Роль
эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника
Обращаясь к теме «Роль эмоционально-комфортной
среды в развитии дошкольника», необходимо раскрыть значение слова «комфорт».
В большом энциклопедическом словаре«Комфорт» означает - бытовые удобства, благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, но поскольку речь идет о психологическом комфорте душевном состоянии, необходимо уточнить, что психологический комфорт -это состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и внутренним миром.
Именно
гармония с собой и окружающим миром делает нас счастливыми, помогает нам
реализовать себя и передать свои знания подрастающему поколению.
Что же такое психологический комфорт
ребенка в детском саду?
По мнению ведущего российского психолога С.А.Козлова
«психологический комфорт - это психофизиологическое состояние, возникающее в
процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с
образовательной средой».
Да образовательная среда, наличие развивающих
зон привлекает и развивает дошкольника, но не только окружение и обстановка
привлекает детей. Немаловажную роль, а может одну из главных, играет дружеская
атмосфера общения, понимание и принятие каждого ребенка, как индивидуума.
Ребенок должен с интересом и желанием посещать детский сад.
Как создать эмоционально-психологическую
комфортность в детском саду?
Автор программы «Открытия» (дошкольного
образования) О.В. Юдина предлагает следующие условия создания
эмоционально-психологической комфортности:
- По возможности снять стрессообразующие
факторы образовательного процесса;
- Создать в образовательном учреждении такую
атмосферу, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя «как дома»;
- Приспособить среду к особенностям ребенка:
способностям, склонностям, интересам, возможностям, ценностным установкам;
- Признать за ребенком существенную роль в
образовательном процессе;
- Безоценочно принять взрослым ребенка, его
чувства и переживания, признание права ребенка на самоуважение;
- Сохранить и поддержать позитивную самооценку
ребенка.
Психологический комфорт обеспечивает:
сохранение психофизиологического здоровья
детей;
высокую продуктивность образовательного
процесса;
высокие показатели качества образования детей;
успешную социализацию: при поступлении в школу
адаптация новым условиям проходит быстро и безболезненно;
- успешность школьного обучения.
Из собственного опыта работы хочется отметить,
что немаловажную роль играют стрессообразующие факторы, прежде всего, со
стороны родителей, поэтому, совместная деятельность семьи и детского сада –
одно из главных условий психологического комфорта ребенка.
На первый взгляд, кажется, что родителей
тяжело привлечь к той или иной деятельности, но успехи ребенка заинтересовывают
родителей быть нашими союзниками. Совместно формируется положительное
эмоциональное состояние.
Приведу пример из практики, работая с детьми
младшего возраста, мы провели для детей и родителей вечер, приуроченный Дню
Матери, фотовыставку «Я и моя мама», которая на протяжении месяца позволила
детям видеть фотографию и ощущать присутствие самого родного и близкого
человека - маму.
Интересным стало совместное «украшение
праздничного торта» и поздравление мам самостоятельно изготовленными подарками.
На следующей семейной встрече родители познакомились с играми,
физкультминутками, проводимыми в группе.
После совместного с родителями развлечения был
разработан ряд семейно-литературных встреч.
Литературной встречей «Моя любимая игрушка» стала
викторина по творчеству А. Барто. На протяжении месяца дети изучали
стихотворения из цикла А. Барто «Игрушки». А на литературном вечере кроме
совместной с родителями презентации своей любимой игрушки, родители с
удовольствием слушали исполнение юных чтецов понравившегося стихотворения из
цикла «Игрушки», отвечали на вопросы викторины.
В продолжение таких мероприятий разработаны
литературный вечер по творчеству К.Чуковского с инсценировкой произведения
«Чудо-дерево» и литературный вечер по творчеству С.Я. Маршака с инсценировкой
сказки «Теремок».
Идеей заинтересовать родителей старших
дошкольников, создать уютную домашнюю атмосферу послужило совместное создание в
группе мини-музея. Первой музейной выставкой был «Семейный ларец», где каждый
ребенок рассказывал о своей шкатулке, чувствовал частичку своего домашнего
уюта.
Выставка «Приглашение к чаю» стала
своеобразным вкладом в сплочение семьи и детского сада. Чайные пары, самовары
красовались в нашем мини-музее, рассказы детей о чайных традициях семей, в заключении
чаепитие с играми, стихами, загадками.
После таких встреч застенчивые дети стали
более открытыми в общении, с интересом участвовали в совместных коллективных
работах в различных конкурсах, стали осознавать свою значимость.
В заключении могу поделиться успехами: у ребят
доминируют положительные эмоции, радостное настроение, дружелюбность,
открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, отсутствует
агрессия, высокая познавательная и творческая активность. Все это является
показателями эмоционально - психологического комфорта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.