Конспект урока по литературе на тему:
«Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века», 5 класс
Цели: Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.
Обучающая:
- повторение и закрепление знаний о приемах выразительности в лирических произведениях;
- закрепление навыка анализировать поэтические произведения;
- формирование умения понимать образность, выразительность слова;
- раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения.
Развивающая: Совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи. Развивать любовь к поэзии, навыки выразительного и внимательного чтения, устного словесного рисования.
Воспитательная: Воспитывать у обучающихся чувство прекрасного, воспитание любви к родному слову, к родной природе.
Здоровьесберегающая: создание условий для успешного усвоения нового материала, выбор средств обучения с учетом психофизических особенностей.
УУД для учителя:
Личностные:
Создание атмосферы доброжелательности.
Регулятивные:
Организация своей учебно-познавательной деятельности
Коммуникативные:
Оформление монологического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.
Формируемые УУД для обучающихся:
Регулятивные :
Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
Познавательные:
-Пользоваться изучающим видом чтения.
-Поиск и выделение необходимой информации
- Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
- Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
-Осуществлять анализ и синтез.
-Устанавливать причинно-следственные связи.
-Строить рассуждения.
-Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение.
-Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, картина).
-Уметь находить в средства художественной выразительности в поэтических текстах.
Коммуникативные:
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4.Воспринимать текст с учетом поставленной задачи.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные :
Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию
Положительное отношение к познавательной деятельности
Предметные:
Уметь находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения), определять их роль в тексте.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.
Технологии обучения:
- Технология развития критического мышления.
- Информационные технологии (использование разных форм информационных источников (живопись, музыкальные произведения, личный жизненный опыт).
-Здоровьесберегающие технологии ( мотивация и целеполагание, работа в группах, смена видов деятельности, рефлексия деятельности)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Оборудование: репродукции картин художников-пейзажистов; портреты А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета; аудиозаписи фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года», С. Рахманинова "Рапсодия на тему Паганини, 18 вариация", толковый словарь, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс», учебник, тетрадь, раздаточные листы со стихотворениями.
Ожидаемый результат:
- Ученики закрепят навык выразительного чтения поэтических произведений и устного словесного рисования, произойдет дальнейшее развитие навыков анализа текста, умения находить средства художественной выразительности в текстах стихотворений, научатся эмоционально откликаться на художественное слово.
Тип
урока: изучение нового материала.
Время урока: 40 мин.
План урока:
1.Организационный
момент (1мин)
2. Вступительное слово учителя (7 мин)
а. Обращение к эпиграфу.
б. Постановка цели учащимися.
3. Изучение нового материала ( 20 мин)
а) Образ зимы в русской поэзии 19 века.
- прослушивание
стихотворения И.З. Сурикова «Зима» по фонохрестоматии;
- работа в парах (поиск средств художественной
выразительности в стихотворениях);
- работа со словарем;
- выразительное чтение стихотворений учащимися;
- просмотр репродукций картин о зиме.
б) физкультминутка;
в) Образ весны в русской поэзии 19 века.
- прослушивание музыкальной композиции Рахманинова «Весенние воды»;
- работа с текстом стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние
воды»;
- работа с текстом стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя
гроза»;
- просмотр репродукций картин русских художников
о весне;
- работа в парах (поиск средств художественной
выразительности в стихотворениях);
г) Образ лета в русской поэзии 19 века.
- загадка о лете;
-чтение стихотворения А.А. Фета «Летний вечер» подготовленным
учеником (Володкина Лиза);
- просмотр репродукций картин русских художников
о лете (Левитан «Березовая роща»,1885г., Поленов «Пруд в Абрамцево», Шишкин
«Дождь в дубовом лесу», 1891г., «Рожь», 1878г.)
- работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова
«Когда волнуется желтеющая нива» (поиск средств художественной выразительности
в стихотворении).
-сообщение об истории создания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда
волнуется желтеющая нива» (Сиверин Никита).
