Проведение родительских собраний с детьми разного возраста требуют особой подготовки. В любом родительском собрании для родителей должны быть представлены тематические материалы, направленные на решение важнейших воспитательных задач, актуальных на данный момент. Предлагаемый методический материал позволит организовать проведение тематического родительского собрания с детьми младшего школьного возраста или с детьми, посещающими дошкольное учреждение.
ПЛАНПРОЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
«В НАШЕЙ ГРУППЕ РЕБЕНОК НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ…»
Ведущая идея выступления: «Право ребенка быть тем, что он есть»
(проекция на экране или интерактивной доске, педагог интерпретирует свое
видение воплощения этой идеи на практике).
1. Приветствие участников родительского собрания и постановка
(формулирование) цели родительского собрания: в сотрудничестве с
родителями, педагогами, узкими специалистами (психологом, нейропсихологом,
логопедом и др.) выявить, что значит «особый ребенок», каков «другой» (иной)
мир особого ребенка; постараться решить проблему консолидации усилий
родителей и педагогов в понимании и принятии ребенка таким, каков он есть,
обеспечении помощи особому малышу в его развитии и адаптации.
– Здоровье человека – очень хрупкая вещь. Равновесие всех взаимосвязанных
систем человеческого организма может быть разрушено малейшим дисбалансом.
Восстановление этого дисбаланса требует долгого кропотливого труда, а подчас
просто ювелирной работы профессионалов. Но все мы знаем, что не существует
нерешаемых задач. Пока человек борется – у него есть вера, а значит, есть
надежда, которых уже бывает достаточно, чтобы справиться с самым серьезным
недугом. Но у родителей есть еще коечто: это огромная любовь к своим детям.
А значит, они непобедимы в своем желании подарить им новую, здоровую жизнь.
Мне хочется, чтобы именно эти слова вдохновляли нас с вами сегодня,
уважаемые родители, на наш откровенный разговор с очень непростой, ранимой и
глубокой темой очередной родительской встречи.
2. Определение вместе с родителями феномена «Отклоняющееся
развитие…» (методика «Незаконченное предложение»).
После обобщения мнений родителей (записаны на доске) педагог дает
научное определение этому феномену, детализирует и конкретизирует
центральные слова в определении. Необходимо обратить внимание родителей на
авторов определений (ученый, психолог, дефектолог или иной специалист).
– Видный отечественный ученыйпсихолог, профессор В. П. Кащенко считал
коррекционную педагогику наукой о воспитании исключительных детей. При
этом под «исключительными» понимались дети, поведение которых
исключается, выпадает из общепринятой нормы.
Отклоняющееся развитие – такое, которое не подчиняется общим
законам, развитие индивидуальное, во многом нестандартное, всегда непонятное,сложное, противоречивое.
Отклоняющееся поведение – поведение, вышедшее из общепринятой
нормы, вредное для ребенка и для общества, мешающее ребенку нормально
входить в социальную жизнь.
Устоявшегося определения понятия «отклоняющееся поведение» пока нет,
различные педагоги вкладывают в него неодинаковый смысл.
3. Доклад педагога «Что делать, как быть?».
– Имеем ли мы право переделывать ребенка, лишать его права быть самим
собой, свободно распоряжаться своей жизнью, судьбой?
Но все это будет позже, когда человек созреет, окрепнут его силы, воля и
разум. А в нежном возрасте самое главное – уберечь его от «выпадения» из
нормы. В детском возрасте усвоение скверных привычек – главная опасность.
Девиантный ребенок опасен для себя не своей нестандартностью, не своим в
данный момент плохим поведением, а именно тем, что оно выводит его на тот
путь, с которого уже потом очень трудно вернуться назад.
Дети разные, пусть они такими и остаются – смышлеными и не очень, быстро
соображающими и тугодумами, задиристыми и тихими, нарушающими
распорядок и придерживающимися норм. В жизни всем хватит места, люди и
должны быть разными. Самое главное – чтобы в том возрасте, когда ребенок еще
не может осознать всего, что с ним происходит, он не наделал бы непоправимых
ошибок.
Беременность в 13 лет, брошенный ребенок в 14, первая рюмка в 8, затяжка
сигаретой в 10, первый наркотический «кайф» в 11 – неужели этого нельзя было
избежать?
