РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

  • Работа с родителями
  • rtf
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проведение родительских собраний с детьми разного возраста требуют особой подготовки. В любом родительском собрании для родителей должны быть представлены тематические материалы, направленные на решение важнейших воспитательных задач, актуальных на данный момент. Предлагаемый методический материал позволит организовать проведение тематического родительского собрания с детьми младшего школьного возраста или с детьми, посещающими дошкольное учреждение.
Иконка файла материала Род собр «Компьютер в жизни дошкольника. .rtf
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  «КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.  ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Ц е л ь :  обратить внимание родителей на то, что уже с возраста 3–4 лет у детей может возникнуть компьютерная зависимость. Форма проведения: диспут. Участники: старший воспитатель, воспитатель, родители, педагог­психолог.  План: 1. Вступительное слово. 2. Выступления   воспитателя   и   педагога­психолога   «О   компьютерной зависимости». 3. Тест­игра для родителей «Возрастной портрет моего ребёнка, воздействие компьютера на развитие его личности». 4. Выступление эксперта. 5. Заключение. Рефлексия. Подготовительная работа: 1.  Разработка   памятки   для   родителей   «Профилактика   компьютерной зависимости у ребёнка». 2. Изготовление приглашений на собрание для родителей. 3. Предварительное анкетирование родителей  4. Составление памяток­подсказок для проведения тест­игры.  Оборудование:  листы   бумаги,   ручки;  жетоны   (квадратики,   кружочки) четырёх цветов.  Х о д   с о б р а н и я I. Вступительная часть. При входе в группу каждый родитель берёт со стола жетон (квадратик, кружочек) одного из четырёх цветов и занимает согласно избранному цвету место   в   одной   из   четырёх   родительских   групп.   Воспитатель   старается определить   в   каждую   группу   родителя,   имеющего   педагогическое образование.  Вступительное   слово  в о с п и т а т е л я .   Сегодня,   придя   на   собрание,   вы сможете задать вопросы специалистам и поделиться собственным опытом.Сначала давайте рассмотрим результаты анкетирования. Вижу, многие из вас отмечают, что дети стали много времени проводить  за компьютером, многих этот факт беспокоит. И не напрасно.  Выступают родители, говорят о том, что они писали в анкете: •  «Меня пугает моя дочка – в 3 года она прекрасно разбиралась в DVD, в 4 – в сотовом, в 6 лет сказала, что ей необходим собственный ноутбук». •  «Моя дочка ради компьютера на всё согласна: убрать в комнате, собрать игрушки, сходить в магазин». В о с п и т а т е л ь   (обобщает). Для сегодняшнего собрания мы выбрали очень важную   тему   –   «Компьютер   в   жизни   дошкольника.   Информационная безопасность». Попробуем разобраться в ситуации.  II. Основная часть. 1.   Выступления   воспитателя   и   педагога­психолога   «О   компьютерной зависимости». В о с п и т а т е л ь . Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки компьютера. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а тихо сидят дома за компьютером. И, конечно, взрослые не подозревают, чт дети узнают из компьютера. Они не догадываются, что компьютер не только становится для ребёнка няней или источником знаний, но и начинает эмоционально заменять ему родителей,   особенно   много   работающих   родителей.   Постепенно   ребёнок проводит за компьютером всё больше времени.  1­й  у ч а с т н и к . Скажите, пожалуйста, почему так происходит?  В о с п и т а т е л ь .   Прежде   всего   из­за   высокой   познавательной   мотивации, свойственной детям, которая выражается в их тяге ко всему новому; осознание уникальных   возможностей   применения   современных   информационных технологий для познания, общения или развлечения. Не следует забывать и о такой   причине,   как   наличие   характерных   психологических   проблем   и затруднений   у   детей   (особенно   одарённых),   –   к   примеру,   трудностей   в установлении и поддержании контактов с окружающими.  Есть семьи, где родители  буквально  погружены в  мир  Интернета,  они не только не могут уделить внимание детям, помочь им, они сами нуждаются в помощи.  Опасна ли увлечённость информационными технологиями детей и родителей для их психического здоровья и развития? В какой момент такая увлечённостьначинает становиться чрезмерной и избыточной? Послушаем педагога­психолога. П е д а г о г ­ п с и х о л о г .   Исследователи   отмечают,   что   большая   часть интернет­зависимых пользуется теми сервисами Интернета, которые  связаны  с общением.  Российский врач­психиатр, психотерапевт В. А. Бурова считает, что Интернет   притягателен   в   качестве   средства   ухода   от   реальности.   Особое значение   здесь   имеет   чувство   безопасности   и   осознание   своей   анонимности, безнаказанности   и   возможности   осуществлять   фантастические   желания.   Это возможность   для   реализации   каких­то   представлений,   фантазий   с   обратной связью, а также чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям. И последний пункт –   это неограниченный доступ к любой информации. 2­й  у ч а с т н и к . Как понять, есть у ребёнка такая зависимость или ещё нет?    