Проведение родительских собраний с детьми разного возраста требуют особой подготовки. В любом родительском собрании для родителей должны быть представлены тематические материалы, направленные на решение важнейших воспитательных задач, актуальных на данный момент. Предлагаемый методический материал позволит организовать проведение тематического родительского собрания с детьми младшего школьного возраста или с детьми, посещающими дошкольное учреждение.
ОБЩЕЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА
К ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»
Ц е л и : сформировать представление о психологической готовности детей
старшего дошкольного возраста к школе; познакомить родителей с федеральным
государственным образовательным стандартом, с формой диагностирования
детей, будущих первоклассников; дать рекомендации по подготовке детей 5–6
лет к школе.
Контингент слушающих: родители групп старшего дошкольного возраста
(5–6 лет), групп старшего дошкольного возраста (6–7 лет); воспитатель, педагог
психолог.
Форма проведения: круглый стол.
План:
1. Вступительное слово.
2. Что такое психологическая готовность ребенка?
3. Диагностика готовности ребенка к школе (цель, использованные методики,
результаты).
4. Как относиться к результатам диагностики (советы родителям).
5. Каким образом родители самостоятельно могут определить готовность
ребенка к школе?
6. Практические рекомендации родителям будущих первоклассников – как
лучше адаптироваться к школе?
Подготовительный период:
1. Подготовка памяток для родителей «Практические рекомендации
родителям будущих первоклассников – как лучше адаптироваться к школе?».
2. Создание буклета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?».
3. Презентация «Психологическая подготовка ребенка к школе». URL:
http://nsportal.ru/detskiisad/materialydlyaroditelei/psikhologicheskayagotovnost
rebenkakshkoleprezentatsiyadly
Х о д с о б р а н и я
Быть готовым к школе – не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться.
Л. А. ВенгерI. Вступительная часть.
Вступительное слово п е д а г о г а п с и х о л о г а . Здравствуйте, уважаемые
родители! Я педагогпсихолог. Я хочу вам рассказать о психологической
готовности детей к школьному обучению. Скоро ваши дети пойдут в школу. И
каждый из вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к
школе.
В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Не
подготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто
отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет
мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него
возникают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу
учебных задач. Даже не все 7летки готовы в этом смысле к школе, хотя они
могут уметь читать, писать и считать, не говоря уже о 6летках. «Быть готовым к
школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться» (Л. А. Венгер).
А что значит «психологическая готовность ребёнка к школе»? К концу
дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле
личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе
место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейнородственных
отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет
навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть
непреклонным в своих желаниях. В качестве важнейшего достижения в развитии
личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я
хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает
психологическая готовность к учению в школе.
II. Основная часть собрания.
1. Что такое психологическая готовность ребенка?
Педагогпсихолог .
Психологическая готовность к школьному
обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий
уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и эмоционально
волевой. Отставание в развитии одного из компонентов психологической
готовности влечет за собой отставание в развитии других, что определяет
своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему
школьному возрасту.
Выделяют следующие п о к а з а т е л и психологической готовности:• мотивационный компонент;
• интеллектуальный компонент;
• личностный компонент;
• социальный компонент;
• речевой компонент;
• физиологический компонент.
Разберем несколько основных компонентов: мотивационная готовность;
социальная готовность; личностная готовность; интеллектуальная готовность.
Мотивационная готовность.
Учебная мотивация складывается у будущих первоклассников при наличии
выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная
потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна
костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка,
тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких
почемучек, как можно больше читать им художественные и развивающие книги,
играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать
внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить
начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то,
что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь.
Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и
одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть
трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить
ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя
оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку
верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание
справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой
он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.
Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до
конца, а если не будет получаться, то – обращаться за помощью ко взрослому.
Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию,
действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться.
Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и
уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как
правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления
последнего в школу.
Социальная готовность.У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень
познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции,
желание учиться, то есть у него должна быть сформирована мотивация учения –
интерес к новым знаниям, желание научиться чемуто новому. Также на рубеже 6
лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально благополучное
отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным
(дошкольным) элементам деятельности; ребенок осознает необходимость
учения, понимает его важность и социальную значимость. Но помните, что
желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от
друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребенка желание учиться,
поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях,
приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает
положительное отношение к школе.
Личностная готовность.