Очень многие дети изза того, что их своевременно не поддержали, не
подкорректировали их поведение, вошли в жизнь с искалеченными судьбами.
Давайте с вами поразмышляем о том, как можно помогать нашим детям не
«отклоняться в развитии»?
Азбуку общения и взаимосвязи с ребенком вам нужно научиться
терпеливо осваивать ШАГ ЗА ШАГОМ.
Естественно, сложности ожидают родителей не только во время приучения
ребенка к режиму, но и на пути его обучения. Невозможность
сконцентрироваться, чтобы усвоить суть игры, ее правила, или усидеть на месте
больше 60 секунд создает практически непреодолимые препятствия к чтению,
занятию поделками, рисованием, настольными и коллективными играми и
забавами. Как следствие, страдает общее развитие ребенка. Импульсивностьдеятельности, поверхностность восприятия, скудное образное мышление
создают впечатление необучаемости ребенка. Однако это не совсем так, просто к
такому ученику нужно приноровиться, более тщательно выбирая время занятий,
адаптируя их содержание под особенности ребенка.
Очень важно, чтобы к школьному рубежу у ребенка была сформирована
основа жизненных ценностей и правил поведения. Таким образом, у него
будет за плечами определенный груз ответственности за свои действия перед
другими – не за страх, а за совесть. Последнее очень важно, поскольку впитанные
с молоком матери устои поведения, которые вошли у малыша в привычку, очень
трудно нарушить психологически, переступив через себя. А когда нормы
навязаны ребенку всесильным взрослым, который стоял над ним с ремнем, то они
сродни запретному плоду. И в моменты, когда кроха оказывается без
родительского надзора, искушение нарушить ненавистные правила, скорее всего,
победит даже под страхом наказания. К тому же обиженные и задавленные
суровым родительским воспитанием, дети чаще других страдают от
гиперагрессивности. Они ищут выход своему недовольству насаждаемыми силой
правилами, и действительно, со временем на них действует только метод «кнута
и пряника». Сделал плохо – получи наказание, сделал как надо – получи
конфету. А что есть хорошо и что есть плохо, такие дети, как правило, не знают.
Им не объясняют содержание этих понятий, не дают ими проникнуться,
воспринять их суть. И в этом главная ошибка многих родителей. Поэтому очень
важно приучать ребенка к простым христианским законам: уважать себя и
окружающих, делиться, относиться к людям так, как хотел бы, чтобы к тебе
относились. Учить взаимовыручке, ответственности за свои действия и любви.
Учить на своем примере, не насаждать правила, а показывать, какое можно
получить удовольствие, поделившись конфетой или игрушкой, оставшись после
прогулки или труда чистым, вымыв руки перед едой, убрав за собой игрушки,
одежду, принадлежности для любимых занятий. Объясняя малышу, как приятно
быть чистым (и не писать в штанишки), вы уже прокладываете небольшие
мосточки к его сознательному воспитанному поведению в будущем.
Старайтесь сразу выбрать для себя тон, которым вы будете общаться с
ребенком. Ваш голос должен быть ровным, достаточно уверенным, но без резких
ноток. Поверьте, малышу очень страшно, когда мама на него ругается, но только
первое время. Когда вы срываетесь на крик, возникает психотравмирующая
ситуация, заставляющая ребенка поменять отношение к маме, относиться к ней с
недоверием, а значит, потерять свою опору и поддержку в ее лице. Но спустякакоето время ребенок просто перестает слышать ваш крик. Ваш авторитет
безнадежно подорван, ведь вы не приемлете такое поведение ребенка, вы им
всегда не довольны. И малыш не знает, что с этим поделать, кроме как уйти в
себя.
Если вы поднимаете на ребенка руку, пусть это будет даже безобидный
шлепок по мягкому месту, малыш запомнит обиду надолго. И, конечно,
перестанет видеть в вас своего защитника, товарища и друга. Так легко в
одночасье рвутся тонкие психологические связи между двумя родными людьми.
Поэтому очень важно научиться терпению: держать себя в руках. Даже
кризисные ситуации (когда ребенку исполняется 7 или 10, 12, и в нем
появляются бунтарские наклонности) проходят. Их необходимо спокойно
пережидать. Не меняя линию своего воспитания. Спокойно объясните сыну или
дочери, что драться и кусаться неприлично, ведь тем самым он делает человеку
больно, приносит ему страдания. Кроме того, таким поведением человека можно
обидеть и, в конце концов, потерять друга, а значит, и уважение к себе. Важно
воспитывать в маленьком человеке чувство стыда, сострадания, внимание к
другому человеку.
