Родительское собрание.
Тема «Профессиональное самоопределение подростков».
Социальный педагог: Табакаева Алёна Васильевна
Дата проведения: «____» ___________ 2018 г.
Класс: 9
Цель работы: Формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса.
Задачи:
1. Выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся.
2. Умение адекватно оценивать свои реальные способности.
3. Выявление внутренних ресурсов личности.
4. Ознакомление родителей с индивидуально-психологическими особенностями личности детей.
5. Научить родителей понимать запросы и особенности своего ребёнка.
Целевые группы: учащиеся класса и их родители.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленная на ознакомление учащихся с его способностями и возможностями для того, чтобы помочь ему выбрать одну из наиболее подходящих для него профессий.
Цель профориентации - подвести учащихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Основным элементом этой системы является диагностика его профессиональных интересов и склонностей. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека. Предлагаю для подростков ситуацию выбора профессии. При выборе профессии необходимо учитывать:
• желания, интересы и склонности личности - «хочу»;
• человеческие возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья - «могу»;
• потребности рынка труда в кадрах - «надо».
Обращение психолога к родителям (возникает диалог): «Уважаемые родители, поднимите руки те, кто считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто считает, что главное – личный интерес вашего ребёнка?» Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые, работающие люди, могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.
Выбор профессии - это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причём задачи со многими неизвестными, а иногда - приближёнными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьёзнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели.
Правила выбора профессии:
1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живёте.
2. С помощью учителей и других специалистов изучить ребёнка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
3. Подробно изучить эту профессию, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста.
4. Дать возможность практически попробовать ребёнку свои силы в этой профессии.
5. Сравнить полученные знания о профессии с его профессиональными возможностями, посоветоваться с другими родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную профконсультацию.
6. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии помочь ребёнку осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
7. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
8. Выбрав для себя будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.
Ошибки при выборе профессии.
Ваш выбор: могу - хочу - надо. В таком выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я - хочу, Я - могу, Я - надо.
«Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
«Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т.д.
Первое, что надо решить, - это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище, суворовское или нахимовское училище, курсы на производстве). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
• социальный заказ, положение на рынке труда;
• уровень материального обеспечения семьи;
• возможности получения помощи в обучении;
• условия оплаты труда в данной сфере;
• местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).
Вторая часть задачи - выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребёнок, определить её тип, класс, отдел («Я - хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
И третья часть выбора - учесть возможности ребёнка («Я - могу»):
• интересы, склонности;
• успехи в учёбе и потенциальные способности;
• свои сильные и слабые стороны;
• состояние здоровья.
Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я - хочу»: оно должно быть адекватно «Я - могу» и учитывать требования социальной среды «Я - надо». Рисунок иллюстрирует ситуацию: оптимальный выбор должен быть заключён в площади перекрытия всех трёх факторов.
Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается:
• на знаниях о мире профессий;
• знаниях о выбираемой конкретной профессии;
• изучении своих интересов;
• изучении своих способностей;
• знании своих сильных и слабых качеств;
• состоянии своего здоровья;
• учёте материальных условий семьи;
• учёте ситуации на рынке труда.
Профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс. Вашему профессиональному самоопределению помогают изучение основ наук, внеурочная деятельность, трудовое и производственное обучение. Но окончательное решение предстоит принять вам самим.
Ошибки при выборе профессии:
• увлечение внешней или частной стороной профессии;
• незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
• неумение разбираться в своих способностях.
Дифференциальный диагностический опросник.
Цель: выявить склонность учащихся к различным видам профессиональной деятельности. В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.
1 группа – тип человек – знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.
2 группа – тип человек – техника. Объект труда – технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Профессии: радиомеханик, токарь, слесарь, шофёр, тракторист, инженер.
3 группа – тип человек – природа. Объект труда – живые организмы, растения, животные и биологические процессы, явления природы, полезные ископаемые, вещества. Сюда входят такие профессии, как: агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник, археолог, химик, металлург.
4 группа – тип человек – художественный образ. Объект труда – художественные образы, их роли, элементы и особенности. Специальности: ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист.
