РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Основы законодательства в
сфере профилактики семейного неблагополучия
- Семейный Кодекс РФ,
- № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»
- Порядок
взаимодействия по выявлению, учету
и организации ИПР в отношении несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном положении,
на территории Архангельской области
Основы
законодательства в сфере
профилактики семейного неблагополучия
- Семейный Кодекс РФ,
- № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»
- Порядок взаимодействия по выявлению, учету и организации ИПР в
отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном
положении, на территории Архангельской области
Семейный
кодекс РФ
Ст. 1. Основные начала семейного законодательства
Ст. 47. Основания для возникновения прав
и обязанностей родителей
Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье
Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями
Ст. 56. Право ребенка на защиту
Ст. 60. Имущественные права ребенка
Ст. 61. Равенство прав и обязанностей родителей
Ст. 63, 64. Права и обязанности родителей
по воспитанию и образованию детей,
по защите их прав и интересов.
Семейный кодекс РФ
Ст. 65, 66. Осуществление родительских прав.
Ст. 67. Право на общение с ребенком родственников
Ст. 68. Защита родительских прав
Ст. 69 -71. Лишение родительских прав
Ст. 72. Восстановление в родительских правах
Ст. 73 -76. Ограничение родительских прав
Ст. 77. Отобрание ребенка при непосредственной
угрозе жизни ребенка и его здоровью
Ст. 80. Обязанности родителей
по содержанию несовершеннолетних детей
Семейный
кодекс РФ
Ст. 122. Выявление и учет детей, оставшихся
без попечения родителей
Ст. 145-148. Установление опеки и попечительства
над детьми
Ст. 152-153. Приемная семья, приемные родители
Ст. 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»
Ст. 1.
Основные понятия
Ст. 2. Основные задачи и принципы
Ст. 4. Органы и учреждения системы
Ст. 6. Основания проведения ИПР
Ст. 9 ч.2. Выявление семей в СОП и информирование других органов
Ст. 14 ч.2. Обязанности образовательных организаций
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
(от 24.06.1999 N 120-ФЗ)
Ст. 14.2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность:
1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Порядок
взаимодействия
органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних по выявлению,
учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении
несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном положении,
на территории Архангельской области
(утв. постановлением Правительства АО
от 07.12.2010 № 373-пп)
Областной Порядок взаимодействия (пункты 6,7)
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся лица, которые вследствие безнадзорности или беспризорности оказываются в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия.
К семьям, находящимся в социально опасном положении, относятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
КЛАССНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ
Первичное выявление
детей и семей,
попавших в трудную жизненную ситуацию,
нуждающихся в помощи специалистов,
первичная диагностика семьи,
организация первичного учета
и помощи семье и детям
Преемственность
при постановке семей на учет
Классный руководитель начального звена -ДОУ
Классный руководитель среднего звена - нач. звено
Классный руководитель старшего звена - средн. звено
Классный воспитатель учреждения профобразования- старш.звено
СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
- Наблюдение
- Беседы с ребенком, родителями, родственниками,
ближайшим окружением
- Сведения об успеваемости и посещаемости
- Сведения о фактах нарушений дисциплины,
совершения правонарушений
- Получение информация от органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
- Получение информации от лиц, ранее работавших
с несовершеннолетним и семьей (преемственность)
- Социометрические исследования (социальный
паспорт класса, анкетирование, диагностики)
Этапы
работы
классного руководителя
1) Выявление несовершеннолетних и семей, нуждающихся в сопровождении.
2) Постановка на классный учет.
3) Планирование индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и семьями.
Классный
руководитель инициирует постановку несовершеннолетнего (семьи)
на внутришкольный учет, если проведенная
работа на уровне классного руководителя,специалистов школы, Совета профилактики
не принесла должных результатов.
Учет детей и семей
Городской учет
Внутришкольный учет
Учет классного руководителя
СЕМЬИ ГОРОДСКОГО УЧЕТА
Учет ГБКУ АО "Котласский ЦСПСиД "Маяк":
- семьи в социально опасном положении (СОП);
- семьи «группы риска» (ГР);
- Учет Отделения по делам несовершеннолетних
ОМВД России «Котласский»;
- Учет Отдела опеки и попечительства УСВ администрации МО «Котлас».
ДОКУМЕНТАЦИЯ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
- социальный
паспорт класса;
- список несовершеннолетних, состоящих на контроле классного руководителя;
- список семей, состоящих на контроле классного руководителя;
- организация досуга детей во внеурочное время;
- индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями;
- отчеты об организации профилактической работы (по итогам четвертей, триместров).
НАПРАВЛЕНИЯ
РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- с
детьми;
- с родителями (законными представителями);
- с педагогическим коллективом (учителя - предметники, педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по ВР) с привлеченными специалистами.
Классный
руководитель обязан уведомить администрацию школы
в случаях:
Ребенок
отсутствует в школе без уважительных причин несколько дней – завуч
Ребенок замечен в совершении правонарушения – зам. директора по ВР
Ребенок состоит на внутришкольном учете – зам. директора по ВР
Ребенок из семьи, состоящей на внутришкольном учете – соц. педагог
Ребенок из замещающей семьи – соц. педагог
Выявлены факты жестокого обращения с ребенком со стороны родителей или иных лиц – соц. педагог, зам. директора по ВР, ОМВД России «Котласский».
ЕСЛИ РЕБЕНКА НЕТ В ШКОЛЕ
Связаться с родителями.
Проверить информацию о болезни ребенка через поликлинику.
Посетить семью по месту жительства.
Поставить в известность администрацию школы.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
С РОДИТЕЛЯМИ
профилактические беседы, посещение семьи по месту жительства родительский всеобуч вовлечение семьи в коллективные дела класса, школы.
ОБРАЩАТЬ
ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА:
Строгий
контроль учебной деятельности, организация досуга детей, страницы детей в социальных
сетях, появление у детей денег, новых вещей, соблюдение «комендантского часа»
для несовершеннолетних, ночевки детей вне дома (у друзей, знакомых), наличие у
детей ключей от гаражей; от квартир, не являющихся постоянным местом
жительства семьи.
Статья 5.35 ч. 1 КоАП РФ
Неисполнение
(ненадлежащее исполнение)
родителями (иными законными представителями) обязанностей по воспитанию,
обучению, содержанию, защите прав и законных
интересов несовершеннолетних детей, в том числе допущение нахождение детей в
ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (законных
представителей).
РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ РАВНЫЕ ПРАВА И НЕСУТ РАВНЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ (ст. 63 СК РФ)
(знать данные и работать с обоими родителями!!!).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.