д) Образ осени в русской литературе 19 века.
-прослушивание композиции П.И. Чайковского
«Осень» из цикла «Времена года».
- чтение стихотворений «Есть в осени первоначальной..» Ф.И.
Тютчева, «Осень» А.С.Пушкина, "Осень" А.Н. Майкова.
- просмотр репродукций картин русских художников
об осени; (Поленов «Золотая осень»,1893 г., «Осенний день. Сокольники».)
- выступление заранее подготовленного ученика об
истории создания картины «Золотая осень» и ее авторе И. Левитане (Федоренко);
-работа в группах( найти в стихотворении
признаки осени ).
4. Рефлексия(7 мин)
5. Подведение итогов, комментированное выставление оценок (3
мин)
6. Домашнее задание с комментированием(2 мин)
Ход урока
I. Организационный момент (1 минута)
II. Сообщение темы урока (7 минут)
Учитель: Добрый день! Я очень рада, что мы собрались сегодня опять вместе, чтобы ещё раз заглянуть в удивительный мир поэзии. А что значит удивиться?
/ радоваться, восхищаться, благоговеть, восторгаться/.
– Какие удивительные слова! Так говорят о свойствах души человека: внимательности, чуткости, доброте. И мы с вами на уроках тоже учимся удивляться.
В природе – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, писателей, композиторов, и, конечно же, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться. И только внимательному зрителю и слушателю откроется много удивительного, загадочного и прекрасного. Только тогда нам станет понятен таинственный и неповторимый язык родной природы.
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок. Не безумный мех.
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь. В ней есть язык.
(Ф.И. Тютчев)
Учитель: Какие ключевые слова можно выделить в этих строках?
Ученики: Душа, любовь, язык, свобода
Учитель: Какова основная мысль эпиграфа?
Ученики: Природа – живой организм, живое существо.
Учитель: Природа- одна из вечных тем мирового искусства. Русская
литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Сегодня
мы в этом убедимся, читая и сравнивая стихи русских поэтов 19 в.: Пушкина,
Лермонтова, Никитина, Сурикова, Тютчева, Фета, Майкова.
Учитель:
Сформулируйте тему нашего урока.
Ученики: Русские поэты 19 в. о родной природе.
Учитель: Запишите тему урока в своих тетрадях.
б ) Постановка цели учащимися.
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока,
опираясь на опорные слова, учитель корректирует.
Опорные слова:
Узнать… (познакомиться со стихотворениями
русских поэтов о природе).
Научиться… (научиться анализировать лирическое
произведение).
Совершенствовать умение… (совершенствовать
навыки выразительного чтения стихотворений, умение участвовать в беседе).
3. Изучение нового материала.
А )Учитель: -Год начинается с зимы. Зима –
чудесное время года. Белоснежное покрывало из блестящего снега, неповторимые
узоры на окнах, морозный воздух. Поэты не могли не заметить удивительной
красоты зимней природы.
Прослушайте стихотворение И.З.
Сурикова «Зима» (звучит аудиозапись).
Обратимся к текстам, которые лежат на ваших столах.
Учитель: - Какие картины изображены в стихотворении? (зимняя
ночь и снегопад).
- Как вы думаете, удалось ли поэту передать нам эти
удивительные картины? (Да)
- С помощью чего мы смогли представить себе эту
картину? ( изобр.- выразит. средства).
Учитель: -Изобразительно-выразительные
средства используются в литературных произведениях для того, чтобы создать
зримый образ описываемого предмета, явления.
Учитель: -Сейчас мы с вами поищем такие средства
выразительности в стихотворениях. Но прежде поработаем со словарями и найдем
определения: эпитет, сравнение, олицетворение.