Когда ребенок начинает жадничать, не делится игрушками, попросите кого
то из его друзей предложить ему машинку или ведерко, а затем вместе с
ребенком поблагодарите отзывчивого малыша. После прогулки отметьте, что
было очень приятно, когда малыш на площадке предложил поиграть своей
игрушкой, и предложите своему ребенку в следующий раз тоже сделать доброе
дело. Ведь комуто от этого также будет приятно.
Когда ребенок устал и капризничает, не стоит призывать его к порядку
угрозами никогда больше не брать с собой на прогулку или в зоопарк. Просто
попросите его немного потерпеть. Ведь никому из окружающих неприятно, когда
рядом ктото нарушает их покой и тишину криком. Громко крича, малыш
мешает им отдыхать. Но ни в коем случае не называйте ребенка невоспитанным,
такое обидное клеймо может быстро приклеиться, и малышу будет незачем
стараться исправиться. Лучше в другой раз обратите внимание своего ребенка на
невоспитанного мальчика, который, заливаясь в три ручья, выкручивается из
коляски прямо на ходу. Отметьте, что это очень некрасиво и лучше так не
делать.
Так в процессе вашего воспитания вы сохраните искреннее доверие и любовь
в отношениях с ребенком. Малыш ни на секунду не усомнится в вашей правоте,
потому что по отношению к нему вы себя вели точно так же, как учили его
относиться к людям: сдержанно и уважительно.Если в транспорте ваш малыш занимает отдельное место, а на очередной
остановке в автобус входит пожилой человек, предложите малышу пересесть к
вам на ручки, чтобы на освободившееся сиденье могла присесть старенькая
бабушка. Объясните ребенку, что после определенного возраста людям труднее
сохранять равновесие в движущемся транспорте, пожилые люди должны больше
отдыхать, а такие молодые пассажиры, как ваш малыш, могут сделать им
приятное, уступив свое место.
Постепенно ваш ребенок будет испытывать огромное удовольствие, делая
людям приятное. Вы не увидите его дерущимся за игрушки, потому что гораздо
приятнее их уступить, чем пользоваться в одиночку. Вам не будет стыдно в
гостях, потому что ваш малыш точно знает, что хозяйке будет приятно от его
скромного поведения, слова «спасибо» и сохраненной в чистоте скатерти после
еды.
А уж как будет приятно вам, что у вас такой сознательный ребенок!
Чтобы ребенок слышал вас, нужен алгоритм действий и приемов.
Часто родители гиперактивных детей жалуются, что дети пропускают их
нотации и увещевания мимо ушей. На это есть ряд причин. Давайте разберемся.
Как правило, если ребенок страдает ранним детским аутизмом, дефицитом
внимания или гипервозбудимостью, ему трудно сосредоточиться. А для того
чтобы услышать и понять, о чем тебе говорят, требуется концентрация внимания
на обращенных к тебе словах. При аутизме малыш не хочет слушать и не
понимает, о чем ему говорят, в то время как гиперактивный малыш просто не
имеет возможности удержать внимание на ваших словах и вовремя на них
среагировать.
В обоих случаях имеется ряд действенных приемов, которые помогают
родителям быть услышанными их детьми:
1. Обратите на себя внимание: убедитесь, что малыш смотрит вам в глаза.
Выберите наиболее действенный прием, который подходит именно вашему
ребенку: например, возьмите за правило сообщать важную информацию малышу
на ушко или приподняв его подбородок.
2. Говорите коротко и по делу. Ваша речь должна быть грамотно построена:
помните правила построения простого предложения: подлежащее, потом
сказуемое и дополнение. В речи делайте паузы: давайте ребенку время на
«переваривание» информации.
3. Используйте определенную интонацию, когда хотите, чтобы ребенок вас
услышал. Для аутичных детей необходимо постоянно интонировать речь.Гиперактивным малышам понравится ваш ровный спокойный голос без
истерических ноток и повышенных тонов.
