Родительское собрание «Искусство общения с ребенком. Стили родительского поведения»
Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
классное руководство
1 кл—2 кл
30.11.2017
Цель:Повышение психологической компетентности родителей.
Задачи: Рассмотреть типы родительского поведения; определить психологические причины отклонений в семейном воспитании.
Формы работы: мини-лекция, групповое упражнение, диагностика, самостоятельная работа, вопросы к родителям, ситуации для анализа.
Материалы:
• Бумажный цветок, выполненный по технологии оригами
• Бланки с вопросами к опроснику “Стили родительского поведения” (по количеству участников)
• Схема “Стили семейного поведения”
• Карточки с номерами
• Карточки с описанием проблемной ситуации
• Маркеры
• Памятки для родителей “Искусство общения с детьми”
Родительское собрание.docx
Родительское собрание «Искусство общения с ребенком. Стили родительского
поведения».
Цель:Повышение психологической компетентности родителей.
Задачи: Рассмотреть типы родительского поведения; определить психологические
причины отклонений в семейном воспитании.
Формы работы: минилекция, групповое упражнение, диагностика, самостоятельная
работа, вопросы к родителям, ситуации для анализа.
Материалы:
Бумажный цветок, выполненный по технологии оригами
Бланки с вопросами к опроснику “Стили родительского
поведения” (по количеству участников)
Схема “Стили семейного поведения”
Карточки с номерами
Карточки с описанием проблемной ситуации
Маркеры
Памятки для родителей “Искусство общения с детьми”
Родители входят в актовый зал и рассаживаются по кругу.
Ход собрания
1. Вступительная часть
Добрый вечер, дорогие родители!
Я благодарю вас за то, что вы откликнулись на приглашение и пришли, чтобы обсудить
наболевшие проблемы, узнать новую информацию, поделиться своими успехами в общении
с детьми, а может и неудачами, спросить совета у других.
Упражнение “Мне нравится в себе...”
Упражнение, которое я хочу предложить вам, называется: “Мне нравится в себе...”.
Подумайте, что вам в себе очень нравится, и когда эта алая роза символ тепла и доброты,
окажется у вас, ответьте на вопрос (участники по кругу отвечают, передавая друг другу
цветок) 2. Основная часть
Каждый современный родитель должен знать стиль семейного поведения достаточно
хорошо. Эти знания позволяют чётко определить, как складываются отношения в семье
ребёнка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие
нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребёнку.
В психологической литературе выделяют следующие стили семейного поведения:
авторитетный, либеральный, индифферентный, авторитарный.
Прежде, чем мы более подробно поговорим о стилях родительского поведения, я вам
предлагаю с помощью опросника С. Степанова оценить свою собственную стратегию
семейного поведения. Из 4х вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.
(Приложение 1)
А сейчас я предлагаю вам познакомиться со стилями семейного поведения, а к результатам
опросника мы вернёмся позже.
Характеристика стилей семейного поведения (Приложение 2)
I. Авторитетный стиль (тёплые отношения, высокий уровень контроля).
Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и зa ним самим
признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо
диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные
навыки. Они хорошо учатся в школе и обладают адекватной самооценкой.
Как вы думаете, какие черты характера формирует, развивает в ребёнке данный стиль
воспитания?
II. Авторитарный стиль (холодные отношения, высокий уровень контроля). Вы хорошо
представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум
усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы.
Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. В общении с ребёнком
они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их выполнит. Закрыты для
постоянного общения с детьми; устанавливают жёсткие требования и правила, не
допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть
независимыми от них. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы,
непритязательны и раздражительны, агрессивны.
Как вы думаете, какие черты характера формирует, развивает в ребёнке данный стиль
воспитания?
III. Либеральный стиль (тёплые отношения, низкий уровень контроля). Вы высоко цените
своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете
ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку
такая свобода? Ребёнок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение.
Родители открыты для общения с детьми, однако, доминирующее направление коммуникации – от ребёнка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы, или
руководство родителей незначительно.
Как вы думаете, какие черты характера формирует, развивает в ребёнке данный стиль
воспитания?
IV. Индифферентный стиль (холодные отношения, низкий уровень контроля). Проблемы
воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало.
Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе
рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны! Родители не
устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям.
Как вы думаете, какие черты характера формирует, развивает в ребёнке данный стиль
воспитания?
3. Практическая часть (Приложение 3)
Анализ и решение ситуаций (работа в микрогруппах)
Уважаемые родители, а сейчас предлагаю вам разделиться на 4 группы вытянув из коробки
карточку с номером (заранее готовятся карточки 1, 2, 3, 4, каждый номер соответствует
номеру группы). Каждой группе предлагается ситуация, с которой нужно познакомиться и
определить к какому стилю родительского поведения она относится и возможные
последствия в развитии черт характера ребёнка.
Группа 1
Группа 2
Группа 3
Группа 4
Ситуация 1
Ситуация 2
Ситуация 3
Ситуация 4
индифферентный авторитетный авторитарный либеральный
(Презентация групп. Участники представляют свои результаты работы в группах.
Проводится дискуссия.)
Подведение итогов практической работы
Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили поведения ребенка в семье
строго регламентированы и ребенок абсолютно соответствует описанной выше ситуации.
Однако многое из
того, что сегодня сказано, поможет вам построить процесс воспитания гораздо
эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач, предугадать ошибки в
семейном воспитании и попытаться помочь вам в их преодолении. Предложенная
информация поможет вам сделать сотрудничество с детьми интересным и захватывающим
и позволит избежать ошибок и просчетов в воспитании.
А теперь вернёмся к опроснику (Приложение 1), на который вы ответили в начале
родительского собрания. Подсчитайте количество баллов построчно и определите их
соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного
из типов ответов, тем больше выражен в вашей семье определённый стиль воспитания. 1авторитетный
2авторитарный
3либеральный
4индифферентный
Если среди ваших ответов не преобладает какаято одна категория, то речь, вероятно, идет
о противоречивом стиле поведения, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение
родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всё
таки хотите видеть своего ребёнка, а также самого себя как родителя. Попробуйте
проанализировать ваши отношения с собственным ребёнком и ваше общение с ним. Именно
в привычном стиле ваших взаимоотношений и кроются корни всех проблем. Попробуйте
изменить его, и вы увидите результат!
4. Заключительная часть
Рефлексия
В конце встречи участники делятся впечатлениями, отвечают на вопрос психолога по
кругу: “Что именно для вас было полезным на сегодняшнем родительском собрании?”
В заключении родителям предлагается памятка “Искусство общения с детьми”.
(Приложение 4)
Литература
1. М. Битянова. Стили родительского поведения. Газета “Школьный психолог”, № 5. 2000.
2. Ю. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Так? М., 2008.
3. Ю. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? М., 2001.
4. Т. Рязанцева. Родительская любовь. Тренинг для родителей. Газета “Школьный
психолог”, № 7, 2000.
5. С. Степанов. Кто воспитывает наших детей? Газета “Школьный психолог”, № 17, 2007.
Родительское собрание «Искусство общения с ребенком. Стили родительского поведения»
Родительское собрание «Искусство общения с ребенком. Стили родительского поведения»
Родительское собрание «Искусство общения с ребенком. Стили родительского поведения»
Родительское собрание «Искусство общения с ребенком. Стили родительского поведения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.