Роль курса ОРКСЭ в духовно- нравственном воспитании школьников.
Оценка 4.9

Роль курса ОРКСЭ в духовно- нравственном воспитании школьников.

Оценка 4.9
docx
05.03.2024
Роль курса ОРКСЭ в духовно- нравственном воспитании школьников.
Роль курса ОРКЭС в духовно- нравственном воспитании школьников..docx

Роль курса ОРКСЭ в духовно – нравственном воспитании школьников

    В настоящее время духовно – нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело большую значимость. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе воспитания подрастающего поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально – нравственной обстановки в обществе, спад культурно – досуговой работы с детьми и молодежью. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности стремятся быть похожими на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев – 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек – сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: «Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо владеет боевым искусством и сметает все на своем пути». Только у 14% детей представление об их будущей жизни включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служению обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: «Я хочу быть банкнотом (имеется в виду банкир), потому что банкир богатый ».

    В августе 2009 г. По итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.

 Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует воспитанию нравственности. Данный предмет  носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки. Это мощная прививка от безнравственности. ОРКСЭ – это противоядие от бескультурья. Во всех мировых традиционных религиях, в частности в православии, есть заповеди, нравственные нормы. Знакомство с традиционной духовной культурой расширяет кругозор. И именно эти знания помогут формирующейся личности в стрессовой ситуации.

    В основные задачи курса входят: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

    Данные задачи решаются  путем включения в каждый модуль  материалов по истории России и мира, литературе, музыки, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.

     Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.

    Обратимся к темам уроков: «Мораль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», Альтруизм и эгоизм». Названия тем говорят сами за себя. Эти уроки учат делать моральный выбор -  выбор между добром и злом, помогают осознавать свое поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей.

    В беседе с родителями узнаю о том, что дети стали интересоваться историей семьи. Детям интересно, кто были их предки, чем они занимались, откуда родом, какими были их семейные традиции. Я поняла, что для выполнения основных задач курса очень важно сотрудничество родителей, детей и всех членов их семей. Духовно – нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.

    При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации я предлагаю ребятам обращаться к членам своей семьи. Много интересного они узнают от людей старшего поколения. Первым жизненным навыкам учатся не только у родителей, но и у дедушек и бабушек. А главное -  они, эти прожившие долгую жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старшего поколения к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. В нашей школе традиционным стало проведение дня пожилого человека. Дети становятся активными участниками акции «Подари улыбку», в ходе которой изготавливают своими руками открытки со словами благодарности людям старшего поколения и вручают их жителям микрорайона. Радует то, что дети становятся организаторами, приобщая к благотворительности родителей, старших братьев и сестер.

      В нравственном  воспитании учащихся начальных классов очень актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Уроки данного курса предполагают различные формы работы: беседы на этические темы, Чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеосюжетов,  анализ положительных и отрицательных поступков героев.

    На этих уроках эффективным является  использование метода проектов. Часть тем проектов предлагают нам авторы  учебников. Это «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины». Но ребята, исходя из материала, пройденного на уроке,  предлагают темы более близкие и интересные для них: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», «Мой дружный класс», «Добрые дела в моей жизни», «Традиции моей семьи».

    Таким образом, курс «ОРКСЭ»» предполагает  рост духовно – нравственного развития ребенка. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во взрослую жизнь, ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. 


 

Роль курса ОРКСЭ в духовно – нравственном воспитании школьников

Роль курса ОРКСЭ в духовно – нравственном воспитании школьников

Обратимся к темам уроков: «Мораль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба»,

Обратимся к темам уроков: «Мораль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба»,

восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2024