Буданцев Артём Александрович
учитель физической культуры
МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла»
Роль института семьи в воспитании подростков.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в его биологическом и социальном воспроизводстве. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Цель настоящей работы является изучение влияния института семьи на развитие подростка.
Объект исследования - институт семьи. Предмет исследования психологическое развитие подростка.
Роль семьи в воспитании подростка
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Проблемы возникновения и развития семьи, ее роли в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. Тем не менее, по утверждению Т.С. Куликовой, эти проблемы не являются досконально изученными: в них остается много спорных вопросов. Общепризнанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества .
Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Конфликт в отношениях родителей и детей редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге.
Конфликт жесткое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. В педагогическом смысле это означает мировоззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение. Природную основу его составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.
Сколько семей, столько и особенностей воспитания. Но, несмотря на все их многообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям влияния на воспитание детей
Влияние семьи и ее компонентов на развитие и формирование личности имеет сложный, полифункциональный характер. Формирующий потенциал семьи, по мнению ученых (Г.М. Миньковский К.Е. Игошев, А.Г. Харчев и др.) определяется возможностями, условиями осуществления каждой конкретной семьей развивающих функций. Формирующий потенциал зависит от многих обстоятельств: социокультурного статуса семьи;
освоения родителями новых социальных ролей; условий и образа жизни семьи; состава семьи, стиля отношений в семье; общей духовной атмосферы; ценностных ориентаций родителей; ценность семьи. Формирующий потенциал семьи в целом определяют как степень ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функций.
Семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Причем роль идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.
Семья социальный институт формирования личности.
Формирование личности это процесс освоения специальной сферы общественного опыта. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Второе «рождение» личности (по А.Н. Леонтьеву) приходиться, как раз на подростковый период и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.
Именно семья обязана формировать физически и психически здоровую, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.Межличностные отношения в семье, их влияние на формирование личности и поведения детей подростков заключается в стабильности семейной среды.
Ибо доминанта ее эмоциональная уравновешенность и психическое здоровье ребенка.
В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья-подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы». И.С. Кон заявляет, что нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.
Подростничество, по утверждению психологов О.Н. Истратовой и Т.В. Эксакусто, традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст (11-13), и позитивную – старший подростковый возраст (13-15 лет).
Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, т психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости отношение подростка к самому себе как взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.
Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости: стремление быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.
К старшему подростковому возрасту, взрослый для ребенка начинает играть роль помощника и наставника. В нем подросток оценивает прежде всего личные качества, такие как справедливость, разумная требовательность и порядочность
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
На фоне новых возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные подростки и старшеклассники пристальнее оценивают масштабы личности своих родителей, отцов – в частности. Сегодня «кризис отцовства» остро проявляется в формах неполных семей, отрешенности отца от семьи. Есть на то объективные и субъективные причины, но детям от них не легче. Исследования Г.А. Филатовой показали, что в среднем 80% из них лояльно относятся к матери и только 20% - к отцам: «отец пьет много», «не заботится о семье», «не хочет помогать материально».
Педагоги выделили несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии.
На первом месте – педагогическая несовместимость родителей. Воспитание детей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности. А значительное большинство родителей приступает к этому важнейшему делу, не имея в нем сколько-нибудь ясных педагогических представлений. Но поскольку сами они воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленности.
В типичном варианте такие родители «упускают» детей, между ними складываются отношения, поправить которые чаще всего уже невозможно. Дети уходят в мир других отношений, в другую среду общения.
Другая причина – варварские методы воспитания, в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут на смену нормальному общению приходит полное отчуждение и вражда
Итак, стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям.
Правда порой именно в этот период подросток сталкивается с негативностью, а порой и нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего родителей) понять и принять его взрослость
Методы воспитания детей в семье – это способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:
- влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности;
- выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.
Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей – мягкое внушение, у других – угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод – поощрение. При отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установлены родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, а поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.
Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания:
·убеждение (объяснение, внушение, совет);
·личный пример;
·поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
·наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).
Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье: слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.
1.Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие у них отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т.д. Простые, казалось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети; 48 – какие фильмы смотрят; 67 – какая музыка им нравится, больше половины ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997 г.), 86% юных правонарушителей, севших за решетку, ответили, что родители не контролировали их позднего возвращения домой.
2.Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.
3.Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности – нет и повода и возможности для общения.
4.Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия – вовсе не роскошь, а практическая необходимость
В.А. Сухомлинский писал: «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка… В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от… элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека».
Особенности воспитания подростка в семье.
Большинство родителей волнует вопрос как будет себя вести их ребенок достигнув подросткового периода.
Зная о том, что этот возраст считается самым проблемным, поэтому на воспитание подростков следует обратить особенное внимание, хотя не во всех семьях этот возраст проходит болезненно.