4. Если вы хотите увлечь ребенка своим занятием, говорите «на его языке»,
как это делают при озвучивании мультфильмов. Побудьте немного маленьким
ребенком, смело начинайте картавить, сюсюкать или разговаривать голосами
животных. Также можно начать разговаривать с любимыми игрушками ребенка
(говорить им то, что адресовано непослушному крохе, или жаловаться им на
ребенка, который вас совсем не слушает).
5. Если вам необходимо, чтобы малыш выполнил вашу инструкцию, не
кричите командным басом, а говорите как можно тише. Поверьте, малыши
оценят ваш заговорщический шепот.
6. Правильно выбирайте время для общения с ребенком. Лучшие часы для
занятий: утренние, сразу после завтрака (а в некоторых случаях – до него). Если
ребенок хронически не может сосредоточиться, методом проб и ошибок
попытайтесь выбрать ситуации, в которых эффективность занятий может быть
максимальной: например, некоторые дети становятся более усидчивыми во
время поездок в транспорте или во время катания на качелях.
7. Не тараторьте без конца. Необходимо пересмотреть свое общение с
ребенком и в том случае, если вы имеете привычку постоянно выражать свое
недовольство его поведением. Запомните, если вы говорите много или без конца
ругаете малыша, со временем он вообще не будет реагировать на ваши слова,
считая что вы разговариваете скорее сами с собой (что, кстати, скорее всего,
отчасти является правдой), или, действуя по принципу «если я самый плохой,
хуже быть не может», уже не будет стараться вам понравиться.
8. Привлечь внимание ребенка к правильной артикуляции можно, показывая
указательным пальцем на движение своих губ.
9. И последняя рекомендация. Никогда не теряйте своего «лица»: даже если
малыш вас совсем не слушает, старайтесь не повышать голоса и не опускаться до
обидных действий в отношении ребенка. Поскольку ваш главный козырь в
общении с ним – авторитет, который легко безвозвратно потерять, если идти
путем запугивания и применения силы.
Используя в своей работе с ребенком разнообразные приемы и методики,
направленные на гармонизацию развития, вы автоматически повышаете шансы
своего ребенка на адаптацию в коллективе сверстников.
Родителям особого ребенка не стоит отчаиваться. Все люди имеют свои
особенности, и, как шутят специалисты, не существует здоровых – естьтолько недообследованные, но бороться за здоровье ребенка обязательно
нужно. Ведь только до взросления вашего ребенка еще возможно менять ход
психических процессов, активно развивая и стимулируя их. Используйте это
время максимально. Подарите своему ребенку здоровое будущее, у вас
обязательно это получится!
4. Поиск смысла слов «сопровождение», «поддержка» (методика
«Незаконченное предложение»).
Сопровождение – это… (Воспитатель предлагает родителям,
объединившись в две группы, продолжить предложения так, как они
думают, потом прочитать всем, впоследствии педагог сам формулирует
определение на экране понятий «сопровождение» и «поддержка».)
Поддержка
– процесс создания условий для сознательного
самостоятельного разрешения ситуации выбора.
– процесс
Сопровождение
заинтересованного наблюдения,
консультирования, личностного участия при минимальном участии педагога.
(Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI
века // Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996.)
5. Представление опыта сотрудничества педагогов и родителей в
воспитании «ребенка с отклонениями в развитии».
До момента проведения собрания необходимо заочно интервьюировать
участников, или записать на видео опыт воспитания такого ребенка в семье, или
взять интервью на самом родительском собрании у членов какойлибо семьи,
предварительно получив согласие.
6. «Письмо самому себе» (методика обратной связи).
Каждый участник родительского собрания пишет письмо самому себе, в
котором он описывает, что ему удалось осознать благодаря встрече и как он
хотел бы реализовать это на практике в воспитании своего «особого ребенка»,
«ребенка не такого, как все».
Родителям предоставляются конверты и листы А4, на листах – вопросы:
Что Вам удалось осознать благодаря встрече?
Как Вам хотелось бы реализовать это на практике в воспитании Вашего
ребенка?
7. Рефлексия.
Педагог благодарит участников встречи, искренне желает успехов ввоспитании «особого ученика», полной гармонии детскородительских
отношений.
Завершить собрание можно словами кандидата педагогических наук А. А.
Дубровского:
«Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребёнка –
вот наши главные лекарства. И ещё – полнокровная, радостная, яркая,
наполненная трудом, общением и заботой о других жизнь».