- работа со словарями;
Учитель: -А теперь найдем эти средства
выразительности в стихотворениях ( работа в парах):
*Олицетворения «лес принакрылся», «лес заснул», «пришли морозцы»;
*эпитеты « сонное село», «немая тишина», «улицы
пустые», «пушистый снег», «чудная шапка»; *сравнения «крест, как свеча»,
«поле забелело, точно пеленой его одело», «темный лес, что шапкой принакрылся».
- выразительное чтение стихотворений учащимися;
Просмотр репродукций, изображающих зиму: И. Шишкин «Зима», 1890г., К. Крыжицкий «Лес зимой», Н.
Крымов «Зимний пейзаж», И. Грабарь «Роскошный иней» под аудиозапись П.И.
Чайковский «Времена года» или Вивальди «Времена года».
Б ) Физкультурная минутка «Паучок».
В)Образ весны в русской поэзии 19 века.
Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Весенние воды».
– В этом стихотворении тоже изображается весна. А месяц
назвать вы можете? (Май.)
– Кого или что олицетворяет в нем поэт? Что в
стихотворении предстает перед нами, как живое? (Воды, то есть река. Воды
«гласят во все концы» о том, что идет весна.)
– Какие эпитеты передают нам светлое, радужное,
веселое настроение? («Тихих, теплых, майских дней», «румяный, светлый
хоровод».)
Учитель: Да, это весна, которая приходит вслед
за зимой. С этим временем года связано пробуждение природы и человека, это
символ чистоты, обновления, начала чего-то нового.
Обращаю внимание учеников на репродукции картин:
Левитан «Цветущие яблони», 1896г; «Март»,1895г; «Весна-большая вода»,1897г. »
под аудиозапись (С. Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, вариация 18).
–
Какие средства выразительности использует Тютчев в стихотворении, чтобы
изобразить бурные потоки? / олицетворение «воды шумя, бегут, будят,
гласят»/.
– Обратим внимание на особенности поэтического языка на синтаксическом уровне. С помощью какого синтаксического явления автор достигает достоверного изображения бурного потока?
/ предложения с однородными членами/.
– Каков звуковой фон стихотворения, какие комбинации звуков использует автор, чтобы мы представили весенний поток?
/ в 1 строфе в третьей строке в словах «блещут и гласят» повторяется [ л ] , создаётся впечатление плеска воды, а от повторения звука [б] в словах:, будят, брег, бегут, блещут создаётся впечатление стремительного весеннего потока/.
– Послушайте романс С.Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф.И. Тютчева.
– Романс С. Рахманинова «Весенние воды» насыщен бурным движением. Композитор воспевает пробуждающуюся природу. В музыке слышно восторженное утверждение жизни. Нет силы, которая могла бы остановить приход весны. Радостно, приветственно звучат фанфарные сигналы. Фортепианная партия изображает бурные весенние потоки, которые сметают все препятствия на своём пути и несут торжество жизни.
– Познакомимся с ещё одним весенним стихотворением Тютчева.
Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Весенняя гроза».
(чтение стихотворения заранее подготовленной ученицей Скляровой Ксенией)
– Какие картины предстают перед взором лирического героя?
/ герой слышит первые раскаты грома /
– Давайте остановимся на этом подробнее. Какие средства выразительности использует автор, описывая это явление?
/олицетворение «как бы резвясь и играя»/
/эпитеты «раскаты молодые»/
– Почему раскаты Ф.И. Тютчев называет «молодыми»?
Какой приём нам помогает не представить, а услышать грозу?
/ аллитерация звуков [ гр ], [ р ] , [ г]в словах «грозу», «первый», «гром», «резвясь», «играя», «грохочет», «гремят», «раскаты»/
– Какие картины возникают в вашем воображении?
*дождик брызнул;
* пыль летит;
* повисли перлы дождевые.
– А что значит «перлы»? (франц. «жемчуг»),
* солнце нити золотит;
* бежит потоп.
– Подобная смена картин, переданная словом, позволяет увидеть грозу в движении, представить ее одушевлённым явлением природы.
В последнем четверостишии гроза сравнивается с образом молодой веселой Гебы, проливающей «громокипящий кубок», усиливает радостное чувство.