5 группа – тип человек – человек. Объект труда – люди, группы, коллективы.Специальности: сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.
КОС - тест коммуникативных и организаторских способностей учащихся.
Это умение легко входить в контакт с другими людьми, стремление быть лидером, быстрота ориентировки в различных ситуациях. Умения выслушать мнение других, прежде чем принимать решение. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сфере профессии «Человек - Человек», а также в других сферах, где работа связана с руководством и общением.
Тест по определению профессиональных типов личности Дж. Голланда.
Цель методики: оценка профессионального личностного типа.
Тест прост в проведении и обработке данных. Испытуемым предлагается инструкция, согласно которой из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора.
Голланд, как представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделил шесть типов:
1. Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдаёт предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.
2. Интеллектуальный тип – не социален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Рекомендуются профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
3. Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).
4. Конвенциональный тип – предпочитает чётко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Рекомендуются профессии: связанные с канцелярией и расчётом.
5. Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.Рекомендуются профессии: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.
6. Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей общества.
Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п.
В процессе диагностики были выявлены смешанные типы, т.е. выбор по нескольким типам одинаков по количеству. Рекомендуется через некоторое время провести повторное исследование (по желанию). По окончании родительского собрания можно предложить родителям памятки.
Рекомендации по выбору профессии детьми (для родителей):
• Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
• Осознайте ценность выбора вашего ребёнка (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано.
• Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
• Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
• Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
• Помогите ему построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
• Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
• Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
• Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
• Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
• Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
• Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
• Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
• Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и на сколько такое влияние оказывается положительным.
Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают - в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.
Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет каждому выпускнику определиться в будущей жизни. Желаю Вам успеха!
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.docx
Родительское собрание.
Тема «Профессиональное самоопределение подростков».
Социальный педагог: Табакаева Алёна Васильевна
Дата проведения: «____» ___________ 2018 г.
Класс: 9
Цель работы: Формирование готовности обучающихся к профессиональному
самоопределению на основе профессионального интереса.
Задачи:
1. Выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся.
2. Умение адекватно оценивать свои реальные способности.
3. Выявление внутренних ресурсов личности.
4. Ознакомление родителей с индивидуальнопсихологическими
особенностями личности детей.
5. Научить родителей понимать запросы и особенности своего ребёнка.
Целевые группы: учащиеся класса и их родители.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь
человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных
ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает
профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация это система мероприятий,
направленная на ознакомление учащихся с его способностями и
возможностями для того, чтобы помочь ему выбрать одну из наиболее
подходящих для него профессий.
Цель профориентации подвести учащихся к взвешенному,
самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать
психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Основным элементом этой системы является диагностика его
профессиональных интересов и склонностей. Профессиональное
самоопределение является начальным звеном профессионального развития
личности. Выбор профессии важный и ответственный шаг в жизни каждого
молодого человека. Предлагаю для подростков ситуацию выбора профессии.
При выборе профессии необходимо учитывать:
желания, интересы и склонности личности «хочу»;
человеческие возможности: уровень знаний, способности,
психологические особенности, состояние здоровья «могу»;
потребности рынка труда в кадрах «надо».
Обращение психолога к родителям (возникает диалог): «Уважаемые
родители, поднимите руки те, кто считает, что главное при выборе профессии
– это совет родителей? А кто считает, что главное – личный интерес вашего
ребёнка?» Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным
видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые, работающие люди,
могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других»
видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно
разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению
клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как
раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и
«неинтересных» профессий.
1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и
Правила выбора профессии:
специальности нужны в регионе, где вы живёте.
2. С помощью учителей и других специалистов изучить ребёнка (интересы,
склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение,
восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье,
самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую
профессию.
3. Подробно изучить эту профессию, уточнить формулу профессии,
выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к
человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы
профессионального роста.
4. Дать возможность практически попробовать ребёнку свои силы в этой
профессии.
5. Сравнить полученные знания о профессии с его профессиональными
возможностями, посоветоваться с другими родителями, учителями,
врачами, при возможности получить квалифицированную
профконсультацию.
6. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям
предпочитаемой профессии помочь ребёнку осуществлять
самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
7. При отсутствии такого соответствия изучить запасной
профессиональный вариант.
8. Выбрав для себя будущую профессию, одобрять настойчивость в
реализации профессионального намерения и овладении профессией в
совершенстве.
Выбор профессии это оптимальное (лучшее в данных условиях)
решение задачи, причём задачи со многими неизвестными, а иногда
приближёнными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем
серьёзнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем
скорее вы достигнете цели.
Ошибки при выборе профессии.
Ваш выбор: могу + хочу + надо. В таком выборе должны соединиться и
ужиться три базовых фактора: Я хочу, Я могу, Я надо. «Хочу» это желания, интересы, склонности личности.«Могу» это человеческие
возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы
личности). «Надо» это потребности рынка труда, обязанности человека
перед обществом, людьми, семьёй и т.д.
Первое, что надо решить, это какой путь избрать после 9 класса:
продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных
учреждениях (техникум, профессиональнотехническое училище, суворовское
или нахимовское училище, курсы на производстве). В этой части выбора
больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально
экономических условиях первостепенное значение имеют:
социальный заказ, положение на рынке труда;
уровень материального обеспечения семьи;
условия оплаты труда в данной сфере;
местная инфраструктура профессионального образования (местная
возможности получения помощи в обучении;
конъюнктура учебных заведений).
Вторая часть задачи выбрать ту профессию и специальность,
которую хочет ребёнок, определить её тип, класс, отдел («Я хочу»). Следует
ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она
предъявляет к человеку.
И третья часть выбора учесть возможности ребёнка («Я могу»):
интересы, склонности;
успехи в учёбе и потенциальные способности;
свои сильные и слабые стороны;
состояние здоровья.
Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я
хочу»: оно должно быть адекватно «Я могу» и учитывать требования
социальной среды «Я надо». Рисунок иллюстрирует ситуацию: оптимальный
выбор должен быть заключён в площади перекрытия всех трёх факторов.
Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается:
знаниях о выбираемой конкретной профессии;
на знаниях о мире профессий;
изучении своих интересов;
изучении своих способностей;
учёте материальных условий семьи;
учёте ситуации на рынке труда.
знании своих сильных и слабых качеств;
состоянии своего здоровья;
Профессиональное самоопределение сложный и длительный процесс.
Вашему профессиональному самоопределению помогают изучение основ наук,
внеурочная деятельность, трудовое и производственное обучение. Но
окончательное решение предстоит принять вам самим. Ошибки при выборе профессии:
увлечение внешней или частной стороной профессии;
незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
неумение разбираться в своих способностях.
Цикл занятий с учащимися по профессиональному самоопределению.
На этих занятиях проводилась комплексная диагностика, и давались
конкретные рекомендации по выбору профессии учащимся.
Были проведены следующие тесты: ШТУР, Кос, тест Голланда по
определению типа личности. Сейчас остановимся на них по подробнее, а Вы
сможете параллельно сопоставлять с результатами своего ребёнка.
Дифференциальный диагностический опросник.
Цель: выявить склонность учащихся к различным видам
профессиональной деятельности. В основу опросника положена идея о
делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или
объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.
1 группа – тип человек – знаковая система. Объектами являются
условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры,
программисты, машинистки, статистики, экономисты.
2 группа – тип человек – техника. Объект труда – технические системы,
машины, аппараты и установки, материалы и
энергия. Профессии: радиомеханик, токарь, слесарь, шофёр, тракторист,
инженер.
3 группа – тип человек – природа. Объект труда – живые организмы,
растения, животные и биологические процессы, явления природы, полезные
ископаемые, вещества. Сюда входят такие профессии, как: агроном,
зоотехник, ветеринар, садовод, лесник, археолог, химик, металлург.
4 группа – тип человек – художественный образ. Объект труда –
художественные образы, их роли, элементы и
особенности. Специальности: ювелир, фотограф, музыкант, художник,
искусствовед, писатель, артист.
5 группа – тип человек – человек. Объект труда – люди, группы,
коллективы.Специальности: сфера обслуживания, медицина, педагогика,
юриспруденция и т.д.
