Проведение родительских собраний с детьми разного возраста требуют особой подготовки. В любом родительском собрании для родителей должны быть представлены тематические материалы, направленные на решение важнейших воспитательных задач, актуальных на данный момент. Предлагаемый методический материал позволит организовать проведение тематического родительского собрания с детьми младшего школьного возраста или с детьми, посещающими дошкольное учреждение.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«СЕМЬЯ – ЭТО ВАЖНО! СЕМЬЯ – ЭТО СЛОЖНО!»
Ц е л и : установить доверительные и партнерские отношения с родителями;
воспитывать чувство любви и привязанности к своей семье, уважение к ее
традициям.
Задачи: знакомство с родителями воспитанников, семейными увлечениями;
уточнение некоторых фактов из жизни семьи, представляющих интерес для
организации работы с детьми и родителями группы; рассказ о жизни группы,
привлечение родителей к участию в ней.
Форма проведения: круглый стол (семейный вернисаж).
Участники: дети, родители, воспитатели.
План:
1. Вступительное слово.
2. Проведение круглого стола по теме собрания.
3. Заключение: принятие решения.
Подготовительный этап:
1. Изготовление силами детей группы пригласительных билетов для
родителей на собрание, рисунка герба группы.
2. Домашнее задание: создать родословную своей семьи (генеалогическое
древо) и представить герб семьи.
Организационный этап – оформление выставки:
– семейные фотоальбомы, фотографии воспитанников группы в
младенчестве;
– фотографии детей со своими друзьями и домашними животными;
– генеалогические таблицы семейных древ;
– рисунки детей о профессиях родителей;
– наглядный материал, атрибуты к сюжетноролевой игре «Семья»,
настольнопечатные и дидактические игры.
Х о д с о б р а н и я
I. Вступительная часть.
Вступительное слово в о с п и т а т е л я . Наш разговор пойдет о семье.
Послушайте стихотворение Дарьи Тарадановой* (читает):Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной Земле.
Или стихотворение «Семья» Марии Лангер (см. далее по тексту на с. 136–
137).
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные
люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем
добра и счастья.
Семья – это маленькая Вселенная (обращает внимание на иллюстрацию, на
которой изображена Вселенная: планеты, звезды, Солнце). Создать хорошую
семью нередко бывает труднее, чем написать книгу, сделать открытие.
С чего начинается любая семья? Со встречи двух до этого чужих людей,
которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой
встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы теперь стали
вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья,
сестры. Это ваши прадедушки и прабабушки.
II. Основная часть собрания: круглый стол.
1. Рассказы родителей «Моя родословная».
В о с п и т а т е л ь . Существует такое понятие, как «родословная семьи».
Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь
прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов
семьи с историей, традициями, символами, достижениями рода.Р о д и т е л ь (читает стихотворение).
…Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!..
Помнить всё и знать родной свой род,
Я считаю, что обязан каждый,
Может, это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!..
Родители представляют генеалогические таблицы семейных древ.
2. Презентация «Герб моей семьи».
В о с п и т а т е л ь . В давние времена у каждой знатной семьи был свой герб.
На нем символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции,
ценности.
Воспитатель просит родителей и детей показать семейные гербы,
рассказать о них, представить разными способами.
3. Презентация «Герб нашей группы».
В о с п и т а т е л ь . Наша группа, коллектив – это большая дружная семья.
Давайте подумаем, какие мы с вами. Что нас интересует? К чему мы стремимся?
Каким может быть наш групповой герб?
Учитывая поступившие предложения, наш герб будет таким: на голубом
фоне (небо) – радуга, символизирующая разноцветье, потому что все мы очень
разные, у каждого свои интересы. В детском саду вы много рисуете,
рассматриваете книги, поете, поэтому на гербе изображены: палитра красок,
книга, скрипичный ключ. А главное – в детском саду мы учимся дружить,
поэтому на гербе написано слово «дружба».
Демонстрируется герб группы.
4. Презентация «Фотография из семейного альбома».
В о с п и т а т е л ь . Семья сильна любовью, уважением, традициями,
семейными реликвиями. Одной из них, по праву, считается семейный
фотоальбом. Семейный альбом – это огромное пространство жизни, с одной
стороны, простое и понятное, с другой – загадочное и удивительное. Каждая
фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в
прошлое.
Воспитатель обращает внимание на фотовыставку, предлагаетрассмотреть фотографии и определить, кто это.
Родители рассматривают фотографии воспитанников в младенчестве и
раннем детстве. Если родители хорошо знакомы друг с другом, то можно
включить в выставку и их фотографии.
5. Рассказы родителей «Что в имени твоем».
В о с п и т а т е л ь . Говорят, когда человек рождается, на небе загорается
звезда, определяющая его судьбу. Конечно, большое значение имеет имя,
которое дают ребенку при рождении. Послушаем, что расскажут нам об этом
ваши родители.
Родители рассказывают о значении имени своего ребенка.
6. Рассказы «Профессии наших мам и пап».
В о с п и т а т е л ь . Дети, вы все любите и уважаете своих родителей. Но ведь
они не только в семье любимы и уважаемы. У них есть работа, трудовой
коллектив, в котором они бывают достаточно продолжительное время, где у них
есть друзья, где они занимаются любимым делом. И сегодня ваши папы и мамы
расскажут нам о своих профессиях.
Родители рассказывают о своих профессиях, а дети показывают рисунки.
7. Рассказы детей «Мой любимец».
В о с п и т а т е л ь . Дом и семью трудно представить без братьев наших
меньших – животных. Я знаю, что у многих из вас есть дома собаки, кошки,
попугаи и другие животные. Расскажите, пожалуйста, о своих любимцах.
Дети сопровождают рассказы демонстрацией фотографий своих
животных.
III. Заключительная часть: принятие решения.
Звучит спокойная музыка.
В о с п и т а т е л ь . Сегодня мы все пришли к выводу, что главное на Земле –
это семья.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –Сердце навеки останется в нем!
В о с п и т а т е л ь . Хочется сказать всем большое спасибо за активное участие
в нашем родительском собрании и выразить надежду, что наша встреча помогла
нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу
взаимопониманию и единству. Желаю света, тепла, уюта и добра вашему дому.
Чтение стихотворения О. Высотской:
БЕРЕГИТЕ ДРУГ ДРУГА
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте.
В а р и а н т р е ш е н и я родительского собрания:
1) Постепенно с взрослением детей рассказывать им о своих предках.
2) Поддерживать семейные традиции и создавать новые.
3) Начать создавать семейный альбом, родословную своей семьи и семейный
архив.
4) Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома
«Семьи наших воспитанников».