Родительское собрание "Культура здоровья: образовательное пространство и социальное окружение"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Родительское собрание "Культура здоровья: образовательное пространство и социальное окружение"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Работа с родителями
doc
ОБЖ +2
1 кл—4 кл
09.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

собр культура здоровья.doc
Подготовила  учитель  начальных  классов   МБОУ  СОШ с.Метели  Дуванского района  РБ Булыгина  Нина  Павловна. Доклад  на родительском собрании « Культура    здоровья : образовательное  пространство  и социальное  окружение »                                                                                             Ни что не дается нам так дешево                                                                                                                    И не ценится так дорого,                                                                                                                                  Как  утраченное здоровье. Цель:   способствовать формированию у родителей и через родителей у детей  потребности в здоровом образе жизни Задачи:   Распространение положительного семейного опыта  Профилактика негативного семейного воспитания  Расширение и разнообразие форм работы с семьей  Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения  режима дня школьника  Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки  выполнения режима дня В законе РФ «Об образовании»(ст. 51) сказано:    «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление  здоровья обучающихся»    Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой,  является сохранение и укрепление здоровья детей.      Здоровье ­ состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем  уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие­либо болезненные изменения.       Культура – это все то, чего достигло человечество в материальном и духовном  плане за время своего существования.       Культура здоровья – это сложное структурное   образование  личности,  характеризующееся  достаточным (для данного возраста) уровнем  физического,  психического  и  духовно­нравственного развития  и образованности, осознанием и   1 принятием  способов  достижения этого  уровня, а также  повседневным следованием   им  в  разнообразных  видах  деятельности  Культура  здоровья ( в образовательном     процессе) это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную  деятельность детского организма в процессе образования. Быть здоровым ­ естественное стремление человека. Здоровье означает не просто  отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.                                     ВИДЫ   ЗДОРОВЬЯ:  Физическое здоровье  Психическое здоровье  Нравственное здоровье Психическое  здоровье  зависит  от состояния головного мозга, оно  характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти,  степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.        Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые  являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются,  2 прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры,  активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.    Мы живем в атмосфере социальной напряженности и несправедливости. Если человек  не защищен от этого своим сознанием, его начинает ломать. Если же сознание человека  находится на должном уровне, то он всегда сможет направить в нормальное русло и  свой образ жизни, и привычки, и мысли, и чувства, и эмоции.     Физическое здоровье­ это естественное состояние организма, обусловленное  нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся)  правильно функционирует и развивается.                                              Питание:    Питаться, как и дышать, надо правильно. Скудное или несбалансированное питание  ведёт к дистрофии.   Переедание – к зашлаковке организма, обильному размножению вредных  микроорганизмов, что влечет за собой массу всевозможных патологий ­ от легкого  авитаминоза до онкологии.       Питание входит в число факторов, которые практически на 50% определяют  здоровье человека.     Правильное питание – это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь,  желая увидеть своего ребенка здоровым. Некогда древнегреческий философ Сократ  дал человечеству совет “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”. Никто еще не  оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Родителям нельзя забывать о том,  что соблюдение режима питания – основа здорового образа жизни. Правильное питание  организовать не просто. Нужно заботиться о том, чтобы в рационе ребенка правильно  сочетались различные продукты и химические вещества.           