ШТУР школьный тест умственного развития.
Тест разработан учёными Научноисследовательского института общей
и педагогической психологии и предназначен для диагностики умственного
развития учащихся подросткового возраста. Он включает пять наборов
заданий: «осведомлённость», «аналогии», «классификации», «обобщение»,
«числовые ряды». Тест имеет две эквивалентные формы А и Б. Исходя из
этого можно планировать выбор широкого круга профессий. КОС тест коммуникативных и организаторских способностей учащихся.
Это умение легко входить в контакт с другими людьми, стремление
быть лидером, быстрота ориентировки в различных ситуациях. Умения
выслушать мнение других, прежде чем принимать решение. Все эти качества
можно считать необходимыми для работы в сфере профессии «Человек
Человек», а также в других сферах, где работа связана с руководством и
общением.
Характеристика испытуемых по шкальной оценке.
№ 1. Характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и
организаторских склонностей (далее КОС).
№ 2. КОС присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к
общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе,
предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои
знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в
выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации,
не отстаивают своё мнение, тяжело переживают обиды, проявление
инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах
они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
№ 3. Характерен средний уровень проявления КОС. Они стремятся к
контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё
мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не
отличается высокой устойчивостью. Такие люди нуждаются в дальнейшей
серьёзной и планомерной работе по формированию и развитию КОС.
№ 4. Относятся к группе с высоким уровнем проявления КОС. Они не
теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся
расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью,
помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с
удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий,
способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они
делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
№ 5. Обладают высоким уровнем проявления КОС. Они испытывают
потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно
стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо
ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле
или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения,
отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами,
могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать
всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их
привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их
потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Тест по определению профессиональных типов личности Дж. Голланда.
Цель методики: оценка профессионального личностного типа. Тест прост в проведении и обработке данных. Испытуемым
предлагается инструкция, согласно которой из каждой пары профессий нужно
указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора.
Голланд, как представитель концепции индивидуальности, разработал
методику для определения социальной направленности личности. Он выделил
шесть типов:
1. Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее,
эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами,
инструментами, машинами), отдаёт предпочтение занятиям, требующим
моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные
способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер,
агроном и т.д.
2. Интеллектуальный тип – не социален, аналитичен, рационален, независим,
оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи,
требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты
вербальные и невербальные способности. Рекомендуются
профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
3. Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в
контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать,
психологический настрой на человека, гуманность, женственность.
Представитель данного типа старается держаться в стороне от
интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы
людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться.
Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые
занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).
4. Конвенциональный тип – предпочитает чётко структурированную
деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не
проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не
любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности,
преобладают математические способности. Рекомендуются
профессии: связанные с канцелярией и расчётом.
5. Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявить
энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель
данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не
нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных
усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством,
статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими
вербальными способностями.Рекомендуются профессии: артист, журналист,
телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.
6. Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет
сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа
характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он не
социален в том смысле, что не придерживается условностей общества.
Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное
творчество и т.п.
В процессе диагностики были выявлены смешанные типы, т.е. выбор по
нескольким типам одинаков по количеству. Рекомендуется через некоторое
время провести повторное исследование (по желанию). По окончании
родительского собрания можно предложить родителям памятки.
Рекомендации по выбору профессии детьми (для родителей):
Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и
учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать
посвоему.
Осознайте ценность выбора вашего ребёнка (для себя и для общества),
изучайте профессию и всё, что с ней связано.
Сориентируйтесь в конкретной социальноэкономической ситуации
(потребность, престижность, зарплата и др.).
Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных
обстоятельствах.
Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с
другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
Помогите ему построить для себя систему ближних и средних
перспектив как этапов движения к дальней цели.
Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с
неправильно избранного пути.
Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ
жизни и подходящий для вас вид деятельности.
Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному
направлению.
Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным
целям.
Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на
решение сына или дочери и на сколько такое влияние оказывается
положительным.
Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают
другую, а работают в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по
профессиональному самоопределению.
Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет
каждому выпускнику определиться в будущей жизни. Желаю Вам успеха!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.