Проведение родительских собраний с детьми разного возраста требуют особой подготовки. В любом родительском собрании для родителей должны быть представлены тематические материалы, направленные на решение важнейших воспитательных задач, актуальных на данный момент. Предлагаемый методический материал позволит организовать проведение тематического родительского собрания с детьми младшего школьного возраста или с детьми, посещающими дошкольное учреждение.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ПАПА – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ»
Ц е л ь : повысить успешность социального развития ребенка на основе
позитивной активности взаимодействия с отцами.
Задачи: осмысление роли отца в воспитании ребенка; мотивация пап на
сотрудничество с детским садом; повышение компетентности отцов в вопросах
воспитания детей.
Форма проведения: детскородительская гостиная.
План:
1. Вступление.
2. Роль отца в семье и в воспитании детей (сообщение).
3. Обсуждение и решение практических ситуаций.
4. Заключение: конкурсы; принятие решения.
Подготовительный этап:
1. Анкетирование отцов (или дедушки, если у ребенка нет отца, а дедушка
принимает активное участие в воспитании ребенка) (см. Приложение).
2. Интервью о папе (с ребенком) и запись ответов на видеокамеру.
3. Разучивание с детьми стихотворений, песен, пословиц, поговорок о папе.
4. Оформление выставки детских рисунков на тему «Мой папа – самый
лучший папа!»; подготовка индивидуальных приглашений на собрание (каждого
папу необходимо пригласить лично).
Организационный этап. Собрание проходит в помещении группы или
музыкальном зале. Родители заходят в группу, рассматривают выставку детских
работ, садятся на свои места; звучит спокойная музыка.
Х о д с о б р а н и я
I. Вступительная часть.
Звучит «Песенка про папу» (музыка В. Шаинского, слова М. Танича).
Ведущий собрания приветствует родителей, благодарит за присутствие.
Сообщает тему, цель и программу собрания.
Р е б е н о к (читает стихотворение).
Нежно тебя обнимаю за шею:
Счастье – твоею дочкой родиться!Я сделаю больше, чем даже умею,
Лишь бы ты только мог мною гордиться.
В е д у щ и й . Эти замечательные слова каждый малыш готов посвятить
своему отцу. Сколькими интересными делами можно заниматься вместе с папой,
как много нового можно узнать от него, в какие веселые игры можно поиграть!
II. Основная часть.
1. Сообщение «Роль отца в семье и в воспитании детей».
В о с п и т а т е л ь .
Большинство современных семей сознают свою
ответственность перед обществом за воспитание детей и стремятся вырастить их
добрыми, умными, нравственно и физически здоровыми людьми. Однако многие
отцы заботятся лишь о том, чтобы обеспечить ребёнка материально, и
уклоняются от участия в его играх, занятиях, творческой деятельности.
Причины в общемто известны: хронический дефицит времени, отсутствие
педагогических знаний, неумение концентрировать свои усилия на развитии
отношений с ребёнком, на установлении взаимопонимания между взрослым и
ребёнком.
Давайте сообща воспитывать наших детей. Ребёнку в семье необходимо как
женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребёнка
лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт
характера у ребенка. А вот формирование у детей целеустремленности,
настойчивости, смелости – забота отца.
Действительно, мужское отношение к миру, своему дому, правильное
понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство (у мальчиков) способен
формировать именно отец своим примером, поступком.
Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надёжность,
чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними
домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой – всё
это передается детям, и ребенок в дальнейшей жизни будет стремиться быть
таким, как папа. Отец учит мальчиков быть настоящими мужчинами и
впоследствии хорошими мужьями, а дочерей побуждает сравнивать своих
приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.
В е д у щ и й . Предлагаем посмотреть видеозапись с ответами детей на
вопросы:
– Как зовут твоего папу?
– Чему тебя научил папа?– Чем ты любишь заниматься в свободное время с папой?
– В какие игры ты чаще всего играешь с папой?
– Что твой папа умеет делать лучше всех?
