Роль музыки в ДОУ
Оценка 4.8

Роль музыки в ДОУ

Оценка 4.8
doc
20.04.2020
Роль музыки в ДОУ
Роль музыки в ДОУ.doc

                 Роль музыки в развитии дошкольников.

 

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Приобретая в непосредственной образовательной деятельности (НОД) в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству.

Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить еѐ основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

·

Развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

·

Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры;

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и много другого.

                                                           

 

 

 

 

 

Организация музыкальной деятельности в детском саду.

 

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания. Основная цель музыкального воспитания ребенка  - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения.

   Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

 Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного еѐ осуществления. В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности: ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма  - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке  - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем

незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье. Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья  - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он

обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Все семьи имеют разный уровень социальной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности. В других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план.

Важной задачей, стоящей перед образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого нужно проводить консультации для родителей, знакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.

Помощь семьи, несомненно, необходима в процессе музыкального воспитания ребенка, но главным здесь остается детское образовательное учреждение, которое должно способствовать полноценному развитию личности ребенка и его музыкальной культуры, направить его таланты и способности в нужное русло. Для комплексного музыкального развития детей составляется программа занятий для каждой возрастной группы в отдельности. В основании этой программы могут лежать различные методики, которые выбираются преподавателем на свое усмотрение, но все они должны быть направлены на развитие ребенка, вовлекать его в «музыкальный мир». В программе занятий также должны присутствовать основные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмическое движение, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно также помнить и об общем развитии детей. Коллектив детского сада также должен сотрудничать со специалистами музыкальной школы, это поможет разработать наиболее эффективную методологию для проведения занятий по музыкальному воспитанию.

О необходимости систематического музыкального воспитания детей с раннего возраста говорил В. М. Бехтерев. В своих работах, посвященных этому периоду детства, он писал о том, что именно период «первого детства»

является самым благоприятным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы. Вот почему главной целью музыкального воспитания должно быть, развитие музыкального слуха ребенка в пении и слушании музыки. Должны также соблюдаться два основополагающих принципа музыкального воспитания детей: учѐт реакции со стороны ребенка и соблюдение строгой соразмерности в музыкальных впечатлениях.

Правильно организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой

личности.

Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. В процессе занятий в группах раннего музыкального развития решаются важнейшие задачи в развитии ребенка. Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей.

Специально созданный и подобранный материал создает яркую основу для занятий. Целью работы является общее психическое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.

Задачи:

-

способствовать раннему развитию ребенка через комплексную музыкальную деятельность;

-

помочь детям младшего дошкольного возраста в увлекательной игре войти в мир музыки; ощутить и пережить ее чувственно;

-

создать предпосылки к формированию творческого мышления;

-

способствовать практическому усвоению музыкальных знаний;

-

формирование готовности к дальнейшему обучению;

-

развитие навыков общения и соучастия: контактности, доброжелательности, взаимоуважения;

-

формирование у детей качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия.

Работа с детьми должна соответствовать современным требованиям, включать в себя новые разработки. Она должна иметь развивающий характер, быть ориентирована на общее и музыкальное развитие ребенка в процессе овладения им музыкальной деятельностью.

Должны быть учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми. Содержание должно быть ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Необходимо оснащение практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий.

1) подвижные игры, развитие крупной моторики, развитие координации движений и концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование двигательных навыков, коррекция речи в движении (проговаривание, подпевание, формирование речедвигательных навыков), выработка слаженности действий в коллективе, развитие навыков социального взаимодействия, развитие совместной продуктивной деятельности.

2) развитие мелкой и крупной моторики, развитие моторики пальцев, кистей рук, с помощью пальчиковых игр происходит обучение счету.

3) развитие слуха, голоса, простейшее интонирование (голоса животных, звуки природы, забавные слоги), развитие звуковысотного, динамического, тембрального слуха, пение и движение, инсценировки, элементарная голосовая импровизация.

4) физическое развитие, развитие культуры движений, оздоровительная работа, укрепление организма ребенка, формирование мышечного корсета, развитие дыхательной и сердечнососудистой систем. Развитие координации движений, концентрации внимания, ловкости, уверенности в себе. Развитие способностей к двигательному творчеству.

5) знакомство с музыкальной грамотой, обучение игре на шумовых и звуковысотных инструментах, знакомство с музыкальными инструментами, слушание музыкальных произведений, эмоциональное переживание музыки в пластических импровизациях.

6) развитие творческих способностей, воображения, озвучивание и инсценировка сказок, стихов, пластические этюды и двигательные импровизации в процессе активного слушания музыки, инструментальное музицирование, импровизации на шумовых и детских музыкальных инструментах.

7) звукотерапия, освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (упражнения на релаксацию, на формирование правильного дыхания, оздоровительные техники).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках.

 

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя  - одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников. Необходима заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя. Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку... И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

1.

На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2.

Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3.

На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться, настроить детей на занятие.

4.

Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

5.

Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.

6.

Следить за правильным выполнением детьми движений.

7.

Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

8.

В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

 

Остановимся также на проведении праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе. Праздник в детском саду  - это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.

5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними (показ движений незаметно для родителей)

10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

 Праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.Н. А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

2.А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении »

3.Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»

4.С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение»

5.Журнал «Справочник музыкального руководителя»

6.М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»

7.М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»


Скачано с www.znanio.ru

Роль музыки в развитии дошкольников

Роль музыки в развитии дошкольников

Организация музыкальной деятельности в детском саду

Организация музыкальной деятельности в детском саду

Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка

Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка

Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе…

Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе…

Развитие координации движений, концентрации внимания, ловкости, уверенности в себе

Развитие координации движений, концентрации внимания, ловкости, уверенности в себе

Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках

Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках

Остановимся также на проведении праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе

Остановимся также на проведении праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020