Для того чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить
адекватно системе обучения отношения со взрослыми, то есть у него должна
быть развита произвольность. На пороге школьного возраста происходит утрата
«детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят
за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для
непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя
вопросом, не относящимся к уроку. Выкрикивать с места, называть учителя не
по имениотчеству, а «тетя Таня».
Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение
ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному
возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к
сверстникам как к партнерам. В противном случае ребенку будет сложно
выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим,
адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.
Общение с другими детьми важно для формирования способности к
децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную
задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны. Часто
мы можем услышать от дошкольника: «Я самый сильный в группе», «Мой
рисунок самый лучший» и т. п. Для дошкольников характерна необъективно
высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка
самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания.
Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ееадекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения
ребенком кризиса 7 лет.
Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже
заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит
внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны
взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного
детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх
неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в
школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов прослыть
лентяем, чем неуспешным в учебе.
Интеллектуальная готовность.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием
мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты,
классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У
ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных
и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная
активность, то есть у ребенка должны быть развиты:
– ориентировка в пространстве и времени;
– регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);
– любознательность;
– воображение, наблюдательность;
– образные представления;
– речь и мышление (способность понимать символы, формулировать
вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать
простые выводы);
– тонкая моторика руки (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки
рисования);
– хорошая память.
В о с п и т а т е л ь . Образование детей старшего дошкольного возраста – одно
из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской
Федерации, трактуется как предшкольное образование. Основная цель –
выравнивание стартовых возможностей будущих школьников и обеспечение
успешного их вхождения в новое образовательное пространство.
Выравнивание уровня развития, интеллектуальной и психологической
готовности детей к поступлению в начальную школу – это важнейшая
составляющая успешности их дальнейшего обучения, основа безболезненнойадаптации к школьному детству. Основным результатом деятельности
дошкольного образовательного учреждения становится не система знаний,
умений и навыков сама по себе, а развитие личностных качеств у ребенка,
овладение им предпосылками универсальных учебных действий (УУД).
Осуществление преемственности дошкольного и начального образования – не
менее важная цель предшкольного образования. В федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования выделено 5
образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие
детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей: «Физическое
развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Художественноэстетическое развитие», «Речевое развитие». В связи с
реализацией ФГОС начального общего образования сформированность
предпосылок УУД выступает необходимым условием обеспечения
преемственности перехода ребенка от предшкольного к начальному образованию
и успешности обучения его в начальной школе.
В настоящее время утвержден и введен в действие федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в
котором прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования:
– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,
общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и
др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
– ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует
в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
– ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам;
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать своимысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств
и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе,
о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности1.
Итоговый результат дошкольного образования представляет собой
«Социальный портрет» (модель выпускника) ребенка 6–7 лет, освоившего
основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В основе
«Социального портрета» – совокупность качеств личности ребенка как
адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.
Каким образом можно узнать, что ребенок не готов к школе?
Ребенка считают не готовым к школе, если он:
– настроен исключительно на игру;
– недостаточно самостоятелен;
– не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
– мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может
назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и другое;
– имеет серьезные нарушения речевого развития;
– не умеет общаться со сверстниками;
– не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязный.
При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Но
о возможных последствиях родителям надо думать заранее.Основные показатели б л а г о п р и я т н о й адаптации ребенка к школе:
– формирование адекватного поведения;
– установление контактов с учащимися и учителем;
– овладение навыками учебной деятельности.
2. Диагностика готовности ребенка к школе (цель, использованные
методики, результаты).
П е д а г о г п с и х о л о г . Перед окончанием детского сада мы проводим
диагностику школьной зрелости ребенка. Ц е л и данной диагностики –
определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия
образования, включая выбор образовательной программы; найти способы
коррекции обнаруженных отклонений; выявить одаренных детей.
Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:
– физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка,
его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит
работоспособность ученика в условиях систематического обучения;
– психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам:
уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций,
усидчивости, терпения, настойчивости;
– социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его
системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям,
сверстникам и т. д., правилам поведения; коммуникативные умения);
– дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта
учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не
является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой
моторики, представлений о количестве и т. д.).
На основе сравнения результатов системной диагностики определяется
уровень школьной зрелости ребенка: высокий, средний, низкий, нулевой, в
соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная
программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение
навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих
целей.
Вопервых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития
тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти
нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что
то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем
решить ее будет очень сложно.Вовторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные
особенности развития способностей. Ведь какието из них могут быть развиты
хорошо, а какието не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно
развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных
затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места»
могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно
подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой
способности.