(Заранее подготовленный ученик рассказывает о мифологических божествах, используя мифологический словарь)
Геба – богиня юности, дочь Зевса. Изображалась в виде юной девушки в венке из цветов и с золотой чашей (кубок)
Зевс – верховный бог древних греков, царь и отец богов и людей. Зевс управляет всеми небесными явлениями. Прежде всего, громом и молнией. Атрибуты Зевса: эгида – щит, знак покровительства; скипетр – жезл, украшенный драгоценными камнями.
Г)- Образ лета в русской поэзии 19 века
- Загадка о лете.
Учитель: -Отгадайте загадку и назовите время
года:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — … (Лето)
Чтение стихотворения А.А. Фета «Летний вечер тих
и ясен» (Володкина Лиза).
Учитель: - Любую художественную картину,
нарисованную красками или словесно, можно не только увидеть, но и услышать, и
почувствовать. В ней есть свои неповторимые звуки и запахи.
Работа по группам:
Звуки: шум от крыльев улетающих уток, звон колокольчика,
пробудились рыбаки, песни птиц, песня пахаря.
Запахи: утренней свежести, прохлады, близкого водоема, запах
цветущих трав.
-Просмотр репродукций картин русских художников
о лете под аудиозапись Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, вариация 18.
Обращаю внимание на репродукции картин: Левитан «Березовая роща»,1885г.,
Поленов «Пруд в Абрамцево», Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891г., «Рожь», 1878
г.). Посмотрите еще раз на картины, представьте себе ее и назовите
присутствующие там звуки и запахи.
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива».
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» написано в 1837 году. Трудно поверить, что эти строки о природе родились в заключении. Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта» и несколько недель до ссылки, пока длилось следствие, провёл в тюрьме. У поэта не было ни пера, ни бумаги. Он записал текст обгоревшими спичками и кусочками угля на обёртке, в которую была завёрнута его еда, приносимая слугой. Все три строфы описывают природу по-разному. В первой строфе описаны три «среды обитания» человека в природе: нива (поле), лес и сад. Они восхищают лирического героя. Во второй строфе лирический герой вглядывается в одно-единственное, но совершенное явление природы - крошечный ландыш. Третья строфа динамична. В ней раскрывается внутренний мир лирического героя, наблюдающего за течением родника. Природа - это только повод для дальнейших размышлений. Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок.
Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.
Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.
Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.
В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.
Шишкин. Рожь
Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам. Верный себе, он даже сосны выбрал для этой картины не случайно. Ему хотелось показать богатырей-долгожителей – вечнозеленые хвойные деревья. Все детали подчинены одному – воспеванию силы и богатства родной природы.
Д) Образ осени в русской поэзии 19 века.
Учитель:- Ребята, а теперь посмотрите на картину и отгадайте
изображенное на ней время года. Знаете ли вы, кто автор этой картины? (Левитан
«Золотая осень»)
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Учитель: -Посмотрите внимательно на другие
картины и перечислите признаки осени. (Обращаю внимание на репродукции картин:
Поленов «Золотая осень»,1893 г., «Осенний день. Сокольники». (По разным оценкам
художник написал около ста осенних картин.)
-Работа в группах. Найти и перечислить признаки осени в стихотворениях,
выразительно прочитать его. Пока вы работаете над заданием я предлагаю
прослушать композицию П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Октябрь»
(звучит аудиозапись).
1 группа: стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть
в осени первоначальной…» ( стр. 208)
Учитель:– Давайте проведем с вами небольшую
словарную работу: выпишем из стихотворения в тетрадь слова, которые могут быть
непонятны.
(«Лучезарны вечера». Лучезарный – сверкающий,
полный сияния, блеска. Серп – длинный изогнутый нож для срезывания хлебных
колосьев. «…на праздной борозде». Праздный – здесь: пустой. Борозда – канавка,
углубленная черта на поверхности почвы, сделанная сохой или плугом. Лазурь –
светло-синий цвет, цвет неба.)
