Роль курса ОРКСЭ в духовно – нравственном воспитании школьников
В настоящее время духовно – нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело большую значимость. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе воспитания подрастающего поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально – нравственной обстановки в обществе, спад культурно – досуговой работы с детьми и молодежью. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности стремятся быть похожими на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев – 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек – сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: «Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо владеет боевым искусством и сметает все на своем пути». Только у 14% детей представление об их будущей жизни включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служению обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: «Я хочу быть банкнотом (имеется в виду банкир), потому что банкир богатый ».
В августе 2009 г. По итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.
Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует воспитанию нравственности. Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки. Это мощная прививка от безнравственности. ОРКСЭ – это противоядие от бескультурья. Во всех мировых традиционных религиях, в частности в православии, есть заповеди, нравственные нормы. Знакомство с традиционной духовной культурой расширяет кругозор. И именно эти знания помогут формирующейся личности в стрессовой ситуации.
В основные задачи курса входят: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.
Данные задачи решаются путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.
Обратимся к темам уроков: «Мораль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», Альтруизм и эгоизм». Названия тем говорят сами за себя. Эти уроки учат делать моральный выбор - выбор между добром и злом, помогают осознавать свое поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей.
В беседе с родителями узнаю о том, что дети стали интересоваться историей семьи. Детям интересно, кто были их предки, чем они занимались, откуда родом, какими были их семейные традиции. Я поняла, что для выполнения основных задач курса очень важно сотрудничество родителей, детей и всех членов их семей. Духовно – нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.
При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации я предлагаю ребятам обращаться к членам своей семьи. Много интересного они узнают от людей старшего поколения. Первым жизненным навыкам учатся не только у родителей, но и у дедушек и бабушек. А главное - они, эти прожившие долгую жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старшего поколения к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. В нашей школе традиционным стало проведение дня пожилого человека. Дети становятся активными участниками акции «Подари улыбку», в ходе которой изготавливают своими руками открытки со словами благодарности людям старшего поколения и вручают их жителям микрорайона. Радует то, что дети становятся организаторами, приобщая к благотворительности родителей, старших братьев и сестер.
В нравственном воспитании учащихся начальных классов очень актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Уроки данного курса предполагают различные формы работы: беседы на этические темы, Чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, анализ положительных и отрицательных поступков героев.
На этих уроках эффективным является использование метода проектов. Часть тем проектов предлагают нам авторы учебников. Это «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины». Но ребята, исходя из материала, пройденного на уроке, предлагают темы более близкие и интересные для них: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», «Мой дружный класс», «Добрые дела в моей жизни», «Традиции моей семьи».
Таким образом, курс «ОРКСЭ»» предполагает рост духовно – нравственного развития ребенка. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во взрослую жизнь, ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.