В о с п и т а т е л ь
(продолжает рассказывать). Маленький ребёнок
откровенно взывает к отцу – смотри, я слаб, ты мне так нужен. Главное тут – не
опоздать, главное – с первых дней воспитывать и в себе, и в ребёнке потребность
проводить как можно больше времени вместе. Во время игр вы, не отдавая себе
отчёта, внушаете своему ребенку ощущение уверенности. Ребёнок идёт с этими
ощущениями через детство, трудную пору отрочества и вступает в юность. И на
всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: «Мой папа всё может,
мой папа всё умеет».
В е д у щ и й . Дорогие папы, как видите, вы очень важны для того, чтобы ваши
дети росли счастливыми, добрыми, мудрыми людьми. Выражая свою любовь,
дети нарисовали ваши портреты. (Открывает расположенную за ширмой
выставку детских рисунков «Мой папа – самый лучший папа!»). Посмотрите,
какие теплые чувства к вам передали дети на этих рисунках! Но наши дети еще
не умеют писать. Как же разобраться, чей папа на каком рисунке изображен?
Конечно, ваше любящее сердце подскажет!
Папам предлагается определить, какой портрет выполнен их детьми.
В е д у щ и й . После всего сказанного предлагаю обсудить несколько
педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.
2. Обсуждение и решение практических ситуаций.
1я ситуация. Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с
ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадованно кричала:
– Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдём играть.
– Сегодня мы не пойдём, я плохо себя чувствую.
– Нет, пойдём, всё равно пойдём! – кричала девочка, цепляясь за отца и
увлекая его к двери.
– Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец. Люда
послушно дала руку, отец приложил её к своей груди и спросил:
– Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдём играть, оно может не
выдержать, и тогда у тебя не будет папы.
Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:
– Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.
Вопросы:
Каким образом в процессе общения, отец воздействовал на дочь? Какие чувства по отношению к отцу возникли у Люды?
Как вы учите своих детей проявлять чувство жалости и сострадания?
2я ситуация. Отец кричит сыну: «Куда прёшься, весь в снегу? Мама только
помыла пол». Сын обиделся. Он и сам увидел грязные лужи на чистом полу, но
он очень спешил к родителям, чтобы рассказать, какую снежную бабу они
слепили во дворе.
Вопросы:
Надо ли было кричать на ребёнка?
Как можно исправить ситуацию?
В е д у щ и й . В воспитании должна быть мера.
Можно ли наказывать детей и как? (Обсуждение.)
Возможный выход из ситуации. Один ребенок поймет свою ошибку, если
взять его за руку, молча вывести из кухни, чтобы отряхнуть с ног капли уличной
влаги. Другому нужно спокойным голосом сделать замечание. Третьего поучите
в шутливой форме.
На каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать
соответствующий прием, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон.
Иначе это все вызовет протест и ответную грубость.
III. Заключительная часть: конкурсы; принятие решения.
В е д у щ и й . А сейчас предлагаем вашему вниманию конкурсную мини
программу «Мой папа – самый лучший папа».
1. «Умелые ручки».
Папам нужно сложить из бумаги самолет, ребенок в это время вырезает
звезду, вместе приклеивают звезду на самолёт и запускают его.
2. «Один дома» (сценкаимпровизация; на выбор предлагаются необходимые
атрибуты).
3. «Что бы это значило?» (по заготовленным плакатамсюрпризам нужно
угадать смысл пословицы, поговорки, содержание логической загадки и т. п.).
4. «Когда я взрослым стану» (инсценировка стихотворения).
Когда я взрослым стану,
Я все позволю сыну:
Руками есть сметану
И прыгать мне на спину,
Валяться на диване,На стенке рисовать,
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать,
Кричать, по лужам бегать,
Спилить у стула ножки,
Не спать и не обедать,
Скакать верхом на кошке,
Крутить в часах пружину,
Пить воду изпод крана…
Я все позволю сыну,
Когда я взрослым стану.
В. Лунин
Дети дарят отцам поделки, выполненные своими руками.
В а р и а н т р е ш е н и я родительского собрания:
1) Принимать активное участие в воспитании своих детей.
2) Продолжить сотрудничество родителей и педагогов по вопросу
воспитания, обучения и развития детей.
3) Организовать и провести совместно с детьми следующие мероприятия:
«Будем в армии служить», «Мамина сказка».