«Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле»
Оценка 4.8

«Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле»

Оценка 4.8
docx
24.03.2021
«Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле»
МУЗЫКА 1 - копия (18).docx

Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле

 

Цель: определить значение термина «легкая» музыка на при­мере музыки А. Хачатуряна.

 

Задачи:

- обучающая – ознакомить с творчеством А. Хачатуряна.

- развивающая – формирование представления о музыке как о художественном воспроизведении жизни.

- воспитательная – воспитание личностного понимания историко-нравственной сущности музыкального наследия.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Работа по теме урока:

 

I. Беседа о музыке А. Хачатуряна.

-        Музыку А. Хачатуряна мы слышали в классе уже несколько раз и обычно по двум-трем тактам незнакомого произведения узна­вали его автора.

Наиболее характерные черты его творчества:

-   особое пристрастие к танцевальности (его балеты «Гаянэ», «Спартак»);

-   особенно яркое и красочное звучание оркестра, своеобразие мелодий, связанных с интонационной природой народной музыки Армении.

-   Сегодня прозвучит музыка, в которой мы услышим все харак­терные черты, но восточные интонации в ней почти не заметны. Это объясняется тем, что услышим мы музыку, которую Хачатурян сочинил (еще до Великой отечественной войны) к постановке в од­ном из московских театров пьесы М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Естественно, что русская интонация вышла здесь на первый план. В пьесе «Маскарад» рассказывается о драматических событиях, зародившихся на костюмированном балу и завершившихся траги­ческой смертью героини пьесы Нины Арбениной.

В начале XX века эту пьесу уже ставили в театре, и музыку к ней написал А. К. Глазунов. Он сочинил музыку ко всему спектак­лю, а вот вальс, самую важную сцену, он отказался писать. Он был убежден, что лучший, более подходящий к этой сцене, чем «Вальс-фантазия» М. Глинки, написать невозможно.

 

Напомнить фрагмент «Вальса-фантазии».

 

«Это не просто вальс, а целая лирическая драма, разворачи­вающаяся на фоне вальса».

Хачатурян написал всю музыку к драме, в том числе и вальс - напряженный, страстный, полный драматической взволнованности. Этот вальс - одно из вдохновеннейших произведений Хачатуряна -давно уже завоевал широчайшую популярность во всем мире.

 

Звучит «Вальс» Хачатуряна.

Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье

Кружилась я быстрей - и чудное стремленье

Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,

И сердце сжалилось; не то, чтобы печаль,

Не то, чтоб радость...

М. Ю. Лермонтов

 

-        Какая из предложенных частей монолога героини могла б стать эпиграфом:

1)к «Вальсу» М. И. Глинки;

2)к «Вальсу» А. И. Хачатуряна.

 

Обосновать.

 

Звучит «Галоп».

-    

-   Какой танец относится к «легкой» музыке, какой к «серьез­ной», хотя оба бальные? Почему?

-   Почему для создания картины бала выбран такой танец, как галоп? По словам Арбенина маскарадная толпа «стрекочет и гу­дит...»

 

Вывод. Это один из примеров того, как «легкая» и «серьез­ная» музыка уживаются рядом в одном и том же произведении.

-        Что такое «легкая» музыка? (Легкая для восприятия - от эс­традной песенки до Моцарта - и легкая по содержанию. Основной признак легкой музыки - ее развлекательность, т. е. определения «серьезная» и «легкая» — не формальные, а содержательные. Пес­ня - от шлягера до песен Шуберта. Танец - от полонеза Шопена до танца на танцплощадке. Марш от траурно-героического Бет­ховена до циркового парада-алле. Т. е. далеко не всегда можно провести резко очерченную грань. Только понимая многообразные связи между «легкой» и «серьезной» музыкой, можно избежать догматизма. Мы с вами видели на примерах музыки Верди, где «развлекательные» эпизоды подчинены глубокому замыслу всей оперы, точно так же элементы серьезной музыки, например в оперетте, подчинены общему развлекательному характеру.)

II.      Исполнение романса Николая и Кончиты А. Рыбникова.

III.    Разучивание песни «Друг для друга», муз. В. Иванова
сл. В. Некляева.

Исполнение учителем.

-   Какие чувства и настроения пробуждает в вас песня?

-   О чем она?

Разучивание 1 -го куплета и припева.

-        Обратить внимание на ритмическую пульсацию куплета, на синкопу. Прохлопать ритм.

 

Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература: Учебник, программа.

2. Наглядные пособия:  Музыкальный материал: «Галоп» и «Вальс» А. Хача­туряна, «Вальс-фантазия» М. Глинки, «Романс Николая и Кончи­ты» А. Рыбникова, «Друг для друга», муз. В. Иванова, сл. В. Некляева.

 

 

 

 

 

 


 

Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле

Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле

Хачатуряна -давно уже завоевал широчайшую популярность во всем мире

Хачатуряна -давно уже завоевал широчайшую популярность во всем мире

Разучивание 1 -го куплета и припева

Разучивание 1 -го куплета и припева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2021