Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»
Оценка 5

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Оценка 5
Работа с родителями
docx
родителям
8 кл
23.04.2018
Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»
Родительское собрание.docx
Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание» Цель: Разработать план действий для  осуществления помощи  ребенку выявлять  свои личностные цели, искать свое призвание; Ход собрания I. Постановка проблемы. Скажите, что вы выберете, когда наступит время вашему ребенку поступать в институт, – воспользуетесь имеющимся надежным блатом или благословите вашего ребенка на действия с непредсказуемым результатом? А что предпочтет ваш ребенок – поступить по ЕГЭ куда придется, лишь бы поступить хоть куда­нибудь, или будет готовиться   изо   всех   сил,   чтобы   поступить   именно   в   определенный   вуз   и   на   ту специальность, о которой мечтал? Если мы говорим о ребенке, то первый вариант отражает   его   реактивность   –   следование   за   обстоятельствами,   а   второй   –   его проактивность – самостоятельное формирование этих обстоятельств. Наша задача при этом – подсказать, поддержать, подстраховать от возможной неудачи. II. Введение в проблему Упражнение «Я могу повлиять» 1. Возьмите лист бумаги и запишите на нем вместе с ребенком те факты или обстоятельства,   которые   его   интересуют   или   беспокоят.   Это   может   быть   все,   что угодно: отсутствие в доме животных, отношения в классе, неуставные отношения в армии. 2. Обсудите получившийся список. Отметьте красным маркером те элементы списка, которые ребенок при желании может изменить или на которые может повлиять уже   сейчас.   Например,   отношения   с   друзьями   или   его   собственная   успеваемость. Порадуйтесь и погордитесь вместе с ребенком, что в его власти изменить те или иные события или повлиять на определенные обстоятельства. 3. Отметьте желтым маркером те элементы списка, которые ребенок пока не в состоянии   изменить,   притом   что   ему   хотелось   бы   иметь   такую   возможность. Например, это может быть какая­то ситуация в школе. Обсудите с ребенком, что он может сделать, какие знания и умения приобрести, что поменять в себе самом, чтобы суметь повлиять на те обстоятельства, которые он не может изменить сейчас. Наметьте вместе   с   ребенком   возможный   план   действий,   которые   позволят   ему   переломить ситуацию.   Например,   если   он   научится   кататься   на   роликах   или   скейтборде,   его зауважают и будут с ним дружить ребята, которые сейчас его не замечают. 4. Отметьте синим маркером те элементы списка, на которые ребенок, на его и ваш взгляд, совершенно не может повлиять. Обсудите с ребенком, действительно ли его волнуют данные элементы списка, хочется ли ему хоть как­то быть причастным к их  изменению? Обсудите, кто (какой  человек или  какая организация), с  его точки зрения, мог бы повлиять на эти обстоятельства? Как возможно приобрести те качества, которыми   обладает   такой   человек?   Что   нужно   сделать   для   того,   чтобы   быть интересным данной организации? 5. Наметьте вместе с ребенком возможный план действий. Например, его волнует то, что некоторые виды животных постепенно исчезают с лица земли, но сам он сделать ничего не может. Зато многое для этого делает Фонд дикой природы, и если ребенок будет много читать про природу и про то, как можно ее сохранить, то в дальнейшем он сможет сотрудничать с Фондом и спасать диких животных. III. Беседа с родителями   К сожалению, наши цели и тем более цели наших детей нередко формируются под воздействием моды, стереотипов общественного мнения, да и, что греха таить, бывают следствием нереализованных желаний наших родителей или нас самих.  Наше участие в судьбе нашего ребенка – это правильно, хорошо, естественно и очень понятно. Но важно, чтобы это участие базировалось прежде всего на выявлении потребностей и устремлений самого ребенка. Кроме того, навязывать цели ведь могут и   средства   массовой   информации,   и   старшеклассник,   которого   идеализирует   наш ребенок, и представитель колледжа или вуза, выступающий в школе. Старайтесь ограждать ребенка от навязанных целей. Это не так сложно сделать, выявляя   и   проговаривая   с   ребенком   его   базовые   ценности.   Технологии   выявления ценностей мы рассмотрим чуть ниже. Правда, сразу хочу предупредить, чтобы вы не пугали   детей   этим   словом.   Многие   из   них   и   так   считают   понятие   «ценности» чужеродным и формальным. Цели     могут   быть   совершенно   разными   –   это   и   от   возраста   зависит,   и   от воспитания,   и   от   круга   общения,   и   от   видов   занятий,   которыми   наполнена   жизнь ребенка. Нас, разумеется, прежде всего интересуют те из них, которые определяют выбор профессии, выбор жизненного пути ребенка. Прекрасно,   когда   жизненные   цели   соответствуют   призванию   ребенка.   