Роль критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода.Личный опыт осуществления критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода.
Выполнила:
Магистрант
ФГБОУ ВО ГГПИ им. В.Г.Короленко
Евгения Михайловна
Самсонова-Гавшина
Проблемная ситуация
Проблема — это расхождение, разрыв между существующей и желаемой ситуациями, т.е. между тем, что есть, и тем, что требуется.
Проблемная ситуация возникает в процессе познавательной деятельности субъекта, когда он встречает какое-то затруднение, преграду, направленные на некий объект.
«Проблемная ситуация — это противоречие между знанием и незнанием, своеобразное, специфическое соотношение между известным и неизвестным по делу, когда искомое не дано, но находится в той или иной предположительной связи с уже установленными фактами, которые в какой-то мере ограничивают и направляют поиск информационных и тактических решений».
В состав проблемной ситуации входят два компонента:
1) совокупность неполных, недостаточных знаний;
2) неизвестное искомое, сформулированное в общей форме; специфическое познавательное отношение, возникающее между ними, — отношение диалектического противоречия.
Ядром проблемной ситуации являются противоречия.
Для того чтобы сформулировать проблему, важно обозначить и третью составляющую — недостающее звено, проблемную зону.
Критический анализ
Главная задача критического анализа — объяснить суть возникшей проблемной ситуации, ответив на вопросы:
Почему она возникла?
Что лежит в ее основе?
Каковы причины ее появления?
Для того чтобы сделать проблему ясной (объяснить), надо найти расхождение, разрыв между существующей и желаемой ситуациями, т.е. между тем, что есть, и тем, что требуется.
Таким образом, проведение критического анализа позволяет понять суть и объяснить проблемную ситуацию, а также подготовить почву для собственно формулирования проблемы.
Методы решения проблем
Первый метод : «Интуитивный подход»
1) подбираем в памяти один или несколько известных нам паттернов («шаблон», «система», «структура», «принцип», «модель»), которые обладают с исходной ситуацией удовлетворительной (на наш взгляд) аналогией;
2) применяем для текущей ситуации решение, соответствующее лучшему решению для уже известного паттерна, который в данной ситуации становится моделью для его принятия.
Практичное применение своего предыдущего опыта и полученных знаний.
Интуитивные решения = удачные решения (условие -присутствие опыта).
Второй метод: «Системный подход»
1) подбираем некоторый критерий эффективности для оценки будущего решения;
2) определяем разумные границы рассматриваемой системы;
3) создаем подходящую для аналогии с исходной ситуацией модель системы;
4) исследуем свойства и поведение этой модели для поиска лучшего решения;
5) применяем найденное решение на практике.
Системный подход
Системный подход к принятию решения по проблеме предполагает следование четкому алгоритму, состоящему из 6 шагов:
1.определение проблемы;
2. определение критериев выбора решения;
3. назначение весов критериям;
4. выработка альтернатив;
5. оценка альтернатив;
6. выбор лучшей альтернативы.
Таким образом,
системный подход - направление методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.
Он способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.
Системный подход
Черты системного подхода. Системный подход – это:
Форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета:
Изучение самого предмета - «собственный» уровень;
Изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - «вышестоящий» уровень;
Изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - «нижестоящий» уровень.
Исходя из этого, системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
Самсонова-Гавшина Евгения Михайловна
Учитель музыки:
МБОУ «СОШ № 1» г. Глазов;
МБОУ «СОШ№ 10 им. Героя РФ А.Б.Ушакова»
г. Глазов
Стаж работы:
Учитель музыки – 1,6 года;
Педагог дополнительного образования АОУ УР "Региональный образовательный центр одаренных детей« – 1 год;
Музыкальный руководитель 1 категории – 12 лет;
Концертмейстер – 10 лет;
Документовед – 9 лет.
Проектная деятельность:
Проект “Размножение муравьев в условиях домашнего формикария”
1 место - городской конкурс “Подрост”;
1 место – Республиканский конкурс “Открытия 2030”;
Участие - Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды «Открытия 2030»;
Участие - отборочный тур конкурса “Большие вызовы”.
Описание социальной системы, в которой развивается проблемная ситуацияучастники конфликта:
по социальному статусу:
а) явные:
-педагог - предметник;
-обучающийся;
-родитель;
-классный руководитель.
б) неявные:
-родители обучающихся класса;
-обучающиеся в классе;
-педагоги образовательной организации;
-администрация образовательной организации.
по социальной системе:
а) администрация образовательной организации;
б)сотрудники образовательной организации;
в) родители обучающихся;
г) обучающиеся класса.
а) Не предпринимать никаких действий (перетерпеть);
б) Заставить участника конфликта выполнить требования педагога.
а) Ситуация может выйти из под контроля. Такой вариант в любом случае оставит отрицательный “след” в душе каждого человека, так как останется недопонимание между людьми. Но именно такой вариант может быть выходом для человека, который придерживается поговорки “плохой мир лучше хорошей войны”;
б) Скорее всего, такое поведение вызовет негативную реакцию на всех участников конфликта. Дальнейшее сотрудничество будет не продуктивным.