Задачи организации и развития школьного питания:  Формирование у обучающихся правильного отношения к культуре питания.  Обеспечение благотворных условий  для учёбы.  Формирование здоровой личности.                                                Важно:  разъяснять учащимся и родителям необходимость горячего питания для  сохранения здоровья, роста и развития организма человека  сформировать у учащихся потребность в здоровом и правильном питании   воспитать уважительное и разумное отношение к продуктам питания   привычка пропускать  завтрак приводит к возникновению гастрита   каша ­ благотворно действует на кишечник, препятствует образованию опухолей 3 Знакомство  с итогами теста: Питаешься ли ты в школьной столовой? да 100%  (107 чел.)  Почему не питаешься в школьной столовой? не позволяют средства ­ 4 чел.  не вкусно  не подходит график питания ­ 3 чел.  предпочитают питаться дома  Говорят ли в твоей семье о здоровом питании? да  ­  71 чел.  нет – 14 чел.  редко – 12 чел. Чему отдаёте предпочтение? салату из овощей ­ 30%  сосиске в тесте ­ 15%  гамбургеру  ­ 5%  фруктам  ­ 40%  хот­догу  ­ 5% чипсам, кока­коле ­ 5%  4 Знакомство с примерным  двухнедельным меню :  плов из птицы отварной,   щи  из  свежей капусты,  рыба  отварная   с картофельным  пюре ,   борщ,   котлеты  рубленные  из  говядины   с макаронами,   суп  картофельный   с бобовыми ,   сосиски  или  сардельки  отварные  с  кашей  гречневой,  суп­лапша  домашняя ,  рыба тушёная  и каша рисовая рассыпчатая ,  суп крестьянский  с  крупой,  тефтели и каша пшённая с маслом,  суп молочный с макаронными изделиями.     Благодаря движению активизируются  дыхательные процессы, улучшается  кровообращение  и обмен  веществ.     Недостаток движения ведёт не только к ослаблению мышц, но вызывает общую  слабость, ускоряет процессы старения.       Знакомство с результатами теста: Выполняешь ли  ты  утреннюю зарядку? да           24 чел. ( 23%) нет         39 чел.( 36%) редко    44 чел. (41%) Выполняют ли  твои родители  зарядку? да            20 чел.  (19%) нет          87 чел.  (81%) Соблюдаешь ли режим  дня? да             61 чел.  (57%) нет           46 чел.  (43%)  Играешь ли в подвижные игры дома? да                 86 чел. (80%) нет              21 чел.  (20%) Гуляешь ли на свежем воздухе? да                 102 чел. (95,5%)  нет               5 чел.     (4,5%) Занимаешься ли  ты  в  секции? да                  64 чел.  (60%) 5 нет                43 чел.  (40%)             Из­за стесненной позы возникают следующие                                                      нарушения:    Затруднённое дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед  локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит  к астме, развитию  приступов кашля и иным явлениям.    Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое  изменение костномышечной системы, а иногда искривление позвоночника.     Заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека  вынуждена совершать много мелких движений, сильно устаёт, а при длительной работе  развиваются хронические заболевания.           Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью.. ЖК­ мониторы меньше вредят здоровью, чем мониторы с электронно­лучевой трубкой  (ЭЛТ).     На электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал, который создается  между экраном дисплея и лицом оператора. Он разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит перед  экраном.       Самый простой способ борьбы –после занятий  на компьютере умыться холодной  водой.      В современных мониторах все излучение отводятся  вверх и частично назад, вперёд  не излучается ничего. Как долго ты смотришь телевизор? • не смотрю 12 чел • 30 мин 12 чел. • 1 час 28 чел. • 2 часа 27 чел. • 3 часа 13 чел. • 4 часа 7 чел. • 5 часов 4 чел. • 6 часов 3 чел. • 7 часов 1 чел. 6 Сколько времени проводишь за компьютером • нисколько 16 чел. • 15-30мин 19 чел. • 1 час 17 чел. • 2 часа 18 чел. • 3 часа 15 чел. 4 часа 11 чел. • • 5 часов 2 чел. • 7 часов 1 чел        Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в статическом  положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их  утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что  влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку  возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости,  гибкости, силы. Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует  заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей : Знакомство с распределением  по  группам  здоровья  учащихся МБОУ  СОШ  с.Метели       классы  1 класс Д -1 5 чел. Д -2 4                  группы  здоровья  чел. 2 класс Д -1 5 чел. Д -2 6 чел. 3 класс Д -1 8 чел. Д -2 2 чел. 4 класс Д -1 5 чел. Д -2 1 чел. Д-3 3 чел. Д -5 1 чел. 5 класс Д -1 11 Д -2 5 Д -3 1 чел. 7 чел. 6 класс Д -1 14 чел. чел. Д -2 2 чел. 7 класс Д – 1 9 чел.Д -2 3 чел. Д - 2 8 чел. Д – 2 3 чел. чел. Д – 2 8 чел. Д -3 5 чел. Д -3(2 ч.) Д-5 (1ч.) Д -3 2 чел. Д - 5 1 чел. Д – 3 3 чел. 8 класс Д - 1 5 чел. 9 класс Д – 1 3 чел. 11 класс Д – 1 - 10 класс Д – 1 2 чел.Д – 2 4  Нарушение  зрения :  нач. кл.(1­4)­ 2 чел.                                              сред. кл.(5­8) – 9 чел.                                              стар. кл.(9­11)­7 чел.  Нарушение  обмена веществ:                      избыт. вес               недостат. пит. нач.кл.             2 чел.                        ­ сред.кл.           6 чел.                       1 чел. Стар.кл.            1 чел.                      1 чел.   Начиная  с 7 класса  у  детей  встречается РВНС (расстройства вегетативной  нервной системы)      На человека также воздействует социальная среда. Например, малыши пытаются   копировать взрослых, для  подростков важно мнение сверстников. Но влияние   окружающих может быть не только положительным, но и отрицательным.                       Результаты  теста: • Курит  ли  твой  папа?        да              50  чел.        нет            54 чел. • Курит  ли  ваша  мама?       да                13 чел.       нет              94 чел.  8 Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности,  на 5% от работы медиков. Остальные 85 % в руках самого человека. Значит, наше  здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.       Несомненное неблагоприятное влияние на здоровье самой образовательной  среды. Сюда следует отнести целый ряд факторов, среди которых важнейшее значение  имеют следующие: – Чрезмерная   информационная   перегрузка   учащихся,   связанная   с выполнением   умственной   работы   на   занятиях   в   школе   и   домашних   заданий, достигающая уже для учеников первого класса 28 часов в неделю (т.е. почти 5 часов в рабочий день), 39 часов в третьем классе (6,5 часов), 48 часов в шестом классе (8 часов) и 56 часов в десятом – одиннадцатом классах (10,5 часов). Еще более   напряженная   работа   выполняется   учащимися   инновационных   школ (гимназий, лицеев, специализированных школ и др.). – Несовершенная организация учебного процесса и учебного режима в школе. Это выражается   в   том,   что   зачастую   учебное   расписание   строится   без   учета физиологически обоснованной динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня и учебной недели. Кроме того, существующая система оценки трудности освоения учебных дисциплин (например, по шкале Н. Сивкова) учитывает лишь   содержание   материала,   но   игнорирует   такой   важный   фактор,   как   методика преподавания.   В   результате   наиболее   значимые   нарушения   в   состоянии   здоровья учеников как итог неправильно организованного учебного процесса наступают в конце учебной   четверти,   полугодия,   года.   Такое   положение   усугубляется   значительным числом контрольных и других видов зачетных мероприятий, которые ученик должен выполнить в течение короткого периода времени. –   Отсутствие   в   образовательном   процессе   учета   индивидуально­типологических особенностей учащихся. В учебной деятельности предлагаются одни и те же типовые задания и способы их выполнения одинаково и холерику, и меланхолику; не дается рекомендаций по освоению материала в зависимости от преобладающего вида памяти у конкретного   ученика;   чаще   всего   не   индивидуализируются   и   домашние   задания   в зависимости от возможностей, интересов и мотивации ребенка и т.д. Да и в самом образовательном процессе учитель чаще всего ориентируется на «среднего» ученика, так что «сильному» учиться не интересно, т.к. он не испытывает удовлетворения от своего интеллектуального роста, а «слабый» не испытывает желания работать, потому что   «все   равно   ничего   не   получится».   