– После того, как мы узнали значения
малознакомых слов, прослушаем стихотворение в исполнении ученика (Гаврин
Никита).
Поиск средств художественной выразительности:
Автор использует такие художественные средства
как
сравнение (весь день стоит как бы
хрустальный...) , олицетворение (где бодрый серп гулял) .
Это придает выразительность речи, способствует
более полному раскрытию художественного образа.
Поэт использует самые изысканные эпитеты,
передающие его отношение
к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный
день”, “лучезарный вечер”.
2группа: Пушкин А.С. "Осень"
Автор использует такие художественные
средства, как:
эпитеты: «унылая пора», «в багрец и золото одетые леса», «свежее дыхание»,
лексика старого стиля «осенний хлад».
Звукопись: большое количество
глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу.
3 группа: А.Н. Майков
"Осень".
Словарная работа:
Вешний – весенний.
Утеха – удовольствие, забава.
Совлечь – снять.
Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.
Автор использует такие художественные средства,
как:
эпитеты «лист золотой», «кудрявых груздей», «прозрачных небес»,
олицетворения,
цветопись «лист золотой», «пурпур
брусничных кистей», «ясность небес».
6. Рефлексия.
Я начинаю предложение, а вы продолжаете:
Вопросы для рефлексии урока:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Я выполнял задания…
4. Я понял, что…
5. Теперь я могу…
6. Я почувствовал, что…
7. Я приобрел…
8. Я научился…
9. У меня получилось …
10. Я смог…
11. Я попробую…
12. Меня удивило…
13. Урок дал мне для жизни…
14. Мне захотелось…
7. Подведение итогов, выставление оценок..
Мы
познакомились с замечательными стихами о природе, сделали удивительные
открытия. Такое внимание выдающихся поэтов к родной природе является следствием
огромной любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков
любви к своей Родине.
Учитель: - Ребята, а теперь подумайте, при помощи каких средств предают красоту родной природы поэты, художники, музыканты?
(Поэты - при помощи изобразительно-выразительных средств,
художники-цветом, техникой живописи (мазочками, пятном, линией, тоном),
музыканты - с помощью нот).
8. Домашнее задание. 1 мин.
1 уровень: выучить наизусть понравившееся
стихотворение о природе, нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению.
2 уровень: написать небольшое сочинение (5 предложений) «Я в
осеннем (зимнем, весеннем, летнем) лесу».
3 уровень: сочинить четверостишие о родной
природе.
Иван Захарович Суриков «Зима»
Белый снег, пушистый в воздухе
кружится Темный лес что шапкой принакрылся
чудной Труженик-крестьянин вытащил
санишки, Чтобы в избу ветер не проник
сквозь щели,
|
Федор Иванович Тютчев «Весенние воды»
Еще
в полях белеет снег, Они
гласят во все концы: Весна
идет, весна идет,
|
А.С. Пушкин «Осень»
Октябрь
уж наступил — уж роща отряхает
|
Аполлон Майков «Осень»
Кроет уж лист золотой С холоду щеки горят; Нет мне здесь прежних утех!
|
«Когда волнуется желтеющая нива…» Михаил Лермонтов Когда волнуется желтеющая нива, Когда росой обрызганный душистой, Когда студеный ключ играет по оврагу Тогда смиряется души моей тревога, |
|
Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: "Художник воспел красоту природы". Это выражение означает, что в свои картины он вложил всю силу любви. Картины Левитана действительно полны любви к родной природе. Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию. Глядя на картину Левитана "Золотая осень", вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. "Очей очарование", "в багрец и золото одетые леса" - эти слова Пушкина очень подходят к "Золотой осени".
На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды.
Перед нами березовая рощица. Береза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет.
Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.
Картина написана в имении Горка Тверской губернии, где художник гостил в семье Турчаниновых с мая по октябрь 1895 года.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.