Вот   общие   признаки   для   распознавания П е д а г о г ­ п с и х о л о г . компьютерной зависимости ребёнка: •  Если ребёнок ест, пьёт чай, занимается у компьютера.  •  Засиделся до ночи у компьютера.  •  Приходит домой – и сразу к компьютеру.  •  Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось). •  Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером и, наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем­то другим или лишён компьютера.  •     Увеличивает   время,   проводимое   за   компьютером,   в   ущерб   другим занятиям – прогулкам, домашним делам и т. д., полностью или частично теряя к ним интерес.  •   Вступает в конфликт с близкими людьми из­за своей деятельности, это ведёт ко лжи относительно того, что он делает.  •  Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает.  Т р е т и й   у ч а с т н и к . Как в таком случае помочь ребёнку?  П е д а г о г ­ п с и х о л о г . Если семья полная – оба родителя должны сообща оказывать ребёнку поддержку, не потакая ему. Следует проявлять подлинную заботу   о   ребёнке,   это   эффективнее   критики   и   обвинений.   Можно   открыто сообщить   ему   о   желании   проконтролировать,   как   долго   он     пользуется компьютером;     если   он   принимает   это   желание   в   штыки   и(или)   лжёт,   такое поведение   демонстрирует,   скорее   всего,   что   ребёнок   не   видит   серьёзной ситуации.Не   стоит   восстанавливать   ребёнка   против   себя,   наказывая   его   или устанавливая   для   него   правила   работы   за   компьютером:   намного предпочтительнее выработать вместе с ним компромиссный вариант.  Желательно,  чтобы   компьютер   был   установлен   в   общедоступном   месте  – одно это способно иной раз разрушить приватность и секретность переписки в Интернете.  Полезно   было   бы   постараться   заинтересовать   ребёнка чем­то ещё (так, театральная,   танцевальная   и   другие   студии   могут   оказаться   альтернативой ролевой игры в Интернете). Наконец,   не   следует   пренебрегать   помощью   специалиста   (детского психолога,   психотерапевта),   особенно   если   он   компетентен   в   применении Интернета.  2.   Тест­игра   для   родителей   «Возрастной   портрет   моего   ребёнка, воздействие компьютера на развитие его личности». В о с п и т а т е л ь . Каждый ребёнок развивается по­своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, – это возрастные особенности.  Сейчас   мы   все   вместе   попробуем   составить   общий   возрастной   портрет ребёнка   5–6   лет,   выделив   показатели   разных   сторон   его   развития,   а   также отметим   особенности,   которые   привносит   работа   за   компьютером.   Таким образом мы ещё и пройдём тест на то, какая из групп лучше знает возрастные особенности своих детей.  Прочитав   памятку­подсказку,   вы   должны   сформулировать   ряд   умений   и навыков,   на   основе   которых   составляется   возрастной   портрет   по   заданному направлению, не забывайте в конце указать особенности, связанные с работой детей за компьютером.  Каждая группа готовит ответы не более 10 минут.  Представляю вам экспертов – заместителя заведующей, педагога­психолога, старшего воспитателя.  Правильные ответы мы будем отмечать галочкой.  П е р в а я   г р у п п а  – «Социальное развитие». Памятка­подсказка:  «Социальное развитие ребёнка 5–6 лет – процесс, во время   которого   усваиваются   ценности,   традиции,   культура   общества,   к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь,   маленький   человек   учится   жить   по   определённым   неписаным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения».  Какие   особенности   должны   присутствовать   у   детей   5–6   лет,   чтобы социальное развитие было успешным?  Предполагаемые ответы родителей: – умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения; – способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); – стремятся быть первыми, огорчаются при неудаче; –   при   общении   со   сверстниками,   владеющими   компьютером,   легко устанавливают взаимоотношения; –   не   знают,   о   чём   говорить   с   детьми,   не   умеющими   пользоваться компьютером.  В т о р а я   г р у п п а   – «Организация деятельности». Памятка­подсказка:  «При   организации   самостоятельной   или   совместной деятельности важно, чтобы у детей была цель, усилия к её достижению, общие интересы и переживания».   Какие возрастные особенности детей 5–6 лет необходимо учитывать при организации такой деятельности?  Предполагаемые ответы родителей: – способны сосредоточенно работать 10–15 минут; – способны оценить качество своей работы в общем; – способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание; – могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок; – способны самостоятельно исправить ошибку в своей работе;  – могут продолжительное время проводить за компьютером; –   не   хотят   заниматься   другими   видами   деятельности,   не   связанными   с компьютером.  Т р е т ь я   г р у п п а  – «Речевое развитие». Памятка­подсказка:  «Одним   из   важных   моментов   в   развитии   ребёнка является   правильное   и   своевременное   развитие   речи.   Своевременное формирование   речи   влияет   на   формирование   всей   нервной   деятельности   и является основой умственного развития ребёнка.  