Роль психологического анализа уроков
В настоящее время нельзя проводить резкую границу между процессами воспитания и обучения. Задача у них одна – формирование личности ученика, формирование активного, творческого, разностороннего и сознательного строителя коммунистического общества. Эта цель осуществляется в обучении и воспитании различными формами, но ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя является урок. Именно на уроках учитель целостно выражает требования образования и воспитания. Именно на уроках происходит координация и интеграция всех усилий учителя, затраченных им во внеурочное время в кружковых, индивидуальных и других видах работы с учащимися.
На основе психологического анализа уроков можно довольно точно прогнозировать, в каком русле будет идти развитие школьников. Однако далеко не все учителя, завучи и инспектирующие лица достаточно владеют психологическим анализом урока. Анализ часто подменяется простым указанием на психологические моменты (например: «Внимание учащихся было хорошо организовано»; «Учитель добился большой мыслительной активности ребят»; «Ученики в течении всего урока были заинтересованы, работали с увлечением») или замечания негативного характера («Вы недостаточно владеете собой – краснеете, теряетесь, не видите класс»; «У вас не было должного контакта с классом, не было дисциплины, внимание учеников было эпизодическим»).
Подобные суждения, хотя они и отражают психологическую сторону отдельных моментов, не являются еще психологическим анализом урок. Как бы ни был молод и неопытен учитель, он и сам обычно понимает насколько внимательно или невнимательно слушали его ребята, уверенно он себя вел или терялся, увлек он ребят содержанием урока или погасил в них последнюю искру интереса.
Цель психологического анализа не в простой констатации неудач и успехов, а в том, чтобы установить причины неудач и от дифференцировать случайный успех, когда учитель не знает, как это получилось, от успеха, заранее им предвиденного и подготовленного. Такой успех связан с пониманием учителем психологических закономерностей процессов обучения и воспитания, с его умением использовать свои знания в осуществлении урока. Все это требует серьезной психологической подготовки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.