Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. Техника безопасности в кабинете информатики. Основные этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Оценка 4.8

Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. Техника безопасности в кабинете информатики. Основные этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Оценка 4.8
Лекции
docx
информатика
10 кл—11 кл
27.11.2022
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. Техника безопасности в кабинете информатики. Основные этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Лекция 1.docx

Раздел 1. Информационная деятельность человека.

Тема 1.1 Основные этапы развития информационного общества

Лекция 1.

ТЕМА: Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. Техника безопасности в кабинете информатики. Основные этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

ЦЕЛЬ:    Познакомить учащихся с основными правилами техники безопасности и нормами поведения в кабинете информатики. Рассказать о роли информационной деятельности в современном обществе, каналы связи. Познакомить с основными этапами развития информационного общества, этапами развития технических средств и информационных ресурсов. Рассмотреть виды информационных ресурсов. Развивать интерес к предмету, способствовать воспитанию и формированию информационной культуры.

 

План лекции:

1. Техника безопасности в кабинете информатики.

2. Роль информационной деятельности в современном обществе.

3. Основные этапы информационного развития общества.

4. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

5. Развитие электронно-вычислительной техники. Поколения ЭВМ.

Ход лекции:

1.      Техника безопасности в кабинете информатики.

            Компьютерный класс является помещением повышенной опасности и требует особых правил поведения.

Ø  практические занятия на ПК проводятся только в присутствии и под руководством преподавателя;

Ø  заходить в компьютерный класс следует спокойно, не толкаться, не бежать, не занимать «лучшие» ПК;

Ø  садиться только за указанные преподавателем ПК;

Ø  включать и выключать ПК только с разрешения преподавателя;

Ø  категорически запрещается студентам проводить любой, даже мелкий, ремонт электрооборудования;

Ø  про недочеты в работе ПК и аварийные ситуации необходимо оповестить преподавателя;

Ø  при аварии или пожаре выключить ПК, быстро, без паники покинуть компьютерный класс.

 

Также запрещается:

1. Передвигать компьютер, затрагивать тыльную сторону системного блока или распределительного щитка.

3. Класть на компьютер или возле него вещи (кроме ручки, тетради).

4. Сидеть возле монитора на расстоянии меньше, чем 60 см.

5. Заносить в кабинет верхнюю одежду.

6. Подключать к работающему компьютеру периферийные устройства.

 

2. Роль информационной деятельности в современном обществе.

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах.

В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики невозможно представить без применения новых информационных технологий (НИТ). Использование современных ИТ обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам, поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.

 Благодаря стремительному развитию НИТ, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet .

Рост популярности Internet связан с тем, что с использованием данной технологии можно реализовать практически все бизнес-процессы в электронном виде: покупать и продавать товары и услуги, вкладывать деньги, получать информацию, заключать соглашения и т.д. Настоящий момент развития Internet связан с лавинообразным развитием электронной коммерции.

Человеку постоянно приходится участвовать в процессе передачи информации. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения и др. Такие средства связи называются каналами передачи информации. Информационные каналы разделяются на два вида: биологические и технические. 

Биологические информационные каналы – это органы чувств человека. Их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. По способу восприятия человеком информация бывает зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая, мышечная и вестибулярная.

Технические информационные каналы – это телефон, радио, телевидение, компьютер и др. 
    Процесс передачи информации всегда двусторонний: есть источник, и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник её получает (воспринимает). Каждый человек постоянно переходит от роли источника к роли приемника информации.

   Человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информации.

    Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной (или знаковой) информацией. 
        

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием языка. 
    Язык - это знаковая система для представления информации, обмена информацией. 
        Запахи, вкусовые и осязательные ощущения не сводятся к каким-то знакам, не могут быть переданы с помощью знаков. Безусловно, они несут информацию, поскольку мы их запоминаем, узнаем. Такую информацию называют образной информацией. К образной относится также информация, воспринимаемая через зрение и слух, но не сводящаяся к языкам (шум ветра, пение птиц, картины природы, живопись). 

