РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы писал:
«Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются ... и дети - так же. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги, для них хуже и вреднее, чем ничего не читать».
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок.
Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.
В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения трудно произносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.
А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма, а также развития речи.
Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.
Фольклор - означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.
Задача воспитателя при изучении фольклора - прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность.
Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы. Но самое главное - использовать материал ненавязчиво и увлекательно, например - имитируя действия, о которых идет речь.
При заучивании скороговорки сначала нужно произнести её в замедленном темпе, отчетливо выделяя звуки, стараясь научить сначала медленно, но четко, произнося с разной интонацией и силой голоса. А затем можно вызвать ребенка с хорошей артикуляцией и четкостью произношения. Можно повторить по одному, по группам и вместе.
Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.
Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок - умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах , уже знакомых им, много новых для них признаков, о том , как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания , доказывать своё мнение. Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.
Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, дается в сказках. Сказка помогает детям в развитии связной речи, формируется способность пересказывать сказку, составлять рассказ о предмете, почувствовать себя героем этой сказки.
Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.
Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.
Детский сад знакомит дошкольников с
лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс задач
нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Исследования показали такую особенность художественного восприятия ребенка,
как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших
дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых
обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями
сказки дети испытывают чувство страха, чувство облегчения, удовлетворения при
победе справедливости.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой
образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая
произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам,
используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии
поведения человека в нашем обществе. Прямое сопереживание героям, умение
следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с
теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно
быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу
дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного
мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы,
загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению
поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного
руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и
его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать
ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные
другими поэтами.
Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой
строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.
В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности,
имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин
«художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это
деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их
исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества
(придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также
образности и выразительности речи.
Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная
работа и др
В соответствии с «Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой
возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной
литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их
понимание — важная задача.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение.
Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его
содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор.
Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения
анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в
школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в
произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему),
определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее
яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).
Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения,
малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту
(пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в
инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.
Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в
художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их
творческие способности.
Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным
произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать
правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания,
умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном,
внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом;
воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
В дошкольной педагогике и в детской литературе разработаны требования к
художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и
оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям.
,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.