Втретьих, диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и
методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном
учреждении, а также будут использованы и учителем в школе. Например,
школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а
затем – в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие
произошли изменения (и произошли ли они вообще).
И, наконец, вчетвертых, детей необходимо знакомить с различными
формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным
испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения в будущем.
Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения
диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы
знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении
вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна педагогу: чтобы
учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.
Примеры диагностик2
С начала обследования для установления контакта с ребенком проводится
беседа, которая носит и диагностический характер. Она включает в себя 11
в о п р о с о в , из которых первые восемь направлены на выявление общего запаса
знаний ребенка, а вопросы 9–11 выявляют отношение к школе:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?
4. Как называется город (село), где ты живешь?
5. Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
6. В какое время года на деревьях появляются листья?
7. Что остается на земле после дождя?
8. Чем отличается день от ночи?
9. Хочешь ли ты идти в школу?10. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
11. Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с
учительницей?
С помощью подобного опросника можно о п р е д е л и т ь следующее.
Ориентировка в окружающем, запас знаний.
Ответы на вопросы 1–4 оцениваем по информации родителей, ставится «+»,
даже если ребенок ответил в уменьшительной форме. Ответ на вопрос 5 считаем
правильным, если названо не менее двух домашних и двух диких животных, и
они не перепутаны. Ответ на вопрос 6 считается правильным, если ребенок
ответил «весной», «когда закончится зима» и т. п. Ответ на вопрос 7 будет
правильным, если ребенок сказал «лужи», «грязь» и т. д. Ответ на вопрос 8
засчитывается как правильный, если ответ типа «днем светло, солнце», «ночью
темно», «днем работают, а ночью спят» и т. п.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
высокий – 7–8 правильных ответов;
средний – 5–6 правильных ответов;
низкий – 4 и меньше правильных ответов.
Отношение к школе.
Ответ на вопрос 9 считается правильным, если ребенок ответил
положительно. Ответ на вопрос 10 будет правильным, если ребенок говорит
«занятия, уроки, новые знания», а неправильным – если называет «перемены,
игры с детьми, новый портфель» и т. д. Правильный ответ на вопрос 11 –
«школьное обучение лучше домашнего».
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
высокий – 3 правильных ответа;
средний – 2 правильных ответа;
низкий – 1 правильный ответ или 0.
Умственное и речевое развитие (мышление и речь).
Уровень развития мышления и речи определяется по четырем з а д а н и я м ,
каждое из которых оценивается.
1) Понимание грамматических конструкций.
Ребенку дается следующая и н с т р у к ц и я : «Сейчас я прочитаю
предложение. Ты внимательно послушай, а потом ответишь мне на вопрос.
Договорились?».
Предложение: Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
Вопрос: «Что Петя делал раньше: смотрел кино или читал книгу?».Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, то предложение можно
прочитать еще раз, а потом снова задать вопрос.
О ц е н к а р е з у л ь т а т о в :
«+» – если ребенок дал верный ответ;
«–» – если ребенок дал неверный ответ;
2) Выполнение словесных поручений.
На столе рассыпать карандаши и рядом поставить коробку от них. Ребенку
дается и н с т р у к ц и я : «Собери карандаши, сложи их в коробку и поставь на
подоконник». После того как ребенок выполнил задание, задаются вопросы: «Где
теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?».
Если ребенок не понял инструкцию и не приступает к ее выполнению, то ему
дается упрощенное задание: «Возьми карандаши и положи их в коробку».
Соответственно задается вопрос: «Где теперь лежат карандаши?»
О ц е н к а р е з у л ь т а т о в :
«+» – если ребенок всю инструкцию выполнил верно;
«±» – если выполнил упрощенную инструкцию;
«–» – если ребенок вообще не выполнил задание.
3) Изменение существительных по числу.
Ребенку дается и н с т р у к ц и я : «Я назову тебе словом один предмет, а ты
измени его так, чтобы получилось много предметов. Например: если один, то
карандаш, а если много, то – карандаши».
Слова для предъявления: книга, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат,
флаг, ребенок.
О ц е н к а р е з у л ь т а т о в :
«+» – если ребенок допустил не больше двух ошибок;
«±» – от трех до шести ошибок;
«–» – если ребенок сделал семь и более ошибок.
4) Рассказ по картинкам.