 

Хотя информация связана с материальным носителем, а её передача - с затратами энергии, одну и ту же информацию можно хранить на различных материальных носителях (на бумаге, в виде фотографии, на магнитной ленте) и передаваться с различными энергетическими затратами (по почте, по телефону, с курьером и т.д.).

 

В качестве средства для хранения, переработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу компьютер (электронно-вычислительную машину, ЭВМ).    

 

3. Основные этапы информационного развития общества.

Современное общество часто называют информационным. В наше время информация стала базовым ресурсом общества наряду с традиционными – земля, труд, капитал.

Дадим определение понятия «информация» (позже, на следующих занятиях мы остановимся подробнее на этом понятии):

Информация – это знания, данные, сведения, сообщения об окружающем нас мире, зафиксированные на материальных носителях.

Не только в современном обществе, но и самого появления разумной жизни на земле, информация стала жизненно необходимым ресурсом общества. Рассмотрим основные этапы информационного развития общества в виде следующей таблицы:

Время

Этап

Достоинства

Материальные носители

2-3 млн. лет назад*

Речь

Формирование трудового коллектива, способ сохранения и передачи накопленного опыта

Мозг человека

30 тыс. лет назад

Письменность

Накопление и распространение знаний

Камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага

Середина XVI века

Книго-печатание

Массовая доступность к информации → промышленная революция

К н и г а

С конца XIX века - …

Средства связи

Быстрая передача информации на любые расстояния

Электромагнитные колебания

С середины ХХ века - …

Информатика

Компьютерные сети принципиально изменили обработку, хранение и передачу информации.

Перфоленты, перфокарты, магнитные карты и ленты, диски (гибкие, жесткие, оптические), flash-накопители, …

 

В середине ХХ века возникает новая наука «Информатика»:

Информатика – наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения, обработки, передачи.

Основной причиной изобретения компьютера и появления информатики является информационный кризис, развившийся к середине ХХ века. Информационный кризис имеет две стороны: резко возросший объем информации (сейчас удваивание каждые два года) и информационный «голод», т.е невозможность быстро найти нужную информацию.

Информатика возникает на стыке многих наук : математика, кибернетика, физика, химия, электроника, философия, история, лингвистика.

4. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Одной из важных сторон практической деятельности человека всегда были вычисления. Они могут быть выполнены устно, письменно, в инструментальной форме и прошли долгий путь развития: от счёта на пальцах до современных компьютеров.

 

Древние приспособления для счёта

Много тысяч лет назад древние люди производили счёт с помощью зарубок на деревянных поверхностях и верёвочных узелков.

Самые ранние упоминания о вычислительных устройствах встречаются в древнегреческих рукописях. Первое вычислительное устройство - древнегреческий абак или «саламинская доска» представлял собой посыпанную морским песком дощечку с камешками. В Древнем Риме абак назывался calculi или abaculi и изготавливался из бронзы, камня, слоновой кости и цветного стекла. Слово calculus означает «галька», «голыш».

Позднее появились счёты. Китайские счеты суан-пан состояли из деревянной рамки, разделённой на верхние и нижние секции.

На Руси с XV века получил распространение "дощаный счет". "Дощаный счет" представлял собой рамку с укрепленными горизонтальными веревочками, на которые были нанизаны просверленные сливовые или вишневые косточки.

 

Механические вычислительные устройства

Первые, дошедшие до нас чертежи суммирующей машины, принадлежат немецкому учёному Вильгельму Шикарду. Её называли «часы для счёта».

Чуть позже, в 1642 году, Блез Паскаль, ему было в то время 19 лет, предложил конструкцию арифмометра, который умел только складывать и вычитать числа. Поводом для изобретения арифмометра было участие Паскаля в утомительных финансовых расчётах, которые по поручению правительства выполнял его отец.

В арифмометре Паскаля число кодировалось положением колёсика с 10 зубцами. Колёсико единиц было связано с колёсиком десятков, колёсико десятков с колёсиком сотен и т.д. Это устройство обрабатывало шестизначные числа.