Возможные варианты разрешения проблемной ситуации
Анализ существующего состояния проблемной ситуации и возможных вариантов ее разрешения
в) Привлечь к решению проблемной ситуации неявных участников конфликта, создать “группу поддержки”.
г) Прекратить трудовые отношения с образовательной организацией
в) Проведя опрос среди “неявных” участников конфликта, можно выявить аргументы в свою защиту и добиться поддержки при решении проблемы. Однако, остальные участники могут вообще не знать о существовании каких-то претензий.
г) Данный вариант решения проблемы следует применять только в том случае, когда конфликт принимает глобальный масштаб и вариантов для решения ситуации не остается вообще.
Возможные варианты разрешения проблемной ситуации
Анализ существующего состояния проблемной ситуации и возможных вариантов ее разрешения
д) Выяснить причину конфликта напрямую с зачинщиком конфликта (исключить из решения проблемной ситуации одну сторону);
е) Всем “явным” конфликтующим сторонам “лицом к лицу” обозначить свою позицию и прийти к единому мнению;
ж) Привлечь к решению проблемной ситуации комиссию по урегулированию конфликтов организации.
д) Одна из сторон конфликта находится под влиянием «зачинщика». Урегулировав все претензии с «зачинщиком» конфликта», проблема может прекратиться самостоятельно.
е) Имеется возможность обозначить акценты и аргументы при выяснении всех обстоятельств конфликта.
ж) Конфликт такого масштаба будет еще долго отражаться в душах всех участников конфликта. Желательно все очаги недопонимания гасить на ранней стадии.
Возможные варианты разрешения проблемной ситуации
Анализ существующего состояния проблемной ситуации и возможных вариантов ее разрешения
Дополнительная информация, необходимая для разрешения проблемной ситуации
Для разрешения проблемной ситуации необходима дополнительная информация:
1. Обозначить свою позицию, в соответствии нормативной базой:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Профстандарт педагога.
2. Выявить с классным руководителем социальный статус семьи.
Варианты разрешения проблемной ситуации с учетом дополнительной информации
Варианты разрешения проблемной ситуации:
Обозначение своей позиции.
Выжидание, наблюдение.
Урегулирование спорных моментов с участниками конфликта отдельно с каждым/совместно со всеми;
Соблюдение режима субординации;
Качественная подготовка материала к занятию.
Сопоставительный анализ вариантов решения проблемной ситуации (с позиций конкретной социальной системы – образовательной организации).
Субординация соблюдена. Проблемная ситуация решается отдельно: родитель-педагог, родитель-классный руководитель, педагог-классный руководитель и обучающийся-педагог;
Обучающиеся продолжают обучаться и получать новые знания и эмоции;
Неявные участники конфликта не вовлечены в решении проблемной ситуации.
Оценка преимуществ и рисков вариантов решения проблемной ситуации.
дети получат новые знания и эмоции;
разрешение конфликтной ситуации благоприятно воздействует на весь коллектив;
более тщательная подготовка к занятиям будет способствовать самообразованию педагога.
проведение занятий до конца года не подорвет репутацию педагога;
компетентность участников конфликта может быть на разных уровнях.
Преимущества
Риски
Стратегия действий по разрешению проблемной ситуации.
1. Несмотря на возникшую проблемную ситуацию необходимо выполнять свою работу максимально качественно.
2. Ни в коем случае не обсуждать конфликт с неявными участниками.
3. Выяснить социальный статус семьи.
4.1. Выждать/понаблюдать за действиями остальных участников конфликта.
4.2. Провести консультацию/беседу с участниками конфликта (выяснить суть претензии).
1. Уважать себя и свой труд.
2. Следует понимать, что сделано все, и винить себя не за что. Дети с радостью идут на занятия. Не стоит сплетничать.
3. Требуется информация.
4. Осуществить наблюдение, успокоиться, посмотреть на ситуацию со стороны.
5. В случае, если конфликт действительно имеет место, провести беседу с участниками конфликта.
6. По результатам беседы провести “работу над ошибками”.
Стратегия действия
Реализация стратегии действий
Конфликтная ситуации была разрешена
Прогноз повторения проблемной ситуации.
Данная ситуация может повториться в будущем, так как недопонимания возникают в любом коллективе. Следует понимать, что моральные нормы и чувство собственного достоинства нужно сохранять всем участникам конфликта. Выполнять свои обязанности на рабочем месте следует качественно.
«Честь, достоинство, уважение к себе и другим».
Анализ действий по разрешению проблемной ситуации.
Роль критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода.Личный опыт осуществления критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода.
Выполнила:
Магистрант
ФГБОУ ВО ГГПИ им. В.Г.Короленко
Евгения Михайловна
Самсонова-Гавшина
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.