Родительское собрание. Трудности адаптации первоклассников к школьной жизни.

  • Работа с родителями
  • ppt
  • 10.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному. Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к школьному обучению.
Иконка файла материала Трудности адаптации первоклассников..ppt
Родительское собрание Родительское собрание «Проблемы «Проблемы адаптации адаптации первоклассн первоклассн иков иков к школьным к школьным условиям». условиям». Принимать ребенка ­ Принимать ребенка ­ значит любить его не за то, значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный,  что он красивый, умный, способный,  отличник отличник а просто так, просто за то, что он есть! а просто так, просто за то, что он есть! Б.Ю. Гиппенрейтер Б.Ю. Гиппенрейтер
Первоклассник Первоклассник – это ребенок… – это ребенок… учитель, учитель, сверстники сверстники          требования, требования,   обязанности обязанности     учебная  учебная  деятельность деятельность     школа  школа      (школьник) (школьник) воспитатель,  воспитатель,  группа группа           беспечность,  беспечность,  беззаботность беззаботность             игра  игра  Детский сад  Детский сад  (дошкольник) (дошкольник)
Чувства                                                             Чувства             Радость                             тревога   Радость                              тревога    восторг      восторг       растерянность                                                        растерянность                                                         Удивление                         напряжение Удивление                         напряжение
Адаптация   к    школе ­  Адаптация   к    школе  это процесс привыкания   по­своему.   к новым школьным  условиям, который  каждый  первоклассник   переживает и осознает
Основные показатели Основные показатели адаптации адаптации  Формирование адекватного  Формирование адекватного  поведения.  поведения.     Установление контактов с  Установление контактов с  учащимися, учителем. учащимися, учителем.       Овладение навыками учебной  Овладение навыками учебной  деятельности  деятельности
Уровни адаптации: Уровни адаптации: Оптимальный – высокие адаптационные  результаты при адекватных условиях; Высокий – избыточный уровень; высокие  результаты адаптации, достигнутые благодаря  значительному психическому и моральному  напряжению; Низкий – обусловлен недостаточной  требовательностью к себе; Дезадаптационный – плохое эмоциональное  самочувствие; невротические реакции (неумение  приспосабливаться к школьной жизни).
Анализ наблюдений Анализ наблюдений На начало учебного года: :  На начало учебного года из 72 человек из 72 человек  30,6% детей  30,6% детей  адаптировались к школе в   адаптировались к школе в  течение первых двух недель обучения;  течение первых двух недель обучения;   61,1%    детей   61,1%    детей   имеют длительный период   имеют длительный период  адаптации;  адаптации;   8,3% – дети 8,3% – дети, у которых  адаптация связана  , у которых  адаптация связана  со значительными трудностями. со значительными трудностями.
Анализ наблюдения Анализ наблюдения нна конец учебного года а конец учебного года:: из 74 человек из 74 человек  52,7% детей  52,7% детей  адаптировались к школе;   адаптировались к школе;   37,8%    детей   37,8%    детей   имеют небольшие проблемы   имеют небольшие проблемы  в адаптации;  в адаптации;   9,5% – дети 9,5% – дети, у которых  адаптация связана с  , у которых  адаптация связана с  трудностями. трудностями.
