Тема урока: «Роль народного ополчения в Смутное время».
Класс: 7а
Цели: рассказать о подъёме национального самосознания русского народа и патриотического движения; рассказать об этапах освобождения страны от захватчиков; воспитать в учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности.
Задачи урока: обучающая: продолжить знакомство учащихся с событиями Смутного времени; рассказать об этапах освобождения страны от захватчиков; определить значение для России воцарения новой династии – Романовых; развивающая: учить сопоставительному анализу фактов и явлений с установлением их взаимосвязи; определению причинно – следственных взаимосвязей, формированию выводов по результатам анализа; переводу информации из аудиовизуального ряда в таблицу, текст и др. воспитательная: воспитывать патриотические чувства, через раскрытие решающей роли народных масс в борьбе против интервенции и в освобождении страны, на примерах К.Минина, Д.Пожарского.
План урока:
Проверка домашнего задания.
Первое и Второе народные ополчения. Осада и освобождение Москвы.
Земский собор 1613 г. Воцарение Михаила Романова.
Важнейшие даты: лето-осень 1612 г. – осада Москвы; 1613 г. – Земский собор; 1613-1645 гг. – царствование Михаила Романова.
Выдающиеся личности: К.А. Минин; Д.М. Пожарский; Гермоген; Иван Сусанин.
Оборудование: учебник 7 класса. Карта «Россия в XVII в.»; Установка мультимедиа, Презентация Microsoft Office PowerPoint «Роль народного ополчения в Смутное время», раздаточный материал.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь, сегодня у нас необычный урок, мы сможем управлять временем и перенесёмся в начало XVII века. Обратите внимание на экран! К кому обращается Гермоген?
Ученик. К народу
Учитель. К чему он призывает?
Ученик. Чтобы народ поднялся на защиту Отечества.
Учитель. Почему же необходимо было весь народ поднять на борьбу?
Ученик.
Учитель. Действительно, ведь в Смоленске Сигизмунд III, в Новгороде шведы, Псков осадил Лжедмитрий третий (Сидорка), а в Коломне Ворёнок - сын Лжедмитрия 2. Видите, вся территория у нас оказалась охвачена недругами, врагами России. Именно поэтому Гермоген и призывал созвать Всенародное ополчение.
А как называется военное формирование, в котором участвует народ?
Ученик. Ополчение
Учитель. А в чем состояла опасность для нашей Родины?
Ученик. Потому что Смоленск, Великий Новгород, Псков, Коломна – находятся в опасности.
И так я думаю, что вы можете сказать о чем мы будем говорить. (Тему на доску!)
Учитель. И первой шла Рязань!
Гонцы скакали по полям, в другие города
В беде давайте помощь нам, не то нам всем беда
Восстань народ родной земли, на подвиги восстань
Все города навстречу шли и первой шла Рязань!
Перед вами на столах карточки, наша с вами задача заполнить таблицу деятельности Первого народного ополчения, обратимся к учебнику на странице 23. От абзаца «Первым напротив польских захватчиков…» прочтите и давайте постараемся с вами ответить на вопросы.
Итак, какой город первым встал на защиту страны?
Ученик. Рязань
Учитель. Цель?
Ученик. Изгнание интервентов, восстановление государства
Учитель. Руководители?
Ученик. П.П. Ляпунов, И.М. Заруцкий, С.П. Трубецкой
Учитель. Участники ополчения?
Ученик. Рязанские тушинцы, дворяне, казаки, горожане, москвичи, героизм Пожарского
Учитель. Итоги?
Ученик. Потерпели поражение
Учитель. Почему это произошло? Каковы причины поражения? Что же случилось в их отрядах?
Ученик. Не согласованность действий, казаки убили Ляпунова - предводителя восстания, движение потеряло руководителя, они же могли согласованно действовать!
Учитель. Не получилось, ситуация ухудшается. Гермоген, опять обращается с грамотами и призывает весь народ подняться! Первым на его призыв откликнулся на борьбу с врагом нижегородский староста Кузьма Минин обратился к жителям Новгорода со словами, ребята посмотрите документ на странице 24 «Честь и Слава»,
с какими же словами обратился Минин к нижегородцам? (вопросы к документу)
Ученик. Народ был готов на всё.
Учитель. Действительно, были готовы пожертвовать всем, и детьми и жёнами, ради спасения Отечества. И теперь начинается формирование народного ополчения. Наша с вами задача разобраться теперь с целями и задачами второго ополчения.
Итак, в каком городе было организовано второе ополчение?
