РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2 КЛАССЕ «Второклассник – влияние оценки и отметки на самооценку ребенка»
Оценка 5

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2 КЛАССЕ «Второклассник – влияние оценки и отметки на самооценку ребенка»

Оценка 5
Работа с родителями
docx
родителям +1
Взрослым
04.03.2018
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2 КЛАССЕ      «Второклассник – влияние оценки  и отметки на самооценку ребенка»
Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками окончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе. Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения. Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.
отметка.docx

 

 

 

 

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ВО 2 КЛАССЕ

 

 

 

 

«Второклассник – влияние оценки

и отметки на самооценку ребенка»

 

 

 

 

 

                                                            учитель начальных классов

                               МБОУ ССШ№7 городского округа – город Камышин волгоградской области

 

Спирина Надежда Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками окончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.

         Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения. Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.

         Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей.

         Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».

Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы.  Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки. Осложняющим фактором является и то, что критерии, по которым оцениваются результаты учения, для детей недостаточно ясны и во многом неопределенны.

         В этой связи требует обсуждения проблема школьных оценок и отметок и отношения к ним детей и родителей.

Что такое оценка и отметка?

         Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах. Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором любой взрослый сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ребенка, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.

         Родители редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Самостоятельно то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем. А у учителя не всегда есть возможность в рамках урока прокомментировать все отметки. Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате  отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жестокий, безжалостный, неумолимый... Ребенок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» (В.А. Сухомлинский, 1969).

         К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости, от отметок. Дети зачастую улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: "Мама не очень меня любит, потому что я не всегда "пятерки" получаю".

         Психолог Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их названия говорят сами за себя: торжествующая "пятерка", обнадеживающая "четверка", равнодушная "тройка", угнетающая "двойка", уничтожающая "единица".

         Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

         Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

         Поговорим теперь о помощи родителей ребенку в подготовке домашних заданий. Рассмотрим причины, почему такая помощь нередко является неэффективной.

         В начальной школе родители оказывают своему ребенку не только моральную и эмоциональную поддержку, но и активно помогают ему в домашней учебной деятельности.

 

В помощь родителям.

         Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего – с матерью. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника.

         Причины неэффективности обучающих воздействий матери могут быть разными. Одна из них, не самая очевидная для родителей, но нередко встречающаяся, – несовпадение стилей (стратегий) познания ребенка и матери.

         При участии матери в подготовке домашних заданий реализуется принцип индивидуальной работы с ребенком. Это требует от матери не столько владения специальными методическими приемами, сколько понимания особенностей познавательной деятельности ребенка и умения соотнести с ними свой собственный стиль познания. Сделать это бывает непросто.

         Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или трудного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.

         Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название "когнитивный (познавательный) диссонанс".

         Специальные психологические исследования показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери влияет на успешность их совместной учебной работы.

         По каким же параметрам могут совпадать (или не совпадать) когнитивные стили матери и ребенка?

         Конфликт возникает в том случае, если когнитивные стили матери и ребенка по тем или иным параметрам не совпадают. Например, такой конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери – большое внимание к деталям и частностям.

         К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.

         К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери – повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными, несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный.

         Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной.

         Следствием возникающего когнитивного конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома учебной работе. Совместное с матерью выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми конфликтными отношениями между ребенком и взрослым. Ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого смыслового барьера, в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.

         Следует отметить, что даже в случае очевидных несовпадений познавательных стратегий матери и ребенка большинство матерей бывают искренне убеждены в том, что хорошо понимают внутренний мир своего ребенка и ход его мыслей.

Сценка «Прилежный ученик»

Домой приходит ученик, Ему отец:
Где твой дневник?
- Опять я двойку получил, 
Задачу снова не решил! 
Учитель был излишне строг, 
Советом даже не помог, 
К доске назло меня позвал, 
И сразу двойку мне в журнал! 
А я совсем не виноват, 
Ведь я не гений, не Сократ, 
Решать задачи не по мне, 
Учиться можно и во сне! 
Отец тогда ему сказал, 

А ты учебник в руки брал? 
Даны задачи, чтоб решать, 
А ты привык лишь есть, да спать!

Памятка для родителей.

Как относиться к отметкам ребёнка.

·        Не ругайте своего ребѐнка за плохую отметку. Ему хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребѐнок начинает врать изворачиваться, чтобы всѐ-таки быть в ваших глазах хорошим. 