В   результате   и   те,   и   другие   из­за   чувства внутреннего   неудовлетворения   испытывают   психологический   дискомфорт,   который постепенно приводит к нарушению психической сферы. –   Недостаточная   двигательная   активность   учащихся,   связанная   как   с   большой загруженностью   учебной   работой,   так   и   с   несовершенной   методикой   организации урока, когда на двигательную компоненту в его структуре учитель вообще не обращает внимания. Положение усугубляется и низкой культурой отдыха учащихся, в силу 9 чего значительную часть своего свободного времени они проводят не в движении, а   опять­таки   продолжая   потреблять   информацию   (телевидение,   компьютер). Вследствие  этого у детей развивается весь  комплекс  нарушений здоровья, который принято обозначать как гиподинамию. –   Авторитарно­репродуктивная   система   обучения,   при   которой   учитель   не интересуется   мнением   ученика,   его   отношением   к   изучаемому   программному материалу,   а   навязывает   его   освоение.   При   этом   зачастую   ученик   не   имеет представления   о   практической   ценности   этой   информации   именно   для   него,   но вынужден   ее   осваивать.   Для   него   немаловажно,   что   его   активное   участие   в познавательном   процессе   совершенно   игнорируется,   а   явлению   дается   лишь общепринятая   трактовка.   Отсутствие   же   в   обучении   важнейшего   дидактического принципа – сознательности и активности – ведет к тому, что школьник оказывается не активным   участником   образовательного   процесса,   а   пассивным   потребителем навязываемой ему информации. Повторяясь изо дня в день на протяжении нескольких лет, такая ситуация не может пройти бесследно для психики и здоровья ученика. –   Низкий   уровень   валеологической   компетентности   учителя.   С   этим обстоятельством   во   многом   связаны   отмеченные   выше   особенности   отрицательного влияния образовательного  процесса.  Однако  подобное  положение  ни в коем  случае нельзя   отнести   к   низкому   уровню   профессиональной   подготовки   педагога,   так   как валеологическому подходу к образованию в подготовке учителя до недавнего времени внимания практически не уделялось совсем. Низкий уровень культуры здоровья на всех возрастных этапах развития человека сказывается   на   многих   сторонах   его   жизнедеятельности.   В   частности,   необходимо отметить следующие: – Отсутствие   знаний   об   индивидуально­типологических   особенностях   своего организма,   в   силу   чего   ученик   не   может   построить   рациональный   режим   жизни (включая режим дня, двигательной активности, питания, психофизической тренировки, закаливания, выбора профессии, вида спорта и других важнейших для человека сторон его   жизнедеятельности),   который   бы   соответствовал   его   гено–   и   фенотипическим особенностям. В полной мере это относится и к осознанию необходимости построения рационального   режима   жизни   в   зависимости   от   своего   пола,   возраста,   разумного   и уважительного отношения к противоположному полу и т.д. – Низкая мотивация на здоровую жизнедеятельность, так как у человека в школе вообще   не   создается   представление   о   жизненных   приоритетах.   Вместе   с   тем,   как показывают результаты многочисленных исследований,  роль здоровья значительная часть   людей   (и   учащиеся   не   составляют   исключения)   в   своих   идеальных представлениях оценивает довольно высоко. Но недостаточный уровень знаний о путях   достижения   здоровья   в   повседневной   жизни   отодвигает   роль   этого приоритета   в   пользу   других,   зачастую   более   привлекательных   и   доступных условий, требующих меньших затрат усилий, но дающих ощущение удовольствия. При   этом   слабо   прогнозируются   отдаленные   последствия   такой   жизни, 10 сопровождаемой   постепенным   накоплением   в   организме   признаков   нарушений здоровья. –   Низкий   уровень   знаний   о   здоровом   образе   жизни,   средствах   и   методах   его достижения. Здоровому образу жизни как целостной программе обучения не учат ни в одном из звеньев образовательной системы. В результате же человек не умеет оценить уровень своего здоровья, свое состояние в настоящий момент и в зависимости от этого – определить для себя оптимальный режим жизнедеятельности. Более того, зная, что надо заниматься физическими упражнениями, что питаться надо правильно, что надо закаляться, что надо следить за своим психическим состоянием и т.д., он не знает – как все   это   делать,   с   помощью   каких   средств,   используя   какие   методы.   Разумеется, обучение здоровому образу жизни должно проходить красной нитью в течение всей жизни   человека,   однако   основы   валеологического   образования   человек   должен получить, без сомнения, в процессе общего образования. 11
скачать по прямой ссылке