воспитательных задач, актуальных на данный момент. Предлагаемый методический материал позволит организовать проведение тематического родительского собрания с детьми младшего школьного возраста или с детьми, посещающими дошкольное учреждение.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ
САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ»
Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка
положительной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом
здоровье своего ребенка; содействовать формированию потребности к
совершенствованию детскородительских взаимоотношений.
Форма проведения: семинарпрактикум.
Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она не только
позволяет родителям получить информацию, но и побуждает их к размышлению
о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию
темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с
позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в
воспитании детей. Благодаря этому методу можно и создать проблемную
ситуацию для родителей, и дать возможность проявить активность тем, кто
хочет это сделать, – отработать некоторые
эффективного
взаимодействия в системе «родитель – ребенок». В то же время этот метод
позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять
позицию слушателя.
приемы
Участники: родители, воспитатели, педагогпсихолог.
План:
1. Вступительное слово.
2. Упражнение для родителей.
3. Проблемная минилекция.
4. Упражнения для родителей.
5. Памятка для родителей.
6. Рефлексия.
Оборудование: магнитофон, диски с записями инструментальной музыки
для релаксации; бумага, карандаши.
Ориентировочное время проведения: 40 минут.
Х о д с о б р а н и я
I. Вступительная часть.
Вступительное слово в е д у щ е г о
(педагогапсихолога, воспитателя).Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в
детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей
жизни.
Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации,
когда ребенок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет на ухо
о своих неприятностях, а мама нежно гладит его по голове, прижимает к себе,
целует… Обычная ситуация взаимной поддержки – важнейший компонент
жизни семьи. У окружающих от подобной ситуации становится теплее на душе, и
хочется общаться и быть рядом с такими людьми.
Но не менее часто встречается и противоположная картина. Когда мама
(конечно же, желая только лучшего своему ребенку) постоянно одергивает
ребенка, делает ему замечания, заставляет авторитарными способами делать что
то против воли… Если ребенок регулярно испытывал к себе такое отношение, у
него часто проявляются различные нарушения в развитии эмоциональной сферы,
занижена самооценка. Такие дети нередко становятся замкнутыми или
агрессивными, у них пропадает интерес к познавательным занятиям, а в
дальнейшем и к школьному обучению.
II. Основная часть (практическая).
1. Упражнение для родителей «Слабые и сильные стороны моего
ребенка».
В е д у щ и й . Предлагаю лист бумаги поделить на две части. С левой стороны
напишите слабые стороны своего ребенка, а с правой стороны – сильные.
Вопрос:
Какие личностные качества было писать легко, а какие вызвали
затруднение?
Выслушиваются ответы родителей.
В е д у щ и й . Сегодня на нашей встрече мы поговорим о том, как построить
отношения с ребенком таким образом, чтобы, с одной стороны, приучить его к
нормам и правилам поведения, соблюдению режима дня, а с другой – не
навредить его эмоциональному состоянию. Этому можно и нужно учиться.
Прежде всего, постарайтесь избегать негативных факторов воспитания и
психологического микроклимата семьи.
2. Проблемная минилекция «Факторы воспитания и психологического
микроклимата семьи».
– Эмоциональное отвержение ребенка. Это может быть безразличие состороны родителей или откровенное отталкивание малыша. Нелюбимые и
нежеланные дети, которым дают понять, что они обуза для родителей, часто
вырастают тревожными, агрессивными, с нарушенной самооценкой. Это
предпосылки к нарушению психологического и психического здоровья. Конечно,
это крайний и очень тяжелый вариант развития ребенка, и в своей абсолютной
форме он встречается редко. Но припомните сами, не проскакивали ли у вас в
разговоре с ребенком такие фразы: «Опять ты мне мешаешь», «Когда же
кончатся эти выходные и ты пойдешь в детский сад!». Если в сердцах вы
произнесете чтото подобное, то ребенок может подумать, что вы его не любите.
И тогда нарушения в эмоциональном развитии появятся наверняка.
– Несправедливое наказание. Помните, что значимый взрослый для ребенка
– царь и Бог. И любой незаслуженный окрик или подзатыльник разрушает его
справедливую и стабильную картину мира. Вот почему нельзя наказывать
ребенка за проступки, не разобрав их мотивы.
– Неравное (то суровое, то теплое) отношение родителей к детям. К
строгим, но постоянным и предсказуемым родителям ребенок в состоянии
приспособиться. А когда за одни и те же действия его то наказывают, то хвалят,
он теряет ощущение стабильности. Если мама то терпеливо укладывает ребенка
спать, читает сказки, то вдруг резко уходит и захлопывает дверь, не объяснив,
почему ей сегодня некогда, – это причиняет ребенку страдания. Лучше
изначально определитесь, какую стратегию вы выбираете в некоторых вопросах,
и не меняйте принципов.
