РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ВЕБИНАРЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ И ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Я начну свое выступление с отрывка из статьи писателя и философа 19 века Евгения Трубецкого «Умозрение в красках». «Помнится , года четыре тому назад я посетил в Берлине синематограф, где демонстрировалось дно аквариума, показывались сцены из жизни хищного водяного жука. Перед нами проходили картины взаимного пожирания существ – яркие иллюстрации той всеобщей беспощадной борьбы за существование, которая наполняет жизнь природы. И победителем в борьбе с рыбами, моллюсками, саламандрами неизменно оказывался водяной жук, благодаря совершенству двух орудий истребления: могущественной челюсти и ядовитыми веществами, которыми он отравлял противника.» Все это вызвало у автора статьи чувство нравственной тошноты. Этой бессознательной, слепой жизни внешней природы противопоставляется в человеке иное, высшее веление, обращенное к его сознанию и воле. Но по признанию автора, «жизнь человечества в его целом поразительно напоминает то, что можно видеть на дне аквариума.» В мире животном техника истребления объясняется простым «отсутствием духовной жизни», в мире человеческом она же – «всецело изобретение человеческого ума». Именно «в этом падении человека заключается главный ужас ». (Е. Трубецкой «Умозрение в красках»)
Во все века истории человечества люди воспринимали религию как центр духовной жизни, как ее главный, а может быть и единственный источник. Еще в начале прошлого 20-го века великий мыслитель и философ русской культуры Иван Александрович Ильин писал о современном человеке, который «религиозно мертвеет, умственно и нравственно вырождается и идет навстречу невиданному еще в истории человечества культурному кризису», что мы с вами, уважаемые современники может констатировать в полной мере сегодня. По словам того же Ильина «утратив Бога и Христа, религиозно неустроенная и нравственно распадающаяся, душа современного человека только и может стать жертвой приобретательских инстинктов и хозяйственных законов», предаваясь «безрелигиозному и безбожному искусству, которое становится праздным развлечением и нервирующим зрелищем».
Я обращаюсь к вам, уважаемые мои коллеги с пламенным призывом возродить истинную русскую культуру. Ибо культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму. Ибо настоящий педагог-христианин призван не бежать от наполненных грехами мира и человека, «но вносить свет Христова учения в земную жизнь и творчески раскрывать Дары Святого Духа в ее ткани,» т.е создавать христианскую культуру на земле.
Неделю назад я слушала нашего замечательного философа, пламенного пропагандиста русского языка Василия Давидовича Изорбекова. Так вот он, в своей лекции сказал, что традиционно музыкальное воспитание детей в России лежало на трех китах: православной, народной и классической музыке, что благотворно сказывалось и на мироощущении, психическом состоянии и образованности русского человека. Сегодня мы эти трёх китов благополучно утопили и плывем на «Титанике» современной западной культуры. Айсберг уже рядом…
Многие педагоги понимают, что исправить положение можно лишь, возвратившись к духовным традициям Русской Школы. Без веры в Бога ребенку невозможно объяснить, что табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков это нарушение заповедей Божиих и является тяжким грехом. Отметим, что многочисленные попытки сделать это без Бога сводятся к примитивному объяснению физиологического вреда для здоровья. Такой подход как раньше, так и теперь практических результатов не приносит, главным образом потому, что сиюминутен, неубедителен, быстро забывается и в конечном итоге порождает к самому себе (подходу) насмешливое отношение. Вспомним, например: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким умрет!»
Сущность религиозного подхода в образовании зафиксирована в самой этимологии слова « образование». Образ в религиозном аспекте представляет собой напоминание о божественно-идеальном событии. Это позволяет нам заключить, что образование – это не только набор знаний, эстетика существования, порядочность, но и реальность духовной жизни, основанная на представлении об абсолютных ценностях.
Светлый образ - вот что можно назвать первоосновой православного искусства в отличии от западного. Вспомните икону в церкви – она вся пронизана светом. Причем не столько физическим, сколько внутренним, одухотворенным. И в отличии от нее фрески и росписи католического храма. - изображения реалий бытия, сцены из жизни Христа просто наглядно доказывают нам его историческую достоверность, но не проникают в душу, наполняя ее нравственным потрясением. (Исключением могут быть, положим, полотна Рафаэля и Леонардо да Винчи).
То же в церковной музыке. В византийском, готическом, католическом храме царит орган. По словам Павла Флоренского звук органа ощущается «слишком сочным, слишком тягучим, слишком чуждым прозрачности и кристалличности, слишком связанным с непросветленной подосновой человеческой сущности в ее натуральности».