Часто задаваемый   вопрос,   как   искать   призвание   детей,   ведь   оно   проявляется   не   сразу? Бывает, что не сразу, а бывает – что с самого детства. Если ребенок играет во врача с детства,   так   им   и   становится.   А   если   у   ребенка   есть   предпринимательские способности, так они тоже проявляются уже с самого детства. Итак,  как  же помогать ребенку  выявлять   свои личностные  цели, искать свое призвание? Начнем с того, что сейчас существует огромное количество профессий, причем о некоторых из них мы еще несколько лет назад и не подозревали. Для того, чтобы понять, к чему тяготеет ваш ребенок, имеет смысл прежде всего ознакомить его с современными профессиями. Так, в Интернете существует мощный справочный портал по профессиям http://www.ucheba.ru/prof/. В конце описания той или   иной   профессии   представлены   интересные   статьи,   углубляющие   понимание   ее сущности. Существуют справочники по профессиям, также выложенные в Интернете, телепередачи, посвященные профессиям. Есть также профориентационные методики и различные   тесты   по   профориентации,   которые   вы   можете   провести   как самостоятельно, так и обратиться за помощью к школьному психологу. Пример анкеты для школьника  Предложите детям ответить на вопросы:  ­ Что больше всего Вас привлекает в жизни?  ­   В   какой   сфере   проявляются   Ваши   главные   способности:   физические, физиологические, психические, интеллектуальные, художественно­эстетические.  ­ К каким наукам вы склонны?  ­  Какие качества личности помогают успешно учиться, строить хорошие отношения с людьми, решать проблемы? Лучше   всего   предложить   детям   составить   список   задатков,   склонностей, способностей,   достоинств,   талантов,   всех   сильных   сторон   личности.   Составив   такую схему, предложить им ответить на вопросы:  ­   Какие   качества   Вашей   личности,   Вашего   интеллекта   следовало   бы совершенствовать, а какие стоило бы развивать более настойчиво, интенсивно?  ­ От каких ошибок и недостатков необходимо освободиться? ­ Почему Вам сопутствовал успех в учебе и отчего вы терпите неудачи? IV. Практикум Вы ведь спрашиваете ребенка, когда все вместе собираетесь вечером за столом: «Как прошел день?» Если нет, обязательно введите эту фразу в семейный обиход. Она удивительно уютная, теплая и домашняя и имеет свойство передаваться из поколения в поколение, сближая и сплачивая всю семью. Еще полезнее, обсудив все дневные события, предложить ребенку выбрать главное и поговорить о том, почему он считает главным именно данное событие. Это важно по целому ряду причин. Во­первых, вы всегда будете в курсе того, что происходит у ребенка. Во­вторых, вы научите ребенка выявлять главное и второстепенное.   И,   наконец,   ребенок   постепенно   начнет   осознанно   формировать   свои жизненные   ценности.   Очень   полезно,   если   ребенок   запишет   главное   событие   дня   в ежедневнике, а рядом напишет, в чем для него заключается ценность данного события. Таким   образом,   будут   зафиксированы   самые   яркие   и   важные   для   него   моменты   и, соответственно, он сможет возвращаться к ним через какое­то время. В тайм­менеджменте эта технология называется «Мемуарник». Пример мемуарника ребенка мы видим в табл. 1. День недели Главное событие Понедельник Получил четверку по географии Вторник Среда Четверг Пятница Встретил Колю Не упал на роликах «5» за к.р.по математике … Ценности Успешная учеба Дружба, общение Спортивная победа Успешная учеба Суббота … Воскресенье … Итог недели Не упал на роликах Спортивная победа    Итак, делаем в течение недели вместе с ребенком упражнение «Мемуарник». В конце недели обсуждаем, что же было особенно интересного, важного. Что запомнилось лучше всего и почему. Поскольку у школьников существуют свои временные периоды – учебная четверть, полугодие,   зимние   и   летние   каникулы,   стоит   определять   и   главные   события   каждого периода. Например, главное событие четверти, главное событие лета. Можно создать семейный мемуарник и определять главные события всей семьи. Замечательным семейным ритуалом может стать подытоживание за праздничным столом главных событий всей семьи в последние часы уходящего года. В новогоднюю ночь можно также объявить внутрисемейный конкурс на три самых важных события года в жизни семьи. Выбрать   победителей,   торжественно   вручить   им   призы   и   поднять   бокалы шампанского! Матрица Эйзенхауэра Одной   из   самых   простых   и   эффективных   техник   расстановки   приоритетов, является «матрицей Эйзенхауэра». Смысл «матрицы Эйзенхауэра» заключается, главным образом, в том, чтобы научиться грамотно распределять все свои дела. Для успешного планирования   необходимо   проанализировать   и   классифицировать   все   поставленные задачи. Есть два критерия, по которым оцениваются задачи в списке, – важность дела и срочность дела. Критерии оценки задач следующие:   важные задачи – те, которые будут иметь большие последствия;   не очень важные – их последствия незначительны;   срочные задачи – их нужно выполнять безотлагательно, иначе будет поздно;   не очень срочные задачи – их можно отложить.  