Перед ребенком вразброс выкладывается 4–5 картинок, связанных одним
сюжетом. Предлагается и н с т р у к ц и я : «У меня есть картинки, но они
перепутались. Ты сложи их по порядку и придумай по ним рассказ».
О ц е н к а р е з у л ь т а т о в :
«+» – если ребенок верно разложил картинки и составил по ним рассказ;
«±» – если картинки разложил верно, но не рассказал по ним;
«–» – если ребенок неверно разложил картинки.
Итоговый уровень определяется по результатам всех четырех заданий:высокий – если четыре «+»;
низкий – если четыре «–» или два «–» и два «±»;
средний – все остальные варианты.
Образные представления.
Способность ребенка к образным представлениям обнаруживается с
помощью двух м е т о д и к :
1) Собирание разрезных картинок.
Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант) и
дается и н с т р у к ц и я : «У меня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее
сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант.
Картинки должны быть размером не менее 10 × 15 см, цветные, с крупными
деталями. Разрезаются они следующим образом:
Сложный вариант Упрощенный вариант
О ц е н к а р е з у л ь т а т о в :
«+» – если ребенок выполнил сложный вариант;
«±» – если выполнил упрощенный вариант;
«–» – если ребенок вообще не выполнил задание.
2) Рисунок человека.
Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне,
пожалуйста, на память человека. Рисуй так, как у тебя получится».
Оценивается рисунок по трем критериям:
• наличию основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги,
руки);
• наличию второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь,
одежда);
• способу изображения рук и ног (двумя или одной чертой).
О ц е н к а р е з у л ь т а т о в :
«+» – если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами;
«–» – 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных;
«±» – все остальные варианты.
Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий:
высокий – если два «+»;
низкий – если два «–» или один «–» и один «±»;
средний – все остальные варианты.
Анализ образца.
На столе из спичек выкладывается фигурка человечка. Ребенка спрашивают:
«Что это?.. Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь
точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай». Своего человечка
накрываем листом бумаги.
После того как ребенок закончит работу, убираем листок со своей фигурки и
предлагаем сравнить его работу с образцом. При этом говорим: «Все, ты
закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?». Если
ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно, то задаем
наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть
голова? Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?».
О б р а з е ц :
Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком
допущенных ошибок:
высокий – если он сам исправил ошибки;
средний – если исправляет с помощью вопросов;
низкий – если никак не исправляет.
Одномоментное восприятие количества.
Педагог выкладывает на стол две кучки спичек: около ребенка и около себя.
И н с т р у к ц и я : «Ты бери отсюда столько же спичек, сколько я буду брать.
После этого мы спрячем спички в кулачок, а на счет “раздватри” откроем
ладошки».
Сначала педагог берет одну спичку, несколько секунд показывает ребенку ипотом сжимает ладонь в кулак. Ребенок проделывает то же самое. Ошибки
ребенка не исправляются. Таким образом ребенку предъявляется до пяти спичек
вразброс без повторений.
Итоговый уровень:
высокий – если ребенок способен одномоментно воспринимать 4–5 спичек;
средний – если ребенок одномоментно воспринимает 3 спички;
низкий – 1–2 спички.
Мелкие движения.
М е т о д и к а «Езда по дорожкам».
М а т е р и а л : два варианта рисунка, карандаш.
И н с т р у к ц и я : «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно
подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б). Ты поедешь вот так:
карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина
взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги
(рисуем на варианте А)».
Вариант А:
Вариант Б:
Итоговый уровень:
высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывает от бумаги не
более 3 раз;
низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая
линия, очень слабая, невидимая или, наоборот, очень сильный нажим, рвущий
бумагу, и многократное проведение по одному и тому же месту;
средний – все остальные варианты.
Крупные движения.
Уровень развития проверяется по выполнению совокупности
у п р а ж н е н и й :1) Пройти по линии длиной 2–3 метра пяточка к носочку.
2) Встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно
балансировать руками. Норма 15 секунд.
3) Ребенок на расстоянии 3–4 метров ловит маленький мячик и кидает
обратно (6–7 бросков).
Итоговый уровень:
недостаточный –
– неровная походка;
– наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному
заданию и мешают его выполнению;
– нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его
или кинуть обратно;
достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при
выполнении заданий.
3. Как относиться к результатам диагностики (советы родителям).