Зависит это от характера ребенка и взаимоотношений между членами семьи и родителей, воспитавших ребенка в любви и научившие его быть дисциплинированным. Эти качества и помогают пережить сложный период, когда этот человечек считает себя взрослым может все, а вокруг него, как ему кажется, царит непонимание.
У многих подростков нарушается внутренние равновесия за скачков гормонального фона и подросток становится раздражительным нетерпеливым и упрямым что портит окружающим жизнь.
Ребенок начинает сам действовать, ощущая свою взрослость и независимость, пытаясь самовыражаться, показывая родителям, что для него авторитет друзей выше авторитета родителей, способен нахамить и обидеть и создать немало проблем.
В нем просыпается бунтарь, потому что уверен — молодежь более продвинута во многих вопросах и поэтому бросает вызов старшему поколению, да и себе тоже. В этот период родители должны набраться терпения, не критикуя, а сопереживая, помочь ребенку выйти из кажущегося состояния взрослости, из-за которого возникают трудности и проблемы внутреннего состояния, куда закрывает двери от близких, думая о том, что сам со всем справится.
Не оставляйте ребенка один на один со своими проблемами, старайтесь объяснить как на данный момент он должен поступать или почему нельзя чего-то делать. Договаривайтесь с подростком, убеждайте и он почувствует, что его уважают и считаются с его мнением. Только после этого и появится взаимопонимание.
Ни к чему впадать в крайности, потому что воспитание подростка очень ответственное дело. Начинать воспитательный процесс нужно не тогда когда возникают серьезные проблемы и о зрелой личности говорить не приходится, а с раннего детства, прививая ребенку любовь и заботу.
Несомненно, роль семьи в воспитании подростка имеет огромное значение в период его становления как личности.
Приобретенные в детстве привычки он несет в свою взрослую жизнь, тем самым облегчая или усложняя ее, в зависимости от того, что приобрел в семье.
В
счастливой полноценной семье вырастают сильные личности, а у
тех
родителей, которые не сдерживая свои эмоции, придираясь по малейшему
поводу, подавляли своего ребенка, он вырастет с чувством
своей неполноценности и возможно, так же будет вести себя в будущей семье.
Предъявляя
требования к своему ребенку, родители должны искать подход к нему,
учитывая нормы и морали в воспитании-стать другом и быть педагогом, который
принимает правильные и нравственные решения в той
или иной ситуации. В противоположном воспитании, где присутствует насилие
и приказы, у этих родителей ребенок просто станет грубым, начнет лгать и
попросту возненавидит своих близких людей.
И как личность он тоже не состоится, потому что у подростка нет самостоятельности, чувства достоинства, веры в себя и инициативности, потому что все эти качества были сломлены в семье. Нельзя игнорировать интересы и мнение ребенка, лишать право голоса в тех ситуациях, когда касается лично его-все это гарантирует серьезные неудачи в формировании его личности.
Сейчас у нас век вседозволенности и раскованности и свободолюбивых нравов и, нравственное воспитание подростков является противоречивым вопросом в воспитании трудного подростка, который назло обществу показывает свою грубость в общении, аморален и беспринципен.
Всем своим ярким броским видом борется с одиночеством, против равнодушия и жестокости окружающего мира, призывая взрослых обратить на него внимание и на его проблемы.
Подросток одинок и такая ситуация для него губительна потому что с каждым днем он ожесточается, становится равнодушным, одиноким и с больной психикой.
Должно быть верное представление высших ценностей. К примеру забота о ближнем, уважение к старшему поколению, забота о животных и природе, помощь, любовь, благодарность, дружеские отношения.
При отсутствии этих ценностей и появляются брошенные в детских домах дети, ранние браки и преступления.
Одним словом, при отсутствии нравственного воспитания появляется деформированное представление о всех ценностях. «Можно-нельзя» не рассматривается. Получается, что все можно и возможно:
предательство
воровство
обман, клевета
ради богатства и наживы переступают через доверие и любовь близких
Воспитание подростков в школе
Любой человек подвержен влиянию окружающей среды и поэтому школа также должна принимать в этом участие. Воспитание подростков в школе играет немаловажную роль в становлении личности в обществе. Должна присутствовать воспитательная система, способствующая запросам школьников и формировала базовые компетентности. Эта система должна состоять из нескольких пунктов:
воспитательная работа в процессе обучения
деятельность педагогов вне учебного процесса
воспитательная работа вне школы
Любая система должна быть иметь деятельный подход и несколько показателей эффективности. Приоритетом для преподавателей должна являться программа воспитания, которая является производным от системы.
Итак, семья основа жизни любого человека. Семья – социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, к событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе, животным. Все это – основная питательная и воспитательная среда, в которой дети живут, отражая мир в себе. Ребенок вырастает гражданином, если нравственный климат семьи гармонирует с моральной атмосферой в обществе. Здоровая, нравственная атмосфера семьи считается важнейшим условием правильного воспитания детей.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться .
Только в целенаправленном воспитании происходит действенное формирование человека как личности. Особенно важно это в подростковом возрасте, доминантой которого является интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.