Трудности, которые возникли у  Трудности, которые возникли у  первоклассников первоклассников В первые дни, недели посещения школы   В первые дни, недели посещения школы  наблюдалось: снижение сопротивляемости  наблюдалось: снижение сопротивляемости  организма, нарушения  сна, аппетита организма, нарушения  сна, аппетита Первоклассники  на уроках и занятиях   Первоклассники  на уроках и занятиях  отвлекались, быстро утомлялись, становились:   отвлекались, быстро утомлялись, становились:   возбудимыми, эмоциональными,  возбудимыми, эмоциональными,  впечатлительными впечатлительными Поведение нередко отличалось   Поведение нередко отличалось  неорганизованностью, несобранностью,  неорганизованностью, несобранностью,  недисциплинированностью недисциплинированностью
Чем можно помочь? Чем можно помочь? Будьте искренне заинтересованы в школьных делах ребенка.  Будьте искренне заинтересованы в школьных делах ребенка. Серьезно отнеситесь к его первым достижениям и возможным трудностям.  Серьезно отнеситесь к его первым достижениям и возможным трудностям. Ребенок может ошибаться, это нормально.  Ребенок может ошибаться, это нормально. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его   Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его  соблюдением. соблюдением. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить   Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить  интеллектуальные достижения ребенка. интеллектуальные достижения ребенка. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.  Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых   У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых  занятий. занятий. Серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и   Серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и  неудачам, терпение обязательное поощрение стараний и усилий,  неудачам, терпение обязательное поощрение стараний и усилий,  эмоциональная поддержка – поможет почувствовать значимость своей  эмоциональная поддержка – поможет почувствовать значимость своей  деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности  деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности  в себе. в себе. Если вас что – то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться   Если вас что – то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться  за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Для того, чтобы поддержать  Для того, чтобы поддержать  ребенка, необходимо: ребенка, необходимо: Опираться на сильные стороны ребенка  Опираться на сильные стороны ребенка Избегать подчеркивания промахов ребенка  Избегать подчеркивания промахов ребенка Внести юмор во взаимоотношения с ребенком  Внести юмор во взаимоотношения с ребенком Проводить больше времени с ребенком  Проводить больше времени с ребенком Принимать индивидуальность ребенка  Принимать индивидуальность ребенка Позволить ребенку самому решать проблемы   Позволить ребенку самому решать проблемы  там, где это возможно там, где это возможно Избегать дисциплинарных поощрений и   Избегать дисциплинарных поощрений и  наказаний наказаний
Слова поддержки: Слова поддержки: Зная тебя и твои  Зная тебя и твои способности, я способности, я думаю ты сможешь думаю ты сможешь сделать это гораздо сделать это гораздо лучшелучше Зная тебя, я уверен,  Зная тебя, я уверен, что ты все сделал что ты все сделал хорошо хорошо Ты делаешь это  Ты делаешь это очень хорошо очень хорошо У тебя есть  У тебя есть некоторые некоторые соображения по соображения по этому поводу? Готов этому поводу? Готов ли ты начать? ли ты начать? Это серьезный  Это серьезный вызов, но я уверен, вызов, но я уверен, что ты готов к нему что ты готов к нему
Способы преодоления  Способы преодоления  тревожности: тревожности: Не сравнивайте ребенка с окружающими  Не сравнивайте ребенка с окружающими Доверяйте ребенку  Доверяйте ребенку Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.  Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку всем примером ребенку Не предъявляйте к ребенку завышенных требований  Не предъявляйте к ребенку завышенных требований Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не  Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше Старайтесь делать ребенку меньше замечаний  Старайтесь делать ребенку меньше замечаний Используйте наказание лишь в крайних случаях  Используйте наказание лишь в крайних случаях Не унижайте ребенка, наказывая его  Не унижайте ребенка, наказывая его Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других  Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!» слушай!» Помогите ему найти дело по душе  Помогите ему найти дело по душе
Родители, которые предоставляют детям Родители, которые предоставляют детям приготовлении уроков, так же неправы, приготовлении уроков, так же неправы, полную самостоятельность в полную самостоятельность в как и те, которые сразу начинают как и те, которые сразу начинают чрезмерно опекать чрезмерно опекать Проверьте, правильно ли организовано  Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребёнка: рабочее место ребёнка:  - освещение - освещение  - никаких лишних предметов на столе - никаких лишних предметов на столе К выполнению домашнего задания лучше  К выполнению домашнего задания лучше всего приступить через 1-2 часа после всего приступить через 1-2 часа после возвращения из школы (чтобы ребёнок успел возвращения из школы (чтобы ребёнок успел отдохнуть от занятий, но ещё не устал и не отдохнуть от занятий, но ещё не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами) игр с товарищами)
Постепенно нужно снижать степень Постепенно нужно снижать степень контроля: контроля: Сидеть рядом с ребёнком не всё время  Сидеть рядом с ребёнком не всё время выполнения им домашнего задания, а только выполнения им домашнего задания, а только первые минуты, пока он достанет всё, что первые минуты, пока он достанет всё, что нужно из портфеля нужно из портфеля Потом можно подойти пару раз: постоять  Потом можно подойти пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти рядом несколько минут и снова отойти К концу начальной школы ребёнок должен  К концу начальной школы ребёнок должен научиться делать уроки самостоятельно, научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый показывая родителям только готовый результат результат
Ребёнок учится тому, Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Родители пример ему. Пусть помнят, что с лихвой Пусть помнят, что с лихвой получат получат Всё то, чему его научат… Всё то, чему его научат… Коль видят нас и слышат дети, Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе. Мы за дела свои в ответе.
Семья – залог успеха Семья – залог успеха Терпение и  доброжелательность,  эмоциональная поддержка  и похвала, любовь и участие  родителей – залог успешной  адаптации первоклассника.