Самое главное – это, независимо от полученных результатов, относиться к
ним спокойно. Никакие психологические тесты и учебные задания не дают
однозначной, категорической оценки, особенно в плане интеллектуального
развития. А если возникли какиелибо вопросы и сомнения, лучше всего
обратиться к специалистам. Обращайте, прежде всего, внимание на низкие и
высокие оценки диагностики. Если оценки низкие, не растраивайтесь, займитесь
развивающими играми и тренировочными упражнениями. Через определенное
время, скажем, 1–2 месяца, попробуйте повторить диагностику. Если результаты
не улучшились, следует обратиться к специалистам. Если же ребенок показал
высокие результаты, можете быть довольны. Однако вместе с приятным
известием вы имеете и повод для беспокойства. Скорее всего, ваш ребенок
интеллектуально одаренный, и беспокоиться нужно о том, как эту одаренность
не загубить. Для него нужна специальная программа обучения и развития. И
здесь помогут консультации педагога ДОО, а в дальнейшем специалистов,
работающих в школе. Средние результаты обещают больше спокойствия. Но это
лишь в том случае, если вы не захотите, чтобы ваш ребенок стал еще более
интеллектуально мыслящим.
Нижеследующие тесты, вопросы, творческие задания не претендуют на
систему диагностики. Их цель – обратить внимание родителей на своего ребенка.
4. Каким образом родители самостоятельно могут определить
готовность ребенка к школе?П е д а г о г п с и х о л о г .
без помощи
специалиста, готов ли ребенок к школе? Прежде всего, вы можете оценить
уровень «зрелости» вашего ребенка с помощью наблюдения и ответов на
вопросы. Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни3.
Как узнать самостоятельно,
Оценка развития познания
1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый,
большой/маленький, верх/низ, в/из и т. д.)?
2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые
могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф,
кровать – мебель)?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить, как минимум, три
указания (надень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне
полотенце)?
5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв
алфавита?
6. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в
Оценка базового опыта
сберкассу?
7. Был ли малыш в библиотеке?
8. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему
истории?
10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чемулибо? Есть ли у него
хобби?
Оценка языкового развития
11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его
предметы?
12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, к
примеру, пылесос, щетка, холодильник?
14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под
стулом и т. д.?
15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какойнибудьпрошедший с ним случай?
16. Четко ли ребенок выговаривает слова?
17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую
либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
19. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое
может?
21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в распорядке дня,
перейти к новой деятельности?
22. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно,
соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умения общаться
23. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития
26. Хорошо ли ребенок слышит?
27. Хорошо ли он видит?
28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в
мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не
держась за перила…)?
30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
31. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?
Зрительное различение
32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди
картинку, непохожую на остальные)?
33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова (кот/год, б/п…)?
Зрительная память
34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала
показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?35. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его
повседневной жизни?
Зрительное восприятие
36. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
37. Понимает ли он, что читают слева направо?
38. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить
головоломку из 15 элементов?
39. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по
ней?
Уровень слуховых способностей
40. Может ли ребенок рифмовать слова?
41. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например: лес/вес?
42. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и
последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
45. Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
46. Задает ли вопросы о словах, об их значении?
П е д а г о г п с и х о л о г . После того как вы ответите на приведенные здесь
вопросы, проанализируйте результаты, можно провести ряд тестов,
используемых детскими психологами при поступлении в школу. Тесты
проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение.
Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.
Степень психосоциальной зрелости (кругозор) – тестовая беседа,
предложенная С. А. Банковым.
Ребенок должен ответить на следующие в о п р о с ы :
1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или
дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром
или днем?
8. Что бывает раньше – обед или ужин?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10. Кем работает твой папа, твоя мама?
11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)?
12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так
считаешь?
13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
15. Что делает почтальон, врач, учитель?
16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
17. Ты хочешь пойти в школу?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких животных ты знаешь?
20. Каких птиц ты знаешь?
21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у
петуха или у собаки?
22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до
двух.
23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
О ц е н к а о т в е т о в :
За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1
балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на
подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: «Папа
работает инженером», «У собаки лап больше, чем у петуха»; неполные ответы:
«Мама Таня», «Папа работает на работе».
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 9, 15, 16, 22. Они
оцениваются так:
№ 5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет, – 1 балл, называет год с
учетом месяцев – 3 балла;
№ 9 – за полный домашний адрес с названием города – 2 балла, неполный – 1
балл;
№ 16 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1
балл;
№ 22 – за правильный ответ – 2 балла;№ 15 оценивается совместно с № 16 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3
балла и в № 16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная
мотивация к обучению в школе.