– Соперничество с братом или сестрой. Нарушение психологического
микроклимата семьи может быть связано с неуверенностью в родительских
чувствах, ревностью с другому ребенку. Старайтесь подчеркнуть ровное
отношение ко всем и в течение дня находить время для любого из них. Хорошо,
если с каждым из детей у вас будет своя маленькая тайна, интимный ритуал,
общее занятие. Старшему помогите стать помощником и учителем, а не
конкурентом малышу, даже если разница между ними небольшая.
– Противоречивые требования. Если мама хочет от ребенка одного, а папа
(бабушка, воспитатель и т. д.) другого, он будет мучиться изза невозможности
угодить всем. Если, например, ребенок тихий, спокойный, это одобряется в
детском саду. А родителям хотелось бы, чтобы сын был побойчее, и они учат его
постоять за себя, давать сдачи, не уступать насиженного местечка. Ребенок
страдает от невыполнимости всех требований сразу, он боится разочаровать
когото из значимых для него людей. Как поступить в этом случае? Вопервых,родителям необходимо прийти к единому согласию, а вовторых, убедить
ребенка, что мнение мамы и папы, а также их требования всетаки должны быть
на первом месте.
– Неадекватные требования. Обычно это проявляется во внешне
благополучных, культурных семьях. От малыша хотят всегда сразу и по
максимуму, подгоняют его под идеальный образ. Иногда ребенку навязывают
ненужные ему интересы (спорт, музыку). Такая негибкая система воспитания
крайне пагубна. Помните, что дети ничего вам не должны, и радуйтесь тому, что
у них есть успехи хоть в чемто.
– Негативные требования «нельзя». Нельзя, чтобы требования родителей
ставили ребенка в униженное, зависимое положение. Сюда относятся требования
сделать чтолибо противоречащее моральным нормам, – допустим, сказать
неправду.
В е д у щ и й (обобщает). Итак, уважаемые родители, проанализируйте
перечисленные выше ошибки в воспитании: не относится ли какойлибо из
факторов к вашей семье? Приложите все усилия, чтобы максимально
нормализовать обстановку в семье.
3. Упражнения для родителей.
«Идеальный родитель».
В е д у щ и й . «У хороших родителей вырастают хорошие дети» – как часто
мы слышим это утверждение, но нередко затрудняемся объяснить, какие они –
хорошие родители.
Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается
написать на листке, какие качества должны присутствовать в идеальном
родителе.
И т о г в е д у щ е г о : При оценке любой человеческой деятельности обычно
исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по
видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями
так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и
профессионализма в любом деле.
«Семья».
Все действия участников сопровождаются комментариями ведущего.
1) Несколько участников (5–7 человек и более), исполняющих роли
различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; ктото
периодически тянет всех на себя, ктото приходит в круг, ктото может уйти.
Комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, ктотоее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья».
2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте
ножками – ощутите «корни»), появляются прочные эмоциональные связи
(можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга,
чутьчуть отклониться назад, не отпуская рук) – это уже настоящая семья,
устойчивая и дружная.
3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким,
а может быть даже проблемным.
«Ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает,
может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» –
это «родители».
Ведущий спрашивает у этих родителей: «Как вам?» (Тяжело, но семья
еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим
становится несладко.)
4) А бывает, когда ктото из членов семьи выбывает: или из семьи, или из
процесса воспитания (участники через одного выходят из круга), «ребенок»
продолжает всех изводить.
Комментарий ведущего: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот
ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго
приходится членам семьи».
5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих,
представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту
силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически
передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов,
соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи.
В заключение ведущий просит обменяться впечатлениями тех, кто
стоял в кругу, и тех, кто наблюдал за происходящим.
И т о г в е д у щ е г о : Круг – это символ формирования привязанности,
единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок
чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти так называемый
«эмоциональный инвалид».
4. Памятка «В помощь родителям».
В о с п и т а т е л ь (педагогпсихолог). Чтобы не допускать глубокого разлада
ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать
его самооценку или чувство самоценности. Для этого необходимо:1. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать вместе (читать, играть, заниматься).
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит, доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:
«Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Я по тебе соскучилась. Давай
посидим (посмотрим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как
хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший».
10. Обнимать не менее четырех, а лучше восемь раз в день.
III. Заключительная часть.
Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме.
Рефлексия.
Чем помогла вам сегодняшняя встреча?
Какая часть вызвала особый интерес?
Ваши предложения и пожелания на будущее.