Эйзенхауэр   выделил   следующие   4   категории   дел   по   критериям   –   важности   и срочности:  I срочные и важные;  II важные, но не срочные;  III срочные, но не важные;  IV несрочные и неважные. Матрица Эйзенхауэра Матрица Эйзенхауэра представляет собой четыре квадранта, основанием   которых   служат   две   оси   –   это   ось   важности   и   ось   срочности.   В   итоге получается,  что   каждый   квадрант   отличается   своими   качественными   показателями.  В каждый   из   квадрантов   записываются   все   задачи   и   дела,   благодаря   чему   образуется предельно ясная и объективная картина того, чем следует заняться в первую очередь, чем –   во   вторую,   а   чем   вообще   заниматься   не   стоит.   Всё   это   довольно   просто,   но   дать несколько пояснений лишним не будет в любом случае.  1. Первостепенные задачи  — это дела срочные и важные. Попытка отложить такие дела на потом создаст вам ненужные проблемы — за них нужно приниматься самому и немедленно. Это дела, которые необходимо сделать сегодня.  2.  Далее идут дела важные, но не срочные. Такие задачи можно отложить, однако они   могут   оказать   сильное   влияние   в   долгосрочной   перспективе.   Просто   необходимо найти   место   в   своем   расписании   и   выделять   себе   время   на   выполнение   этих   дел. Несрочные и важные дела имеют привычку становиться срочными и важными, если их постоянно откладывать. Для того, чтобы такого не произошло, заранее предусмотрите для них временной резерв.  3.   Срочные, но не важные задачи   мало сказываются на вашем успехе. Занятие срочными, но не важными делами не дает результата и может сильно отразиться на вашей эффективности. Такие дела отнимают большую часть вашего временного резерва. Это как раз   те   задачи,   которые   по   возможности   нужно   перепоручать   или   уменьшать   их количество, что позволит освободить время для решения важных задач. 4. Несрочные и неважные дела не имеют никакого значения в принципе и не несут никаких последствий при их невыполнении. Можно спокойно отложить такие дела или же отказаться от них. Нужно сознательно оградить себя на время от выполнения подобных дел.   В квадранте II три важных задачи: здоровье, обучение, регулярные задачи. Что касается здоровья. Казалось бы, профилактика не требует срочности. Можно отложить и на завтра. Но если так поступать ежедневно, то в итоге мы получаем болезнь, знак того, что пора уделить организму серьёзное внимание. Как и в случае со здоровьем, обучение – важное,  но   не   срочное   дело.  Необходимо   поставить   на   регулярную   основу   получение новых знаний и навыков. К регулярным задачам относятся те задачи, что требуется делать ежедневно,   еженедельно,   ежемесячно.   Каждый   период   времени   определенные   дела требуют вашего внимания. Если вы своевременно их выполняете, то вы на 80 % снижаете авральность   своей   работы.   Поэтому   если   ваша   работа   по­прежнему   продолжает   быть авральной, вы делаете это уже осознанно. Этот порядок может со временем изменяться. То, что сегодня мы можем включить в группу I, завтра можно перенести в группу II, или наоборот. Необходимо постоянно определять приоритеты с точки зрения правильного использования нашего времен, суть эффективного самоуправления заключается в том, чтобы смотреть через призму важности, а не срочности.  По матрице Эйзенхауэра можно сделать следующие выводы:  ­ Дела в квадранте I можно сократить на 80 % за счет ежедневного выделения внимания квадранту II.  ­ Квадрант III – поглотители времени, следует выстраивать линии обороны своего времени от таких дел.  ­ Постановка целей помогает нам выстроить работу по приоритетам.  ­ Планировать можно только задачи квадранта II. Дела в квадрант I приходят сами, вы не знаете, сколько завтра будет форс­мажоров. Дела в квадранте III, если есть защита, вам не помешают.  Ограничение   матрицы   Эйзенхауэра   связано   с   размытым   представлением   о сравнительной   важности   дел.   Мы   всегда   стараемся   разместить   во   временном пространстве,   которым   располагаем,   как   можно   большее   количество   дел.   Но   какая разница, сколько мы успеваем сделать, если то, что мы делаем — не то, что сделать действительно важно. V. Рефлексия Составьте план действий для себя, чтобы помочь ребенку найти свое признание. Примерный план 1) Выявить потребностей и устремления самого ребенка  2)   Научить   определять   ценности   и   ставить   цели   (Упражнение   «Мемуарник», матрица Эйзенхауэра) 3)   Познакомить   с   профессиями   нашего   города,   области,   страны   (Сайт http://www.ucheba.ru/prof/) 4) Учитывая способности,   потребности и устремления ребенка,   сориентировать ребенка на выбор профессии и составить план по достижению цели

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»

Родительское собрание на тему «Помогаем ребенку найти свое призвание»
Скачать файл