К   5   годам   появляются   сложные   предложения,   дети   уже   могут   составить сказки,   пересказывать   рассказы,   улучшается   их   фонематическое   восприятие, заканчивается   правильное   произношение,   и   ребёнок   уже   в   норме   долженговорить чисто».   Какие возрастные особенности детей 5–6 лет необходимо учитывать при развитии речи?  Предполагаемые ответы родителей: – способны правильно воспроизводить все звуки родного языка; – способны к простейшему звуковому анализу слов; – обладают хорошим словарным запасом (3,5–7 тысяч слов); – грамматически правильно строят предложения; –   умеют   самостоятельно   пересказывать   или   составлять   рассказ   по картинкам; – свободно общаются со взрослыми и сверстниками; – активно общаются на компьютерную тематику, используют «компьютерные слова».  Ч е т в ё р т а я   г р у п п а  – «Интеллектуальное развитие».  Памятка­подсказка:  «Интеллект   –   общие   способности   к   познанию, пониманию   и   разрешению   проблем.   Понятие   интеллекта   объединяет   все познавательные   способности   индивида:   ощущение,   память,   представление, мышление, воображение. Интеллектуальное развитие ребёнка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта».   Какие возрастные особенности детей 5–6 лет необходимо учитывать при развитии их интеллекта?  Предполагаемые ответы родителей: – способны к классификации предметов, простейшим умозаключениям; –   имеют   элементарный   запас   сведений   и   знаний   об   окружающем   мире, способны   к   произвольному   вниманию,   однако   оно   ещё   неустойчиво   (10–15 минут); – количество одновременно воспринимаемых объектов невелико – 1–2; – преобладает непроизвольная память; – легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; – способны   овладеть   приёмами   логического   запоминания   (смысловые соотношения и группировка); –   не   способны   быстро   и   часто   переключать   внимание   с   одного   вида деятельности на другой; – часто удивляют окружающих осведомлённостью в тех вопросах, которыми владеть   не   должны   в   силу   возрастных   особенностей.   Главным   источникоминформации здесь выступает Интернет.  Каждая группа озвучивает полученные в ходе обсуждения результаты, а воспитатель   дополняет,   зачитывая   предполагаемые   ответы   родителей. Участники группы, которая наиболее полно осветила предложенный вопрос, получают почётное звание знатоков.  3. Мнение эксперта. С т а р ш и й   в о с п и т а т е л ь . Скажите, пожалуйста, а в какие компьютерные игры играет ваш ребёнок? Каковы правила и продолжительность этих игр?  Выслушиваются ответы родителей. С т а р ш и й   в о с п и т а т е л ь   (обобщает). Компьютерные игры приносят не только вред. Плюсы. Развивают: – логику, мышление; – память (все игры); – внимательность, реакцию, сообразительность; – знание иностранных языков; – знание компьютера (все игры).  Минусы. Нередко приводят: – к психическим расстройствам; – ухудшению зрения; – развитию жестокости; – ухудшению физической подготовки, отставанию в умственном развитии; – игровой зависимости.  Игровые программы успешно применяются с целью воспитания и развития дошкольников, необходимо лишь следовать простым  р е к о м е н д а ц и я м : •   Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.  •  Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем развлекательным.   Если   ребёнок   проявляет   инициативу,   пытается   разрешить возникшую   проблему,   анализирует   сложившуюся   ситуацию   и   делает   из   неё выводы, – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.  •  Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка ихарактером   игры. сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть долгой.    Ритм   и   продолжительность   игры   должны   быть •     Не   прерывайте   игру   ребёнка   до   завершения   эпизода   –   малыш   должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.  •     Постарайтесь,   чтобы   он   усвоил   главный   принцип   продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и другое.  Эксперт   обобщает   сказанное   по   параметру   «Как   неправильное использование   компьютера   влияет   на   развитие   ребёнка?»,   а   также отмечает, что компьютер – лишь средство получения информации, и как им пользуется ребёнок, во многом зависит от родителей.  III. Заключительная часть. Рефлексия. В о с п и т а т е л ь . Итак, всё дело в чувстве меры.  Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое   ребёнок   проводит   за   компьютером.   Родителям   при   решении   этого вопроса надо проявить, с одной стороны, настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который, сидя за   компьютером,   не   мешает   заниматься   домашними   делами   или   смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.  Теперь мне бы хотелось спросить:  Какая тема показалась вам наиболее значимой в аспекте информационной безопасности ваших детей?   Хотели бы вы обсудить эту тему в дальнейшем?  Каждому   участнику   я   даю  п а м я т к у   «Профилактика   компьютерной зависимости   у   ребёнка»  (см.   Приложение   2).   Надеюсь,   при   соблюдении данных   рекомендаций   вы   вместе   со   своим   ребёнком   избежите   проблем,   о которых мы сегодня говорили.  На этом наше собрание закончено. Спасибо всем!