"Роль актерского мастерства в хореографии"

  • docx
  • 15.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад Роль актерского мастерства в хореографии Еделькина 2018.docx

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Е.В. Образцовой» города Салехарда

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Роль актерского мастерства в хореографии»

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнил: преподаватель

                                                                                хореографического отделения

                                                                                Еделькина Ю.А.

 

 

 

Салехард, 2019 г

Оглавление:

 

Введение – 3 стр.

Основная часть – 5 стр.

Заключение – 8 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эмоциональное и артистичное исполнение танцевальных постановок всегда восхищает зрителя, погружает его в суть танца и не оставляет равнодушным. Несомненно, техничное и четкое исполнение движений танцовщиками является главной целью педагога-хореографа, но когда при осуществлении этой цели забывается необходимость образного перевоплощения, то эта виртуозность только в первые минуты поразит своей сложностью поз и гибкостью тела, после же, зритель без интереса и вдумчивости будет наблюдать за бессмысленными перемещениями исполнителей по сцене. Пока это происходит, истинных ценителей хореографического искусства остается все меньше, так как в этом случае танец превращается в спорт, а не в прекраснейший вид искусства, где так гармонично сочетается музыка и язык тела, несущие за собой великую идею.

Педагог хореографии с детства должен работать сначала над развитием образного мышления у детей, затем над артистизмом, как умением воплощать образ.

Хореографическая подготовка любого танцора базируется главным образом наклассической основе, разработанной в балете. Было бы прекрасно, если даже впроцессе выполнения простых, казалось бы бессодержательных движений детичувствовали их суть, понимали философию.

Отдельное движение в какой-либо системе танцев (народных, бальных, бытовых, исторических, современных) рассматривается чаще всего с точки зрения его происхождения или же техники исполнения. Современный танец в некотором смысле легче классического, но на его занятиях могут создаться благоприятные условия для развития образного мышления и артистизма, стиля исполнения и музыкальности. Упражнения на импровизацию и работа с этюдами, напоминающих тренинги актерского мастерства, могут органично вплетаться в ткань урока и служить, как самодостаточным тренингом, так и своеобразным отдыхом после тяжелых упражнений в качестве психологического переключения.

Цель: Выявить наиболее эффективные методы и приемы для развития артистизма в хореографической деятельности.

 

 

 

 

 


 

Методы и приемы работы педагога-хореографа по развитию образного мышления и артистизма на занятиях современным танцем

Занятия современным танцем способствуют формированию у детей образного мышления, воображения и музыкальности, которые, в дальнейшем, служат средством для развития артистизма. Также этюды и танцевальные композиции - непосредственно являются практикой для раскрытия артистизма, в них присутствует сюжет или идея, существование образа в данной композиции, с характерным сочетанием движений и поз. Существует множество типов творческих заданий, которые возможно применять на занятиях хореографией. Например: Какие эмоции вызывает музыкальный отрывок? Что выражает танцевальная композиция, выполненная исполнителем. Что выражает движение в данном контексте? Все эти задания способствуют развитию видения, слышания и умения замечать выразительные свойства предметов и явлений. Очень хорошо, когда дети имеют возможность оценивать работу друг друга. В круг творческих заданий входят такие задания, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта темы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например: представить поведение героя и его музыкальный портрет в измененных обстоятельствах.

На современном танце, возможно, применять следующие методы для развития образного мышления:

Метод эмпатии «вживания» означает переход человека в состояние другого объекта. Этот метод вполне применим для «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри, «вжиться» в него. В момент наилучшего «вживания» ученик задаёт вопросы объекту (себе), пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно -образные движения связаны с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Дети «вживаясь» в разнотипные образы, проявляют своеобразный артистизм, изображая повадки животных, птиц, явления природы, трудовые действия людей разных профессий, движений различного транспорта - автомобиля, поезда, парения самолёта и т. д.

Метод образной картины - эмоционально - образное исследование объекта. Этот метод воссоздаёт такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта будто бы сливаются, происходит его целостное не расчленённое видение. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме.

Метод гиперболизации - увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества.

Всевозможные логоритмические задания и игры способствуют более интенсивному развитию пластических движений, мимики, творческого мышления, воображения, уверенности в себе, самостоятельности. Игра раскрепощает детскую фантазию. Поэтому они живо представляют себе доктором, полицейским, роботом или пиратом. Но при этом они не теряют чувства реальности: изображая кота или злодея, ребенок знает, что в действительности он — Андрей, Костя, Петя... Такое же психологическое состояние остается и взрослого "играющего", но с меньшей степенью свободы и органики, в силу социальных установок поведения, наличия контроля.

Образное мышление необходимо для артистизма, умения воплощать хореографический образ. В дальнейшем, работа будет направлена на развитие танцевальное, формирования стиля исполнения.

Очень популярным и эффективным методом развития артистизма у воспитанников является импровизация. Метод отличается единой и необходимой телесной свободой и свободой творческой фантазии, задействование фантазии, течение по интуиции, к снятию рассудочного контроля над проявлениями своих внутренних устремлений, хотений, чувств. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества. Благодаря данному виду хореографической деятельности дети также учатся чувствовать ритм.

Дети сами будут более осмысленно подходить к образности, если им будут даны задания на самостоятельное, групповое сочинительство. Хореограф может в определенном стиле и характере сочинить начало или конец постановки и попросить учащихся развить ее, предложить тему или идею, на которую воспитанники будут ориентироваться при подборе музыкального материала и сочинении движений. Также логичными будут задания на исполнение одной и той же комбинации в различном характере, сочинение истории своего танцующего героя. Все это может органично вплетаться в ткань урока и служить, как самодостаточным тренингом, так и своеобразным отдыхом после тяжелых упражнений в качестве психологического переключения.

 

 


 

Заключение

На занятиях любым танцем целесообразно применять методы и приемы по развитию артистизма, образного мышления и воображения. Причем не обязательно отрываться от основных занятий, выделять отдельные дни для специального предмета актерское мастерство. Очень важно, как сам педагог относится к артистизму, уделяет ли он достаточно внимания этому аспекту или требования к выполнению комбинаций ограничиваются технической стороной. Если педагог внушит важность эмоционального исполнения, то у воспитанников сформируется полноценное, здоровое и профессиональное представление о хореографическом искусстве.