·        Сочувствуйте своему ребѐнку, если он долго трудился, но результат его  труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного и кропотливого труда. 

·        Не заставляйте своего ребѐнка вымаливать себе отметку в конце четверти  ради вашего душевного спокойствия. 

·        Не учите своего ребѐнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

·         Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной  вашему ребѐнку отметки вслух.  Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в  ситуации. 

·        Не обвиняйте беспричинно других взрослых, учителей и детей в проблемах собственных детей.

·         Поддерживайте ребѐнка в его, пусть не очень значительных, но победах  над собой, над своей ленью. 

·        Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребѐнком надолго и его хочется повторить.

·        Пусть ребѐнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

·        Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребѐнку хотелось вам подражать.

 

Опросник для родителей

1.     Какими словами Вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося со школы:

А. «Что было сегодня на завтрак?»

     Б. «Что ты сегодня получил, какую отметку?»

В. «Что нового сегодня узнал? Чему научился?»

2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий?

А. не более 1 часа

Б. Не более 2 часов.

В. Может просидеть за уроками до позднего вечера

 

3. Самостоятельно ли выполняет ребенок задания?

А. Работает преимущественно сам, вы только проверяете работу

Б. Задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим – нуждается в дополнительной помощи.

В. Вы делаете уроки вместе с ребенком от начала до конца

 

4. Насколько хорошо ребенок понимает ваши обьяснения?

А. Понимает быстро, вы легко можете обьяснить  ему любой материал.

Б. Понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил на обьяснение.

В. Практически никогда вас не понимает.

Г. Лучше понимает обьяснение других родственников

 

5. Как Вы думаете зачем ваш ребенок ходит в школу?

А. Ему нравиться учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи.

Б. Ему интересно узнавать в школе новое

В. Любит получать хорошие отметки.

Г. Боится, что будет наказан, если не пойдет в школу.

Д. Другой ответ

 

6. Как Ваш ребенок сообщает дома о полученной «двойке»?

А. Говорит сам, откровенно.

Б. Рассказывает о «двойке», только если его об этом спросят.

В. Не говорит, прячет дневник, может стереть оценку.

Д. Рассказывает только бабушке (дедушке), но не Вам

 

7. Есть ли у Вашего второклассника любимый предмет?

А. Есть, особенно любит математику или русский язык.

Б. Есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов.

В. Любимые предметы: пение, рисование, физ. культура.

 

19 секретов для родителей второклассника

Секрет 1
Напомнить ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят. 

Секрет 2
Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения.
 

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

-Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

-Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.
 

-Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.
 

-Не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.
 

-Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.
 

-Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

-Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

Секрет 3
Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать.
 

Секрет 4
Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий.
 

Секрет 5
Помогать ребенку делать домашнее задание и проверять то, что ребенок сделал.

Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы второкласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи.
 

Секрет 6
Показывать пример организованности и собранности.

Секрет 7
Принять, что «двойки» и «тройки» в процессе учебы неизбежны, поэтому важно не ругать ребенка за них, а наоборот, помочь разобраться в проблеме.
 


Для успешного обучения важно:

-насколько хорошо дети понимают смысл слов «нельзя» и «надо»,
 

-знакомо ли им чувство ответственности,
 

-организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этого слова.


Секрет 8
Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: «двойка» –это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не упреки и наказания.
 

Секрет 9
Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник или хорошист – дети не обязаны быть похожими на родителей.
  

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

Секрет 10
Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать.
 


Секрет 11
Если ругать ребенка за «двойки», то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к страх блокирует познавательную деятельность

Если ребенок плохо учится, значит он:

-Потерял веру в свои силы и отстал в учебе.

-Боится, что его спросят на уроке.

-Ему стыдно перед товарищами, перед учителем, перед самим собой.

-Взрослые предъявляют свои требования.

Секрет 12
Не требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент.
 

Что делать?

-Установить точный диагноз. (ухудшение самочувствия, проблемы в семье и т.д.).

-Начинайте с самого малого (вселите чувство уверенности в своих силах; пробудите начальный интерес).

-Придумывайте занимательные задания.

-Избегайте нервозности и неоправданных конфликтов.

-Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком, старайтесь не повышать голос.

-Обязательно отметьте первый успех ребенка.

-Старайтесь развивать у ребенка чувство собственного достоинства.