О ц е н к а р е з у л ь т а т о в : ребенок получил 24–29 баллов, он считается
низкий уровень
среднезрелым;
школьнозрелым;
20–24 –
психосоциальной зрелости.
15–20 –
Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика выявляет
общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение
слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической
деятельности.
Тест состоит из 4 частей:
1) тест «Рисунок человека» (мужской фигуры);
2) копирование фразы из письменных букв;
3) срисовывание точек;
4) опросник.
Тест «Рисунок человека».
З а д а н и е : «Здесь (показывается, где) нарисуй какоголибо дядю, как ты
умеешь».
Во время рисования недопустимо поправлять ребенка («Ты забыл нарисовать
уши»), взрослый молча наблюдает.
О ц е н и в а н и е :
1 балл – нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть
голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не
должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы,
возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с
пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована
синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из
туловища, а не прикреплены к нему);
2 балла – выполнение всех требований, кроме синтетического способа
рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3
детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано;
3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги
нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда,
пальцы на руках, ступни на ногах;
4 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не
прорисованы, могут быть в виде одной линии;5 баллов – отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей;
каракули.
Копирование фразы из письменных букв.
З а д а н и е : «Посмотри, здесь чтото написано. Попробуй переписать так же
здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь».
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:
Он ел суп.
О ц е н и в а н и е :
1 балл – хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть
несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза
состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно
небольшое отклонение от горизонтали);
2 балла – образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное
положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить
вверх или вниз);
3 балла – надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы;
4 балла – с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка;
5 баллов – неразборчивые каракули, чирканье.
Срисовывание точек.
З а д а н и е : «Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие
же».
В образце 10 точек находятся на равном расстоянии друг от друга по
вертикали и по горизонтали.
О ц е н и в а н и е :
1 балл – точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от
строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение;
2 балла – количество и расположение точек соответствуют образцу,
допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними;
точки могут быть заменены кружками;
3 балла – рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не
превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать
образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот
рисунка даже на 180 градусов;
4 балла – рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу;
5 баллов – каракули, чирканье.
Итоговый уровень.После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал
в сумме по всем трем заданиям:
3–6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
7–12 баллов – средний уровень;
13–15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в
дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.
Опросник.
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы «вопрос–ответ».
З а д а н и е : «Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на
них».
Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему
несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем
суммируются.
1. Какое животное больше – лошадь или собака? (Лошадь = 0 баллов;
неправильный ответ = – 5 баллов.)
2. Утром мы завтракаем, а днем... (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем,
спим и другие неправильные ответы = – 3 балла).
3. Днем светло, а ночью... (темно = 0; неправильный ответ = – 4).
4. Небо голубое, а трава... (зеленая = 0; неправильный ответ = – 4).
5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (Фрукты = 1; неправильный
ответ = – 1.)
6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (Чтобы поезд
не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т. д. = 0;
неправильный ответ = – 1.)
7. Что такое Москва, Одесса, СанктПетербург (назвать любые города)?
(Города = 1; станции = 0; неправильный ответ = – 1.)
8. Который час (показать на часах, настоящих или игрушечных)?
(Правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не
знает часов = 0.)
9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это ..., маленькая
овечка – это ...? (Щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0;
неправильный ответ = – 1.)
10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(На кошку, потому что у них по 4 лапы, шерсть, хвост, когти (достаточно
одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = – 1; на курицу = – 3.)11. Почему во всех автомобилях тормоза? (Указаны две причины:
тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;
одна причина = 0; неправильный ответ = – 1.)
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Два общих признака: они из
дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть
рукоятки и т. д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0.)
13. Чем похожи друг на друга кошка и белка? (Определение, что это
животные, или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты,
шерсть, они могут лазить по деревьям и т. д. = 3; одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0.)
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали
перед тобой на столе? (У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия
вокруг) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка =
2; неправильный ответ = 0.)
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это...
(Спорт
игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
(физкультура) = 3;
неправильный ответ = 0.)
16. Какие ты знаешь транспортные средства? (Три наземных транспортных
средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных
средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после
объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно
передвигаться = 2; неправильный ответ = 0.)
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними
разница? (Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо
видит, часто болеет и т. д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный
ответ (у него палка, он курит…) = 0.)
18. Почему люди занимаются спортом? (По двум причинам (чтобы быть
здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т. д.) = 4; одна причина
= 2; неправильный ответ (чтобы чтото уметь, чтобы заработать деньги и т.
