Дата: 10.01.2020 Урок № 17
ИЗО 5 класс
Тема: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Цель: Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя в качестве примера эпоху Древнего Египта. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
Тип урока: Комбинированный.
Планируемые результаты
Предметные:
Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям. Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Личностные
- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
-соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог,
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
- уметь организовать место занятий.
Образовательные ресурсы: учебник, альбом, краски, иллюстрации.
Ход урока.
I.Организационный этап
Здравствуйте!
Я рада вас видеть! Присаживайтесь.
II. Актуализация знаний.
Мы в жизни часто отправляемся в дорогу,
К родным, на отдых, по делам, к друзьям,
Нам интересного встречается так много,
Красивая природа, города,
О, сколько неизведанного в них -
В тех удивительных местах, в далеких странах,
Которые нам доведется посетить!
Открытиям новым мы будем рады.
-Ребята, вы когда-нибудь совершали путешествие?
-Вы согласны пряма сейчас отправиться в путешествие?
Я вам предлагаю сегодня мысленно перенестись в глубь веков, в древнюю страну необычайно интересной культурой, древнею цивилизацию, а в какую страну мы отправимся… Внимание на доску!
Итак, мы отправляемся в Египет.
III. Определение темы и цели урока.
-Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Древний Египет»?
Иллюстрации (пирамиды, сфинкс, фараоны, пустыня)
Древний Египет страна, которая верила в загробную жизнь. В царскую гробницу помещали украшенную золотом мебель, богатую одежду, символы власти, золотые украшения, напитки, еду.
Как вы думаете зачем? (этим они обеспечивали умершему все блага, которые окружали его при жизни).
Это породило большое разнообразие предметов декоративного искусства. Мировоззрение древних египтян отразилось в их декоративном искусстве.
Давайте попробуем определить тему урока. Тема урока: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Что мы попытаемся выяснить сегодня на уроке?
-С какой целью создавались символы в жизни древнего египетского общества?
IV. Работа по теме урока.
У египтян сложилась своя чёткая система декоративных символов. Одним из значимых символов был Лотос. Он олицетворял собой красоту, бессмертие, вечную жизнь.
Скарабей был символом бога утреннего солнца.
Священная змея символ власти.
Ладья вечности этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца – Ра по небесному и подземному Нилу.
Глаза – уаджета– защищающая от любой беды и символизирующее воскресенье после смерти
Знак жизни, Знак силы ( данные знаки были только в царской семье).
Как вы считаете, а цвет имел какое то значение?
Цвет тоже имел символическое значение:
Золотисто-желтый обозначал солнце, белый луну, зеленый символизировал воскресение природы и её плодородие, синий – небо и воду.
-Кто в Египте был полновластным правителем и
почитался как сын Бога? (Фараон)
-А что отличало фараона от других? (одежда) Какие
символы мы видим? (скипетр, цвета, глаз, змея) Посмотрите на
нарядную одежду фараона. Фараон носил полосатый платок КЛАФТ
сплетённый на спине наподобие косы, высокая ТИАРА – двойная
корона, которую украшали ГРИФОН и УРЕЯ- кобра защитница, два СКИПЕТРА-
изогнутый жезл и треххвостый бич, искусственная борода были знаками царского
могущества.
-Зачем в Древнем Египте создавалось декоративно прикладное искусство? (что прославить царей, защитить). Декор был средством выражения идеи могущества, силы и бессмертия царя. Рассмотрим внимательно погребальную маску фараона-Тутанхамона. Она является подлинным шедевром декоративно-прикладного искусств.
-Какие символы мы видим? Посмотрите на саркофаг, принадлежащий фараону Тутанхамону. Мастера украсили его мастерски, на поверхности мельчайший орнамент, гармонично подобрали цвета сохраняющие сияние золота. У самого входа в переднюю комнату гробницы Тутанхамона стояла замечательная ваза из алебастра (сухая мелко зернистая смесь, похожая на гипс, использовалась в античности) в форме цветка лотоса, на высокой ножке, ручки по бокам выполнены в виде связок из цветка и двух бутонов лотоса. На них изображены были древнеегипетские символы.
Сегодня нам предстоит быть в роли древнеегипетских мастеров.
V. Физкультминутка.
VI. Практическая работа.
Итак. Послушайте, каковы этапы вашей работы.
Предлагаю разделиться на две группы. (первая группа – это легкий уровень, вторая группа – сложный уровень). У каждой группы будет свое задание.
Первая группа составляет композицию на алебастровой вазе, и рисует символы.
Вторая группа работает с маской фараона или портретом нефертити.
Обратите внимание на пример того как вам необходимо расписать символы, не одним цветом, посмотрите какое разнообразие цветов в одном символе, конечно этот традиционное египетское сочетание цветов, (какие цвета мы с вами проговорили?). У вас в учебнике на стр. 116 представлена пектораль фараона Тутанхамона, посмотрите, что используется в композиции, один символ чередуется несколько раз. При составлении композиции так же используйте чередование символов.
Приступаем к работе.
При работе следим за своей осанкой. Сядьте ровненько.
Выставка.
Завершаем свои работы! Положите свои кисти, на салфетки, карандаши, закройте краски, сядьте ровно.
VII. Домашнее задание: найти изображения декоративного искусства из жизни древних народов и подготовить рассказ (устно).
VIII. Рефлексия. Итог урока
- Ребята, если вам всё понятно из пройденного урока, то прошу встать, а тем кому что-то непонятно, сидите на своих местах.
-С какой целью создавались символы в жизни древнего египетского общества? (декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось прежде всего во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.).
В заключении нашего урока мне хотелось сказать «Мир наш это книга и тот, кто не путешествует, читаешь лишь одну ее страницу».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.