Выступление е на педагогическом совете на тему: "Критериальная основа оценочной деятельности в первом классе."
Оценка 4.6

Выступление е на педагогическом совете на тему: "Критериальная основа оценочной деятельности в первом классе."

Оценка 4.6
Контроль знаний +4
docx
Междисциплинарный 6
Взрослым
08.01.2017
Выступление е на педагогическом совете на тему: "Критериальная основа оценочной деятельности в первом классе."
Перейдя на стандарты нового поколения остро встал вопрос об оценке и самооценке учебной деятельности. В связи с этим мы уделяем большое внимание формированию оценочной деятельности. Оценочную деятельность младших школьников мы рассматриваем как деятельность, сознательно направленную на регуляцию производимого действия и сличение результатов реализации этого действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекцию результатов.
выступление на педсовете 26.12.16 г.docx

Выступление е на педагогическом совете 26.12.2016 года на тему:

Критериальная основа оценочной деятельности в первом классе.

 В современное время нашему  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в развитии этих качеств особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. И важно это умение формировать  с первого класса. Причем учить оценивать свою деятельность нужно критериально, т. е по определенным критериям.

Под критериальным оцениванием ученые М.Ю. Де­мидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.

Для учителя современной школы актуальна задача оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Поэтому обучение оцениванию своей деятельности должно происходить не только на конечном этапе урока, но и на промежуточных этапах. Таким образом оценивание рассматривается в двух подходах: формируюшее (текущая внутренняя оценка учебных достижений, сбор информации о процессе обучения учащегося), и итоговое/суммирующее (констатирующее)оценивание (внешняя оценка образовательного результата, достигнутого учащимся), проводится в конце учебного периода с целью обозначить достигнутый обучающимся уровень овладения знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетенциями

Причем, оцениваются, как знания и умения  - предметные результаты, так и личностные результаты (готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению), -  сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также метапредметные результаты, включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД).

Перейдя на стандарты нового поколения остро встал вопрос об оценке и самооценке учебной деятельности. В связи с этим мы уделяем большое внимание формированию оценочной деятельности. Оценочную деятельность младших школьников мы рассматриваем  как деятельность, сознательно направленную на регуляцию производимого действия и сличение результатов реализации этого действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекцию результатов.

В организации формирования  оценочной деятельности  младших школьников мы выделяем следующие места:            

  - урочная деятельность, где формируются умения оценивать результаты учебной деятельности;

-  внеурочная деятельность,  где   формируется  умение оценивать   действия и поступки вне учебной деятельности.

В процессе урочной деятельности первоначально формируется  умение оценивать по критериям (правильно, аккуратно,  соответствует теме)

      Уроки, относительно формирования умений оценивания, можно разделить на три вида:  

1) Урок с преобладающей целью выработать способы оценки.  На таком уроке способы оценивания переносятся на конкретные виды учебной деятельности и предметный материал.

Например. Сначала ученики выполняют задание, оценивают. Затем  проверяются работы учителем, но не указываются ошибки. На следующем уроке организуется проверка и оценка в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии.                                                        

 2)Урок, где оценивание является только этапом урока.  На таком  уроке отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой, парной, но чаще всего в индивидуальной работе. Учащиеся самостоятельно или в группе  оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно  на уроке, и определяют оценку всей работы.                                                                      

3) Обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый контроль уровня овладения предметными знаниями и способами действия. Здесь проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель. Далее, ребёнок соотносит свои оценки, проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы).

Интересно то, что первоклассники как правило при проведенной на этапе приема в школу психодиагностике имеют завышенную самооценку. И это считается у психологов нормой. Поэтому в начале учебного года практически все обучающиеся оценивали себя скажем неадекватно. Несоответствие словесной оценки ученика и учителя было заметным. Сейчас уже многие первоклассники благодаря введению критериальных основ выставляют себе оценку близкой к адекватной.

       Формирование умений оценивать продолжается и во внеурочной и внеклассной деятельности. Ученики оценивают результаты своей деятельности  в процессе участия в различных конкурсах. Например, в первом полугодии текущего учебного года проводился конкурс проектов «Математика вокруг нас»  Ребята сами  принимали решение о том, соответствует ли проектная работа  требованиям конкурса. После подведения итогов конкурса организуется работа по проверке правильности выполнения заданий. Ребята сравнивают  свои результаты с правильными ответами и  задумываются  о причинах своих ошибок.

