Роль дополнительного образования в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи
Оценка 5

Роль дополнительного образования в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи

Оценка 5
docx
21.07.2020
Роль дополнительного образования  в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи
роль дополнительного образования.docx

Роль дополнительного образования

в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи

 

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества.

Для обучающихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создает условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

Но анализ сущности и особенностей их работы свидетельствует о том, что практика нуждается в определении ориентиров, укреплении материально-технической базы, разработке соответствующих программ деятельности и программ дополнительного образования детей, которые сегодня не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию. Кроме того, отмечается недостаточно высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования к такой работе, а в условиях нашего города – дефицит таких кадров.

Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, включающая в себя:

- организацию массовой работы на постоянной основе при активном участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций;

- комплекс воспитательных задач, связанных с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств;

- уважения к боевым традициям и интереса к изучению военного дела;

- необходимых физических качеств обучающихся;

- педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование, и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;

- управляемую деятельность обучающихся по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов.

Основные направления, цели, задачи, механизмы реализации гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи заложены в государственной программе   "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493.

Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России 03.09.2018 г. выпустил методические материалы (рекомендации) по реализации мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи на основании докладов, представленных на семинарах-совещаниях «Роль дополнительного образования детей и молодежи в системе гражданско-патриотического воспитания».

 20 ноября 2017 года постановлением администрации города Магнитогорска № 13852-П утвержден План патриотического воспитания детей и молодежи города Магнитогорска на 2017-2020 годы, в котором Управлению образования отводится бОльшая часть мероприятий, так как именно оно обеспечивает координацию основных исполнителей программы (Управление культуры, Управление по физической культуре и спорту, Служба внешних связей и молодежной политики, Совет ветеранов).

Целью реализации плана является:

1) создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны;

2) повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;

3) укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России;

4) обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою Родину, свой родной город и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Задачи реализации Плана:

1) развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;

2) совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;

3) развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями;

4) создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;

5) информационное обеспечение патриотического воспитания на муниципальном уровне, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.

С 2018 года МУДО «ЦДТОР» приказом управления образования от 21.09.2018 № УО-04/561 «О внесении изменений в приказ от 31.10.2017г. №594 «О создании городских ресурсных центров на базе образовательных учреждений на 2017-2020 годы» является ресурсным центром по патриотическому воспитанию с включением ресурсных опорных площадок: МАУ ДО «ДТДМ», МОУ «СОШ № 38», МОУ «СОШ № 39», МОУ «СОШ № 48».

     Основная цель: развитие сетевого взаимодействия и привлечение к сотрудничеству в рамках патриотического воспитания силовых структур, муниципальных учреждений, городских патриотических клубов и организаций на основе нормативно-правовой документации.

     Ресурсный центр взаимодействует с Городским Советом Ветеранов, УМВД, МЧС, ОМОН, Военным комиссариатом, радиолокационной ротой, с депутатским корпусом, Всероссийским общественным движением Юнармия, с Общественными Организациями Ветеранов, с отделом по делам несовершеннолетних, военно-патриотическими клубами школ города и отрядами Юнармия.

     Сотрудничество ресурсного центра с УМВД, ОМОН (отрядом мобильным особого назначения) создает условия для изучения профессии полицейского (в октябре была встреча со спецназом, в ноябре - с сотрудниками полиции, в декабре - встреча с ФСБ, в январе с прокуратурой) и для знакомства с историей силовых структур были организованы экскурсии в музеи УМВД, ОМОН, ветеранов боевых действий, музей Патриотического клуба Рубеж.

      С руководителями патриотических клубов, с ответственными за патриотическое воспитание проводится методическая работа по организации и проведению мероприятий патриотической направленности.

     Активное участие в проведении мероприятий принимает Городской совет ветеранов. Благодаря такому сотрудничеству ресурсным центром реализуются различные акции и новые проекты. Одной из самых важных акций является «Маршрут памяти», благодаря этой акции по одному воспитаннику из 10 патриотических клубов съездили в Волгоград. В этом году в рамках празднования 75-й годовщины Великой Победы школам вручили специальные дневники, которые они будут заполнять в рамках акции. Итогом станет смотр дневников. Из числа лучших авторов выберут ребят, которые летом 2020 года отправятся в Германию. Конечной точкой их пути станет посещение в Берлине Трептов-парка, где «Воин-освободитель» опустил меч, поднятый в Магнитогорске.

     С целью формирования у обучающихся уважительного отношения к истории Отечества, проводятся торжественные мероприятия – Дни воинской Славы с приглашением ветеранов ВОв, тружеников тыла и ветеранов боевых действий.

      В декабре 2019 года мы запустили проект «Челябинск-Танкоград. Судьбы людей и машин», приуроченный к чествованию в 2020 году 75-летия Великой Победы и объявленного в России «Год памяти славы». Особенность проекта заключается в том, что воспитанники патриотических клубов (№48, №61, №58, №51, №36, №56, №38, №1, №49, №14, №62, №40, школы-интерната №4, а также Агаповской школы) своими руками собирают (клеят из конструкторов) масштабные модели военной техники (15 экспозиций масштабных моделей танков и машин (КВ, ИС, Т-34, КАТЮША), участвуют в исследованиях по изучению легендарных страниц истории, связанных с трудовым и боевым вкладом танкоградцев в Великую Победу. Особенно отличившиеся в проекте дети станут участниками патриотической смены в детском областном лагере «Тургояк». 