Секрет 13
Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только «пятерок» или «четверок» – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.
 

Секрет 14
Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.
  

Секрет 15
Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения.
 

Надо придумать искусственные стимулы в виде вознаграждений, которые можно давать регулярно при небольших положительных сдвигах в учебе и поведении.

Необходима психологическая поддержка семьи. Соприсутствие заинтересованных лиц - важнейший стимул успешности работы ребенка в школе и дома.
 

Учебная деятельность являeтcя совместной, распределенной - от взрослого (учителя, родителя) исходят цели и стимулирование, а от школьников – активность по их достижению.
 

Секрет 16
Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми !!!

Секрет 17
Ребенок должен видеть, что ошибаться – это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.


Секрет 18
Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил «2».
 


Секрет 19
-Важно ребенка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится)))

-Сделать первый шаг по воспитанию самостоятельности поможет следующий простой прием - составление расписания выполнения домашних заданий.

-Письменные уроки нужно чередовать с устными.
 

-Желательно задание выполнять в тот день, когда его задали, чтобы не забыть пройденное на уроке.
 

-Задания по чтению (пересказ, стихотворение наизусть) и иностранный язык нужно повторить несколько раз.

-Распределить заданные уроки равномерно по дням недели, чтобы не было «то густо, то пусто».
 

-Интенсивное выполнение какого-то одного урока не должно продолжаться больше 30 минут.
 

 

1.Результаты диагностики учащихся.

 1.Проективная методика «МОЙ КЛАСС»

На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника. В классе по результатам данной диагностики учебная мотивация сформирована у 66,8% учащихся. Трое учащихся выбрали «позицию один». У троих учащихся учебная мотивация не сформирована.

 

2.     Социометрия «Два дома» На листе бумаги нарисованы два дома. Психолог просит один дом разукрасить, сделать дом красивым. Затем просит учащихся назвать 5 одноклассников, с которыми они хотели бы жить вместе в этом доме и записать их фамилии. Во второй дом заносятся фамилии других пяти детей, с которыми ребенок общаться не хочет.

 

 

3.     Методика «Лестница»

Посмотрите на эту лестницу. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. На самой нижней ступеньке – самые плохие дети. Куда ты сам (сама) себя поставишь? А как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Учитель?

По результатам методики «Лестница» адекватная самооценка сформирована у 43,7% учащихся. Дети считают, что мама и учитель поставят их на самый верх лестницы, а сами себя ставят немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Такие дети самые благополучные. Неадекватная самооценка у 31,3% учащихся. Высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы и учителя. Такая ситуация может быть характерна для детей: - действительно благополучных, - инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных пояснений), - «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

 

Завышенная самооценка присутствует у 25% учащихся. Дети ставят себя выше, чем как они полагают, поставила бы их мама и учитель. Такая ситуация неблагополучна для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл – его не любят.


 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками

А у учителя не всегда есть возможность в рамках урока прокомментировать все отметки

А у учителя не всегда есть возможность в рамках урока прокомментировать все отметки

В помощь родителям.

В помощь родителям.

К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных…

К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных…

А я совсем не виноват, Ведь я не гений, не

А я совсем не виноват, Ведь я не гений, не

Опросник для родителей 1.

Опросник для родителей 1.

В. Любит получать хорошие отметки

В. Любит получать хорошие отметки

Своевременно устраивайте небольшие перерывы

Своевременно устраивайте небольшие перерывы

Секрет 8 Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: «двойка» –это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не упреки и…

Секрет 8 Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: «двойка» –это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не упреки и…

Ему стыдно перед товарищами, перед учителем, перед самим собой

Ему стыдно перед товарищами, перед учителем, перед самим собой

Надо придумать искусственные стимулы в виде вознаграждений, которые можно давать регулярно при небольших положительных сдвигах в учебе и поведении

Надо придумать искусственные стимулы в виде вознаграждений, которые можно давать регулярно при небольших положительных сдвигах в учебе и поведении

Задания по чтению (пересказ, стихотворение наизусть) и иностранный язык нужно повторить несколько раз

Задания по чтению (пересказ, стихотворение наизусть) и иностранный язык нужно повторить несколько раз

Социометрия «Два дома» На листе бумаги нарисованы два дома

Социометрия «Два дома» На листе бумаги нарисованы два дома

Неадекватная самооценка у 31,3% учащихся

Неадекватная самооценка у 31,3% учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018