Проблема исследования: какова роль дидактических игр в развитии памяти младших школьников?
Цель исследования – выявление роли дидактических игр на развития памяти младших школьников
Объект исследования ‒ процесс развития памяти младших школьников
Предмет исследования ‒ дидактические игры как средство развития памяти младших школьников
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дидактические игры будут способствовать развитию памяти младших школьников если:
- будут учитываться возрастные особенности младших школьников ;
- учитель будет владеть технологией проведения дидактических игр для развития памяти и работа будет вестись в системе
Задачи исследования:
проанализировать литературу по проблеме развитие памяти младших школьников ;
раскрыть сущность понятия памяти;
изучить особенности памяти младшего школьника;
рассмотреть условия развития памяти;
дидактические игры как средство развития памяти;
провести опытно – экспериментальную работу по выявлению условий дидактических игр на развитие памяти младшего школьника.
Методы исследования: исследования: наблюдение, опрос, методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов».
Этапы работы:
I этап. Сбор информационного материала и составление плана работы;
II этап. Определение проблемы и разработка научного инструментария;
III этап. Выполнение теоретической части работы;
IV этап. Отбор методик для осуществления констатирующего эксперимента;
V этап. Разработка программы формирующего эксперимента;
VI этап. Выявление результативности экспериментальной работы;
VII этап. Письменное оформление выпускной квалификационной работы и подготовка к защите.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
§ 1.1. Понятия о памяти
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
§ 1.2. Особенности памяти младшего школьника
Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна, однако в ней имеются недостатки.
У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.
§ 1.3. Условия развития памяти младшего школьника
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное развитие памяти детей. Такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу.
1.4 Дидактическая игра как средство развития психических процессов младших школьников
Дидактические игры способствуют активизации всей психической деятельности младшего школьника. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуются умственная деятельность, включающая в себя поведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности и любознательности. У младших школьников начинает проявляться волевое сдерживающее начало.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТАПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ МАЛДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1. Констатирующий эксперимент
Базой исследования явилась:
МОБУ CОШ №11 г.Сибай с.Туяляс
Республики Башкортостан.
В исследовании приняли участие учащиеся 4 класса,
в количестве 12 человек, а также учителя начальных классов
в количестве 4 человек.
Методы исследования:
-наблюдение;
-опрос;
-методика А.Р. Лурия «заучивание 10 слов».
Метод наблюдение. Цель: пронаблюдать, используют ли учителя начальных классов приемы по развитию памяти учащихся на уроках.
Рис .1. Приемы работы по развитию памяти учащихся на уроках.
Опрос для младших школьников.
Цель: изучить применяет ли учитель на уроке различные дидактические игры на развитие памяти младших школьников, и нравиться ли учащимся такой прием работы на уроке.
Рис.3. Графический опрос учащихся, какие уроки им больше всего
нравится .
ВЫВОДЫ
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, мы составили программу формирующего эксперимента. После реализации программы мы провели контрольный эксперимент. Используя те же методы, мы пришли к выводу, что уровень развития памяти младших школьников значительно повышается, если учитель методически грамотно использует прием дидактической игры.
Итак, мы увидели значительную динамику уровня развития памяти младших школьников. Это свидетельствует о том, что наша программа эффектна и дала положительные результаты по развитию памяти младших школьников с помощью дидактических игр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.