 Успешно и с большим охватом участников в городе проходит Спартакиада обучающихся по военно-прикладным видам состязаний «Солдатами не рождаются», которая включает 10 мероприятий:

1.      Военно-прикладные состязания «Гонка патрулей»;

2.      Соревнования по пулевой стрельбе «Снайперский резерв России» памяти В. Зайцева;

3.      Соревнования по военно-прикладному троеборью «Я-боец»;

4.      Соревнования по прохождению поисково-спасательной полосы «Школа - 112»;

5.      Соревнования по пулевой стрельбе памяти П.А. Батехина;

6.      Комбинированная эстафета с элементами спасения на воде;

7.      Смотр-конкурс строевой подготовки и песни «Аты-баты, шли солдаты»;

8.      Соревнования санитарных дружин и санитарных постов «Сестричка»;

9.      Соревнования по прикладному упражнению «К защите Родины готов!»;

10.    Смотр-конкурс знаменных групп «Равнение на знамя Победы!».

         Здесь хотелось бы отметить школы, которые активно участвуют в мероприятиях: 48,63, 49,61,14,38,1,62.

В вышеперечисленных соревнования, смотрах, эстафетах приняли участие ??? обучающихся школ города, где ребята продемонстрировали знания истории России и боевых традиций ВС, Устава ВС РФ, военной символики, общевойсковую, физическую, военно-патриотическую и медицинскую подготовки.

В рамках сетевого взаимодействия с радиолокационной ротой г. Магнитогорска, советом ветеранов, управлением образования, для ??? обучающихся старших классов была организована традиционна встреча в рамках Всероссийской акции «День призывника РФ».

В течение февраля на базе всех учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ прошел месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы. В месячнике приняли участие около ??? обучающихся города. Месячник был насыщен разнообразными по форме и содержанию мероприятиями: патриотический проект «Защитники Отечества», конкурс плакатов «Поле русской славы», встреча обучающихся с ветеранами блокадного Ленинграда и боевых действий Афганистана, Акция «Блокадный хлеб». викторины «Оружие Победы», «Есть такая профессия-Родину защищать!», конкурс исполнителей «Песни боевого братства», конкурс эссе «Молодежь против экстремизма», экскурсии в музей «Рубеж», УМВД, музей ветеранов боевых действий, областной фестиваль патриотических объединений «И мужество как знамя пронесем!». Ресурсным центром было организовано ??? мероприятий с охватом более ???? человек.

В апреле-мае планируется ряд интересных и значимых мероприятий. Например, военно-патриотические соревнования «Зарница – во славу Отечества», «Юные спасатели», патриотический конкурс «Молодые ветра», «Школа безопасности» и т.д.

После капитального ремонта здание патриотического клуба «Рубеж» было оборудовано для проведения занятий спортивной борьбой и пауэрлифтингом, создана комната юнармейского отряда, где свою первую в жизни присягу на верность Родине приняли магнитогорские юнармейцы, появился конференц-зал и модернизированный пневматический тир, музей воинской доблести и славы. На территории возле клуба установили учебную полосу препятствий, появился плац с флагштоком. Приобрели оборудование для проведения многодневных походов и установки палаточного лагеря.

Все это позволяет достичь основных результатов реализации Плана патриотического воспитания детей и молодежи города Магнитогорска на 2017-2020 годы, а именно:

1) формировать систему непрерывного патриотического воспитания детей и молодежи, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны, Челябинской области, города Магнитогорска, социально-возрастной структуре российского общества;

2) формировать позитивное отношение к военной и государственной службе, готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности; чувства гордости, уважения и почитания символов государства, исторических святынь и памятников Отечества;

3) обеспечить положительную динамику участия во всероссийских и региональных конкурсах, семинарах, конференциях, выставках и экспозициях, посвященных историческим и культурным событиям, знаменательным датам и видным деятелям России, посредством повышения качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию.



 


 

Роль дополнительного образования в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи

Роль дополнительного образования в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи

Отечества и его национальных интересов

Отечества и его национальных интересов

России; 4) обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою

России; 4) обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою

Общественными Организациями Ветеранов, с отделом по делам несовершеннолетних, военно-патриотическими клубами школ города и отрядами

Общественными Организациями Ветеранов, с отделом по делам несовершеннолетних, военно-патриотическими клубами школ города и отрядами

Агаповской школы) своими руками собира ют (кл еят из конструкторов) масштабные модели военной техники (15 экспозиций масштабных моделей танков и машин (КВ,

Агаповской школы) своими руками собира ют (кл еят из конструкторов) масштабные модели военной техники (15 экспозиций масштабных моделей танков и машин (КВ,

Всероссийской акции «День призывника

Всероссийской акции «День призывника

России, посредством повышения качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию

России, посредством повышения качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2020