А вот после проведенного конкурса классных хоров к 75 – летию контранступления советских войск под Москвой дети не смогли понять почему они заняли в нем 3 место, а не 2 или первое, потому что не было критериального оценивания. Поэтому даже я как классный руководитель не смогла объяснить своим воспитанникам такого распределения мест.  Да, победы и даже просто участие в конкурсах, получение грамот, сертификатов, с помощью которых дети пополняют своё портфолио предрасполагают к ожиданию успеха в дальнейшем.

       В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка  не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.

Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.                                                

      Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу.

Критериальное оценивание подразумевает ряд  важных моментов:

1.Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).

2.Работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы);

Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.

3. Эталон известен учащимся заранее;

  • Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;    
  • Критерии не должны быть спущены сверху;
  • Они должны быть четкими, ясными, понятными;

На 1 этапе нет смысла брать много критериев, достаточно 1-2.

Вначале  критерием выступает образец. Учитель демонстрирует правильное написание элемента буквы, просит детей воспроизвести его в прописях и оценить свой учебный результат в соответствии с образцом (эталоном). Оценить можно с помощью волшебной линеечки или знаков  +, - , ?

         После самооценки ребенка оценку совершает учитель. Несовпадение оценок вызывает рефлексию: почему моя оценка не совпала с оценкой учителя? Какой элемент буквы я написал неправильно? Ученик стремится найти причину своей ошибки.

Критерии вводятся постепенно. Каждую работу можно оценить по разным критериям, но важно, чтобы ребенок учился видеть свой результат вначале через призму одного критерия, затем нескольких. При подготовке к выполнению   задания учитель спрашивает учеников: « Какое умение мы будем проверять ? Какое правило? Что нужно для того, что бы правильно его выполнить? Так формулируется критерий.

Например, надо списать текст из пяти слов безошибочно.

Ребята, что нужно уметь, чтобы безошибочно выполнить задание?

Отвечают: быть внимательными, не пропускать буквы в словах. Хорошо. Давайте оценим свою работу по критерию «Умение не пропускать буквы в словах». Выполняют, оценивают себя. Затем учитель оценивает работу по этому же критерию.

Учитель вправе вводить дополнительные критерии оценивания. Например, ребенок выполнил работу плохо. Оценка по основному критерию будет низкая. В этой связи учитель предлагает ученику оценить себя по критерию

 « аккуратность»,  « старательность», оценивает его и сам по одному из дополнительных критериев. Зачем?

Ну, конечно,  для того, что бы ребенок испытал успех, поверил в себя. Иначе он перенесет низкую оценку в целом на собственную личность. Мотив учения может ослабеть. Младший школьник,  как никто другой,  должен испытать ситуацию успеха.

Далее учащиеся учатся видеть учебное задание сквозь призму нескольких критериев,  учатся оценивать себя по нескольким критериям. Критерии к заданиям на этапе изучения нового материала и  первичного формирования умений формулируются исходя из алгоритма правила.

Уже  в первом классе учащиеся приобретают следующие умения:
-оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью шкалы;
-соотносить свою оценку с оценкой учителя;
-договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
-обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Наряду с оценочной шкалой используется  также трехцветный индикатор, для обратной связи  на уроке, когда учитель должен увидеть весь класс:

- красный – я не знаю, прошу помощи,

- жёлтый – сомневаюсь, не уверен,

- -зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

В дальнейшей работе оценивание по алгоритму продолжается и расширяется. Во 2 классе вводятся оценочные листы, с помощью которых ученик отслеживает свои пробелы в учебном материале. Также большое внимание уделяется взаимооценке.

 

 

 


 

Выступление е на педагогическом совете 26

Выступление е на педагогическом совете 26

В организации формирования оценочной деятельности младших школьников мы выделяем следующие места: - урочная деятельность, где формируются умения оценивать результаты учебной деятельности; - внеурочная деятельность, где…

В организации формирования оценочной деятельности младших школьников мы выделяем следующие места: - урочная деятельность, где формируются умения оценивать результаты учебной деятельности; - внеурочная деятельность, где…

Ребята сравнивают свои результаты с правильными ответами и задумываются о причинах своих ошибок

Ребята сравнивают свои результаты с правильными ответами и задумываются о причинах своих ошибок

После самооценки ребенка оценку совершает учитель

После самооценки ребенка оценку совершает учитель

В дальнейшей работе оценивание по алгоритму продолжается и расширяется

В дальнейшей работе оценивание по алгоритму продолжается и расширяется
Скачать файл