д.) = 0.)
19. Почему это плохо, когда ктото отклоняется от работы? (Остальные
должны работать за него (или другое выражение того, что ктото несет
ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может
ничего купить = 2; неправильный ответ = 0.)
20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? (Так платят за пересылку
этого письма = 5; другой (кто получит) должен был бы заплатить штраф =
2; неправильный ответ = 0.)Итог.
Суммируем баллы:
сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор);
сумма от + 14 до 23 – выше среднего;
сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта;
от – 1 до – 10 – ниже среднего;
от – 11 и меньше – низкий показатель.
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,
необходимо дополнительное обследование нервнопсихического развития
ребенка.
Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным.
Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания
взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по
заданию взрослого.
Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с
нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой.
Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.
З а д а н и е : «Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они
получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня
слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько
клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию
рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука?
Вытяни ее в сторону, куда она указала? (На дверь, на окно, т. д.) Когда я скажу,
что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой
наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести
линию налево, вспомни о руке (либо любой ориентир слева). Теперь пробуем
рисовать».
Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок
понял задание.
«Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги:
одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо,
одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам». Во время
диктовки нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее
задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.
В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные
указания по выполнению узора не даются.«Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш.
Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка
направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка
направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор».
Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей
точки.
«Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна
клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна
клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна
клетка направо. Теперь сам продолжай узор».
Через 2 минуты – следующее задание: «Поставь карандаш на нижнюю точку.
Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две
клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна
клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две
клетки вверх. Теперь сам продолжи узор».
Должны получиться следующие узоры:
О ц е н к а р е з у л ь т а т о в :
Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узорерассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка
самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если
есть точное воспроизведение (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» не
снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1–2 ошибки – средний
уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство
отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог
самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание
выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при
продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор
либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень
выполнения.
Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у
ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.
Лабиринт.
Подобные задания часто встречаются в детских журналах, в рабочих
тетрадях для дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно
схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными
обозначениями), развитие внимания.
О б р а з е ц :
Тест «Чего не хватает?», разработанный Р. С. Немовым.
З а д а н и е : ребенку предлагаются 6 рисунков, на каждом из которых нехватает какойто важной детали либо чтото нарисовано неправильно.
Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение
всего задания, с помощью секундомера.
О ц е н к а р е з у л ь т а т о в :
10 баллов – очень высокий уровень: ребенок назвал все 7 неточностей менее
чем за 25 секунд;
8–9 баллов – высокий: время поиска всех неточностей заняло 26–30 секунд;
4–7 баллов – средний: время поиска заняло от 31 до 40 секунд;
2–3 балла – низкий: время поиска составило 41–45 секунд;
0–1 балл – очень низкий: время поиска больше 45 секунд.
III. Заключительная часть: принятие решения.
П а м я т к а
«Практические рекомендации родителям будущихпервоклассников – как лучше адаптироваться к школе?» (см. Приложение).
Заключительное слово п е д а г о г а п с и х о л о г а . Выделим несколько
основных а с п е к т о в готовности ребенка к школе:
Здоровье детей, идущих в школу. Накануне, лучше весной, важно
обследовать психологическое и физическое состояние ребенка. Консультации
психолога и педиатра помогут укрепить здоровье с учетом выявленных
недостатков. Важно выяснить, знакома ли ребенку программа «Забочусь о себе
сам» и владеет ли он элементами самозащиты.
Уровень воспитанности и нравственных качеств. Трудолюбие. Отношение к
окружающим.
Выражение себя и своего отношения к окружающему миру в
изобразительной деятельности (рисунок ребенка «Моя семья»).
Знания и специальные практические умения, необходимые будущему
первокласснику: элементарные вычислительные навыки, ориентировка в
фонетической стороне речи, готовность руки ребенка к письму.
Навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к
школе.
Необходимо подумать о том, овладел ли ребенок системой межличностных
отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система либо создает
для ребенка атмосферу эмоционального благополучия и таким образом
стимулирует его учебную деятельность, либо, наоборот, складывается
неблагополучно. Очень важно своевременно формировать навыки учебной
деятельности,
в развлекательном ракурсе.
но и не показывать ее
не пугать школой,
В а р и а н т р е ш е н и я родительского собрания:
1) Провести диагностику психологической готовности детей 5–6 лет к
школе.
2) Рекомендовать родителям периодически отслеживать уровень готовности
их ребенка к школе и в случае необходимости обращаться к специалистам.