Ученик. Нижний Новгород
Учитель. Возвратимся к таблице и заполняем её по ходу урока
Руководители?
Ученик. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
Учитель. Цель?
Ученик. Освобождение России от иноземных захватчиков
Учитель. Участники?
Ученик. Посадское население, Кузьма Минин поддержал - дворяне, церковь, казаки
Учитель. Какие действия были предприняты для организации народного ополчения?
В июле 1612 года ополченцы двинулись в Москву (слайд 5), не совсем обычным маршрутом, через Ярославль и города северо-восточной Руси. Остановившись у Ярославля на 4 месяца, Дмитрий П. провел обучение войнов, укрепил дисциплину в отрядах. Это событие получило название в истории как «Ярославское стояние». Ярославль стал не только центром самого ополчения, но и временной столицей государства. Ополчение, которое превратилось в боеспособное войско, двинулось на Москву. Для управления страной «Совет всея земли»
Спешило войско Гетмана Ходкевича к полякам. Пожарский ранее его расположился на западной окраине Москвы, Трубецкой на восточной окраины.
22 августа Кремлёвский гарнизон поляков устремился навстречу гетману и укрылся за кремлёвскими стенами. Сражение началось с войсками Ходкевича, отряды Трубецкого самовольно бросились помогать ополчению Пожарского, от огромного натиска поляки бежали.
Главное сражение произошло 24 августа, гетман двинулся к Кремлю и напал на конницу Трубецкого, принудил к бегству, но пехота остановила его, сражение продолжилось до вечера, поляки вот бы одержали победу, как положение спас Кузьма Минин. С Отборной дружиной перебравшись через Москву-реку, и с тыла ударил по лагерю неприятеля, началась паника. Ходкевич с позором бежал от Москвы, положение польских войск засевших в Кремле и Китай городе стало безнадёжным.
1 ноября ополчение заняло Китай-Город, а 4 ноября остатки польского гарнизона сдались. Москва была полностью освобождена от захватчиков.
Это была полная победа патриотических сил.
Итоги:
В честь этого события с 4 ноября 2005 года в нашей стране отмечается государственный праздник – День народного единства!
«НЕ ЗАБУДЕТ НАШ НАРОД ДОБЛЕСТЬ РУССКИХ ВОЕВОД!
Добрый памятник поставлен двум героем всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной
Он отмечен годом, днём,
И начертано на нём
«Гражданину Минину
И князю Пожарскому –
Благодарная Россия!»
Видишь, витязи какие,
Сыновья родной земли
За неё бои вели.
На гранитном пьедестале
Перед площадью они
Много, много раз встречали
Знаменательные дни
Молча витязи гордились,
Что столица их росла,
На глазах у них творились
Величайшие дела.
Изгнали поляков из Москвы, но встал вопрос о том, кто же будет править Российским престолом? Скажите, кто мог претендовать на Российский престол?
Ученик. Семибоярщина пригласила Владислава, Сигизмунд III, так как он отец Владислава и вторгался в Россию, Ворёнок- сын царевича Дмитрия, князь Пожарский.
Учитель. Но была предложена ещё одна кандидатура, сын Филарета, который был в это время в польском плену.
В январе 1613 года был созван Земский собор, на котором практически единогласно был избран Михаил Фёдорович Романов.
О том, как прошли выборы на Земском соборе, мы с вами поговорим на следующем уроке.
Оценки за урок получили: В. Элина, Ж. Екатерина, Г. Константин, С. Полина.
Спасибо за урок!
Но поляки не унимались и хотели убить вероятного кандидата на Российский престол- Михаила Федоровича Романова, что помогло бы им сохранить российский трон для польского короля. + Сусанин.
Приложение:
Заполните сравнительную таблицу «Первое и Второе народные ополчения».
Линии сравнения |
Первое ополчение |
Второе ополчение |
Город
|
|
|
Руководители
|
|
|
Участники
|
|
|
Цель
|
|
|
Итоги деятельности
|
|
|
Тест «Первое и Второе народные ополчения».
Какому государственному деятелю времён Смуты приходился сыном избранный на престол Михаил Романов? |
|
|
Кто возглавил Второе ополчение, собранное в Нижнем Новгороде? |
|
|
Патриарх в Тушинском лагере Лжедмитрия II? |
|
|
Как звали патриарха, который выступил против приглашения Владислава на российский престол, после чего был заключен в Чудов монастырь в 1612 г.? |
|
|
В честь какого события в нашей стране 4 ноября отмечается праздник? |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.