Через 52 года немецкий учёный Вильгельм фон Лейбниц продемонстрировал механический умножитель, имитирующий механический школьный алгоритм «умножение в столбик». Эта механическая машина уже могла выполнять и деление. Изготавливалась она из девяти цилиндров с зубчиками.

 

Счётная машина на паровом двигателе

В 1833 году английский математик Чарльз Бэббидж, декан кафедры математики Кембриджского университета, той кафедры, которую когда-то возглавлял Ньютон, разработал проект вычислительной машины, в основе которого лежал принцип программного управления. Он назвал её «Аналитической машиной». Она должна была приводиться в действие силой пара.

В то время французские учёные применили любопытный метод вычислений, давший неплохие результаты. Большая задача разбивалась на небольшие части, состоящие лишь из простых операций, и поручалась большому количеству людей, ничего не знающих в математике, кроме арифметических операций.

Бэббидж решил для таких операций приспособить машины. В 1822 году он опубликовал статью с описанием машины для вычисления и печати таблиц математических функций и в том же году построил рабочую модель, заслужившую восторженный приём Лондонского Королевского Общества.

В проекте Бэббиджа были предусмотрены все основные элементы, присущие современным компьютерам:

- склад для хранения чисел (память);

- фабрика для их обработки (арифметическое устройство);

- контора для управления обработкой (процессор).

Это был гениальный проект, но практическая реализация идеи была невозможной, т.к. она опережала технические возможности своего века.

Электромеханические вычислительные машины

Начало компьютерной революции дают первые ЭВМ, созданные в 30-е годы независимо друг от друга американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе. Существует предположение, что чисто хронологическое первенство принадлежит Атанасову. ЭВМ К. Цузе работала уже в конце 30-х годов и продолжала работать до 1953 года. Машина Дж. Атанасова служила для решения физических задач. ЭВМ К. Цузе была создана для шифровки и дешифровки секретных военных сообщений.

Электромеханические машины Атанасова и Цузе можно отнести к машинам «нулевого» поколения. Их главным компонентом было электромеханическое реле. «Нулевой» цикл компьютерной революции был в историческом масштабе чрезвычайно коротким.

Обобщаем на примерах:

1.               С древних времён человек стремился научиться быстро считать и для этого он придумывал различные устройства. Последним таким устройством явился компьютер.  Выделяют следующие этапы в развитии  ВТ:

I. Ручной

·       Рука

·       Зарубки - 30 тыс. лет до н.э.

·       Узелковое письмо – VII в н.э.

·       Счеты – V век до н.э

·       Счетные палочки Непера – 1617 г.

·       Логарифмическая линейка –1654 г.

II. Механический

·       Суммирующая машина Б. Паскаля –1642 г.

·       Машина Г. Лейбница – 1694 г.

·       Арифмометры – 1822 г.

·       Аналитическая машина Ч. Бэббиджа – 1834 г.

III. Электромеханический

·       Табулятор Г. Холлерита –1888 г.

·       Дифференциальный анализатор В. Буша –1930 г.

·       АВС (Atanasoff-Berry-computer) – 1937 г.

·       Управляемая вычислительная машина MARK-1 -1944 г.

IV. Электронный

·       Электронно-вычислительные машины (ЭВМ)

·       Электронно-вычислительная машина ENIAC (США) - 1946 г.

·       Малая электронная счетная машина МЭСМ (СССР) – 1950 г.

 

5. Развитие электронно-вычислительной техники. Поколения ЭВМ.

Первое поколение ЭВМ (1946-1955гг.)

ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА: электронно-вакуумные лампы, резисторы и конденсаторы.

ГАБАРИТЫ: шкафы, которые занимали целые машинные залы.

СКОРОСТЬ РАБОТЫ: 10-20 тыс. операций в секунду.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ: очень сложная, частая замена ламп, перегрев машин.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ: в машинных кодах.

1946 год – Джон Экерт и Джон Моучли построили первую ЭВМ, которую назвали «ЭНИАК»

Под руководством С.А. Лебедева была создана первая отечественная ЭВМ под названием МЭСМ – Малая Электронная Счетная Машина. (1950-1951г )

Программисты писали программы на машинном языке

Второе поколение ЭВМ (1955-19650 гг.)

ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА: полупроводниковые элементы – транзисторы, диоды, более совершенные транзисторы и конденсаторы.

ГАБАРИТЫ: стойки чуть выше роста человека, устанавливались в специальных залах.

СКОРОСТЬ РАБОТЫ: до 1 млн. операций в секунду.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ: стала проще.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ: появились алгоритмические языки: Fortran (Фортран), Algol (Алгол) и Assembler (Ассемблер).

В конце 1966 года была завершена разработка БЭСМ-6. Главный конструктор — Сергей Алексеевич Лебедев. Выполняла приблизительно 1 млн. операций в секунду. Программы составлены на языках программирования  высокого уровня (Алгол, Бейсик и др.)

 

Третье поколение ЭВМ (1965-1980 гг.)

ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА: интегральные схемы.

ГАБАРИТЫ: стойки и дисплей, которые не нуждались в специальном помещении.

СКОРОСТЬ РАБОТЫ: до нескольких миллионов операций в секунду.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ: большой штат сотрудников: операторов, электронщиков.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ: дальнейшее развитие алгоритмических языков: Basic (Бейсик) и Pascal (Паскаль).

 

Четвертое поколение ЭВМ (1980 г. – наст.время)

ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА: большие и сверхбольшие интегральные схемы.

ГАБАРИТЫ: персональный компьютер, занимающий часть письменного стола.

СКОРОСТЬ РАБОТЫ: до миллиарда операций в секунду.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ: в наст. время возможна одним человеком.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ: новые языки и среды программирования: Delphi, Visual Basic, С и другие. Развитие операционных систем и прикладных программ.

 

Именно в этом поколении термин «ЭВМ» заменен словом «компьютер».

1975-Altair 8800    –   США

1977-APPLE II

1982- IBM PC –корпорация IBM

1984 - Выпущен первый персональный компьютер Apple Macintosh...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщаем:

Характеристики

Поколения

Первое

Второе

Третье

Персональные компьютеры

Годы использования

40-50-е гг. ХХ в.

60-е гг. ХХ в.

70-е гг. ХХ в.

80-е гг. ХХ в. – наст. время

Элементная база

Электронная лампа

Транзистор

1 транзистор = 40 ламп

Интегральная схема

1 ИС = 1000 тр.

Большая интегральная схема

1 БИС = 1000 ИС

Размер

Зал (200 м3)

Комната

Шкаф

Стол

Количество ЭВМ в мире (шт.)

Сотни

Тысячи

Сотни тысяч

Десятки миллионов

Быстродействие (операций в секунду)

10-20 тыс.

100-500 тыс.

Порядка 1млн.

10 млн.- 1 млрд.

Объем оперативной памяти

До 64 Кб

До 512 Кб

До 16 Мб

> 16 Мб

Носитель информации

Перфокарта перфолента

Магнитная лента

Магнитный диск

Гибкий, жесткий, лазерный диск

 

 

 

 

Домашнее задание:


 

Раздел 1. Информационная деятельность человека

Раздел 1. Информационная деятельность человека

Также запрещается: 1. Передвигать компьютер, затрагивать тыльную сторону системного блока или распределительного щитка

Также запрещается: 1. Передвигать компьютер, затрагивать тыльную сторону системного блока или распределительного щитка

Источник передает (отправляет) информацию, а приемник её получает (воспринимает)

Источник передает (отправляет) информацию, а приемник её получает (воспринимает)

Речь Формирование трудового коллектива, способ сохранения и передачи накопленного опыта

Речь Формирование трудового коллектива, способ сохранения и передачи накопленного опыта

На Руси с XV века получил распространение "дощаный счет"

На Руси с XV века получил распространение "дощаный счет"

Атанасову. ЭВМ К. Цузе работала уже в конце 30-х годов и продолжала работать до 1953 года

Атанасову. ЭВМ К. Цузе работала уже в конце 30-х годов и продолжала работать до 1953 года

Под руководством С.А. Лебедева была создана первая отечественная

Под руководством С.А. Лебедева была создана первая отечественная

Обобщаем: Характеристики

Обобщаем: Характеристики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2022