РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА И ПИЩЕВОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В современных сложных социально-политических условиях развития Донецкой Народной Республики качество высшего профессионального образования приобретает большое значение. Система подготовки специалистов в особых условиях должна иметь эффективную схему обучения, при которой обучающийся сочетает получение теоретических знаний и практических навыков, что обеспечивает будущему специалисту возможность быстрой и успешной адаптации на будущем рабочем месте.
Современная система высшего профессионального образования должна обладать способностью не только оперативно удовлетворять изменяющиеся запросы экономики в специалистах нужного профиля, но и предоставлять возможность студентам и специалистам при необходимости пополнять и расширять свои профессиональные знания. Запрос времени состоит также и в том, что от выпускников вузов. помимо фундаментальной общенаучной и профессиональной подготовки, требуются компетентность, адаптивность, мобильность и инновационность.
Опросы потенциальных работодателей, проведенные в 2018-2019 гг. в ДНР, показывают, что из профессиональных качеств выпускников вузов цениятся:
- качество полученного ими образования (фундаментальность, уровень профессиональных знаний, умений, навыков);
- наличие опыта практической работы;
- способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе в смежных и других областях, что выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.
Из личностных качеств выпускников работодатели выделяют:
- адаптивность, умение выстраивать межличностные отношения;
- умение работать в команде;
- коммуникативность.
Большое внимание сегодня у работодателей стали приобретать следующие качества:
- владение иностранными языками и компьютером;
- лидерские качества;
- целеустремленность, нацеленность на результат и на успешную карьеру;
- мотивация к действию.
Специалист, выходящий из стен вуза, должен быть хорошо подготовлен, прежде всего, к производственной деятельности.
Таким образом, в последнее время взаимосвязь теории и практики постоянно возрастает, что обусловлено следующими факторами:
а) практика выступает основой существования и развития человека и общества в целом;
б) практика выступает движущей силой познания, а потребности и задачи, поставленные практикой, служат стимулом развития науки;
в) практика выступает той сферой, где находят применение теоретические знания.
Так, учебные планы направлений подготовки 19.03.02 «Продукты питания из растительного сырья», 19.03.03 «Продукты питания животного происхождения» и 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» предусматривают непрерывную и тесную связь теоретического и практического обучения студентов на протяжении всего периода обучения. Элементы практической подготовки студентов присутствуют в «ДонНУЭТ» на практических (семинарских) занятиях, лабораторных работах, при организации самостоятельной работы студентов, в процессе выполнения курсовых проектов и курсовых работ,
Большинство современных студентов не заинтересованы быть только пассивными слушателями на лекционных или семинарских занятиях, они стремятся понять происходящие процессы, все попробовать выполнить своими руками на практических и лабораторных занятиях, а некоторые - на рабочих местах на профильных предприятиях ресторанного бизнеса и пищевой (перерабатывающей) промышленности.
Практическое обучение в подготовке квалифицированных руководителей сегодня является ведущим в ДНР. Определенные формы сотрудничества вузов и предприятий представляют собой эффективные пути к решению указанной проблемы. В частности, это организация стажировок преподавателей на предприятиях, а также вовлечение их работников в формирование программ практик, что в «ДонНУЭТ» сегодня широко практикуется [3].
Среди специфических особенностей практического обучения следует отметить следующие [6].
1. Цель практического обучения - формирование у обучающихся основ профессионального мастерства в области выбранного направления подготовки.
2. Основой практического обучения является определенный уровень коэффициента производительности труда обучающихся, приобретаемые навыки проявляются на практике и служат решению комплексной задачи.
3. Содержанием практического обучения является формирование у учащихся умений и навыков, характерных для изучаемой профессии.
4. Процесс практического обучения осуществляется на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практические умения и навыки формируются на основе теоретических знаний, которые' в процессе их применения проходят процесс совершенствования, углубления и расширения.
5. Процесс обучения в ходе практики на предприятиях ресторанного бизнеса и пищевой (перерабатывающей) промышленности является более активным по сравнению с чисто теоретическим обучением, поэтому большую роль здесь играет правильный выбор для стажера руководителя от базы практики.
6. Для нормального хода процесса практического приобретения навыков обучающимися большую роль играют материально-техническое оснащение заведений - баз практики.
Поэтому правильный подход к подбору баз и процессу организации практики выступает одним из самых важных путей подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности в достаточно динамичных условиях жизнедеятельности способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию в соответствии с требованиями стандартов ВПО умений. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.
Литература
1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие [Электронный ресурс] / В.И. Байденко. - М., 2006. - Режим доступа: http://www.pedagogic.rU/en/catalog/isl/element.php/l 184.html
2. Барахоева, А.Р. Мотивация получения образования студентами
[Электронный ресурс] / А.Р. Барахоева. - Ярославль: МУБиНТ, 2008. - Режим доступа: http: //www. yaratiso.ru/index.php?.. .com
3. Коршунов, С.В. Механизмы и условия привлечения работодателей из наукоемких отраслей к формированию содержания подготовки инженеров // С.В. Коршунов. - М., 2007. - 84 с. - Режим доступа:
http://www.library.univ.kiev.ua/ukr/elcat/new/detail.php3?doc id=1154775
4. Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. [Электронный ресурс] / Пер. с англ. под ред. Б.С. Пинскер - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2011. - С. 448. - Режим доступа: http://www.financepro.ru/.../6048-senge-p.-pjataja-disciplina-iskus
5. Бизюкова, И.В. Кадры. Подбор и оценка / И.В. Бизюкова. - М: Наука, 2001. - Режим доступа: http: //padu.pasybozu.ru.net/bizyukova-i-v-kadry-upravleniya- podbor-i-ocenka-uchebnoe-posobie
6. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур - М.: Высшее образование сегодня, 2004. - № 3. - С. 78-80. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325221547.pdf
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.