Православный храм призван стать «небом на земле» для человека, который входя в него погружается в особый мир. Если византийский купол над храмом изображает собой свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический шпиль выражает собой неудержимое стремление ввысь. Наша же отечественная «луковица» над храмом воплощает в себе идею «глубокого молитвенного горения к небесам». Это завершение русского храма – как бы «огненный язык» нашей веры. Когда смотришь издали при ярком солнечном освещении на старинный русский монастырь или город, со множеством возвышающихся над ним храмов, кажется что весь он горит многоцветными огнями… они манят к себе, как дальнее потустороннее видение града Божьего. Этому способствует и архитектура православного храма - условия особой акустики, и музыка, и живопись. «Храм поднимается как то начало, которое должно господствовать в мире. Сама вселенная должна стать храмом Божьим». (Е.Трубецкой. «Умозрение в красках»). Лики святых смотрят с икон и строго, и умильно. Человек слышит слова молитв, текст Священного писания и в слове священника, и в пении хора. Все, что окружает человека в храме, подчинено одной идее и, гармонично сливаясь воедино, возносит человеческий дух ввысь. «Горе имеет сердца» (обратим сердца ввысь) – взывает священник на литургии. Все это вместе с невыразимой силой воздействует на внутренний мир человека. Атмосфера храма призвана духовно наполнить человека, этой же цели служит православная музыка.
Чтобы увлечь детей православной музыкой первое, что необходимо сделать – посетить с ними литургию, чтобы они вживую услышали православные песнопения. Православные храмы отличаются поразительным акустическим совершенством. Высокие купола, голосники с объемной акустикой создают эффект неземного, небесного звучания. Голоса певцов поднимаются в высоту купола, тембры их, смешиваясь, доносятся сверху из купола слитно, объемно, звучно, отдаваясь эхом, как бы имитируя ангельское пение. Свет, льющийся с музыкой из купола, отблески свечей у икон, светящиеся лики святых – все это оставляет неизгладимый след в душе каждого ребенка. Мы же, часто по собственной лености, или нехватки времени, или из боязни негативного отношения родителей или руководства (причины всегда найдутся), вместо посещения храма, включаем аудиозапись духовной музыки, даем слушать ее детям, наивно надеясь, что они проникнутся духовностью и увлекутся православной эстетикой. Смею вас уверить – не проникнутся и не увлекутся. Если их слушательский опыт не выходит за рамки школьной программы по музыке , аудиознакомство с музыкой православной будет чисто формальным. Таковым же будет и исполнение, даже если оно и состоится.
Я это говорю, исходя из собственного более чем 20летнего опыта работы с фольклорным ансамблем. 10 лет, будучи учителем МХК в гимназии я изучала основы христианской этики, православного искусства и пыталась детям передать свои знания и духовный опыт. Первые годы были попытки петь православные песни и духовные стихи. Но дети не могли проникнуть в характер произведений, одни звучали скорбно, другие излишне бравурно. Звук был плоский, неживой. В какие-то годы я вообще отказалась от пения этих песен… Пока мы не попали с детьми на службу в Успенский собор в Пасхальную седьмицу, где услышали замечательный местный хор. Ребята вышли со службы потрясенные, нам разрешили подняться на колокольню и позвонить в колокола. Уже на другой день, на репетиции пасхальная песня «Раным-рано» звучала совсем по-другому. А волочебная «Пойдем братцы вдоль улицы» пелась как гимн: торжественно и вдохновенно. А через год нас пригласили на фестиваль Древнерусской культуры в город Тару. Именно там, в старинном Воскресенском соборе некоторые дети впервые приняли обряд Святого Причастия. А в следующий наш приезд на фестиваль детям во время службы предложили петь на месте хора под руководством местного священника отца Михаила. Надо сказать, что руководитель Тарской Епархии Владыко Савватий очень нежно относится к нашему ансамблю, всегда приглашает детей на совместную трапезу, беседует с детьми, присутствует на всех наших выступлениях на фестивале. Продолжился опыт знакомства с духовной музыкой и исполнения её во время благотворительных концертов для прихожан в православных приходах. А затем и участие в фестивалях православной музыки в Омске и за его пределами. Теперь я понимаю, что только личный духовный опыт ребенка дает толчок к пониманию православной культуры и овладению техникой её исполнения.
Теперь непосредственно поговорим о предстоящем фестивале «Благовест», который задумывался именно как фестиваль православной музыки. Но к большому сожалению таковая на фестивале звучит очень в малом количестве. Чтобы фестиваль состоялся устроители его добавили номинации: патриотическая песня, народная песня, песни лирические (о матери, родных местах и др.) Но, уважаемые коллеги, давайте будем откровенны хотя бы между собой. Православная песня есть песня православного, т.е. духовно-религиозного содержания. Опять же будьте внимательны к содержанию. Духовно-нравственное содержание присутствует во многих песнях, но не все из них православные. Ныне интернет забит песнями религиозными, но это тоже не православная песня, так как многие из них являются переводами баптистских и других сектантских песнопений. Их можно узнать по битовому музыкальному сопровождению, примитивному рефреновому тексту, эстрадной мелодике. Я три дня сидела в инете, подбирая примеры современной православной песни для нашего вебинара. Вы как специалисты, музыканты понимаете, что найти «ту» песню, которая стала бы любимой вашими детьми и слушателями, очень трудно. Поэтому призываю вас быть терпеливыми и требовательно относится к тому, что поют ваши дети. Вы все прекрасно знаете, как воздействует музыка на генетические коды ребенка, на его психическое состояние. Всем известны примеры с классической музыкой и тяжелым роком, при воздействии их на молекулы воды, рост растений и др. Настоящая православная музыка способна лечить не только души, но физический организм исполнителя и слушателя. Это тоже уже доказано учеными. Так давайте станем теми врачевателями, которые будут растить здоровое поколение через воспитание музыкой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.