Роль психолого-медико-педагогического консилиума школы с эффективной реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
Оценка 5

Роль психолого-медико-педагогического консилиума школы с эффективной реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

Оценка 5
docx
17.09.2023
Роль психолого-медико-педагогического консилиума школы с эффективной реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
Роль психолог-медико-пед. консилиума в реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ.docx

ФГБОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

 

 

 

 

 

Роль психолого-медико-педагогического консилиума массовой школы в эффективной реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Подготовила:

               Курамшина Оксана Петровна

                             учитель русского языка и литературы

МБУ «Школа №70»

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти, 2023

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.                 Психолого-медико-педагогический консилиум в школе, цели, задачи, принципы  4-6

2.                 План работы ПМПк. Взаимодействие с родителями …………………6-8

3.                 Модели сопровождения ПМП детей. Журналы записей детей……...9-21

4.                 Задания для психодиагностики причин выявленных трудностей и их устранения……………………………………………………………………22-27

5. Заключение……………………………………………………………………28

6.Библиографический список…………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Число детей с ограниченными возможностями здоровья, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».

В Федеральном Законе № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и

индивидуальных возможностей.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ на образование является одной из важнейших задач образовательных учреждений.

Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов. Образование решает задачи не только развития личности детей данной категории, но и их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.

Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути. Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей.

Непременным условием эффективности проводимых мероприятий по профилактике инвалидности, улучшению жизни детей с ограниченными возможностями является комплексность различных мероприятий.

1.

Психолого-медико-педагогический консилиум в школе  — это организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-медико-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, классе, которой владеют учителя, классные руководители, логопед, психолог, социальный педагог, медицинский работник. На основе целостного видения проблемы консилиум разрабатывает пути работы специалистов с  отдельным школьником или группой.

Цель ПМПк: обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся,  исходя из реальных возможностей школы в соответствии с образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Задачи ПМПк:

      Выявление  и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка;

      Оказание  индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ и при их воспитании в соответствии с возможностями школы;

      Профилактика  физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

      Выявление  резервных возможностей развития;

      Определение  специфики и причин отклонений в поведении и учении обучающихся;

      Выявление  причин дезадаптации (школьной и социальной) детей и подростков;

      Определение  средств, путей, продолжительности и эффективности коррекционно-развивающей работы в соответствии с возможностями школы

      Уточнение стратегии и определению тактики и технологий оказания специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ;

      Динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий;

      Изменение образовательной траектории ребенка с особыми образовательными потребностями в самом ОУ, (при согласии родителей)

      Выделение детей, не проходивших ПМПК и не имеющих статуса «включенный», но, тем не менее, нуждающихся в дополнительной специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации и обучения.

      Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям.

 

Консилиум позволяет:

психологу, логопеду передать имеющиеся у них знания о ребенке или классе родителям, педагогам, которые имеют большими возможностями по влиянию и общению с учеником или классом;

учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения школьников;

объединить усилия всех участников образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии школьников;

наметить программу индивидуального развития ученика, класса;

разработать меры по оказанию всесторонней помощи проблемному ученику или группе проблемных школьников.

Общее руководство консилиумом осуществляет директор школы, а непосредственно руководит - заместитель директора по УВР. Заместителем председателя является психолог. 

Вся работа школьного ПМПК строится с учетом следующих принципов:

      Основополагающим принципом работы ПМПк является общепедагогический принцип уважения к личности ребенка и опоры на положительное (зона актуального развития).

      Принцип максимальной педагогизации диагностики  определяет приоритет педагогических задач консилиума;

      Адресности и приемственности - учет учет разноуровневого развития, психофизиологических, типологических особенностей данной категории и состояния здоровья;

      Комплексности и систематичности;

      Коррекционно - компенсирующей и адаптирующей направленности;

      Доступности и повторяемости;

      Дифференциации и индивидуального подхода;

      Принцип междисциплинарности;

      Принцип закрытости информации.

 

В состав консилиума входят:

председатель консилиума

педагог-психолог,

учитель-дефектолог,

учитель-логопед,

медицинский работник,

социальный педагог.

учитель начальных классов

 

Состав консилиума утверждается приказом директора школы (Приложение №1)

Объектом обсуждения на консилиуме может быть:

отдельный ученик

отдельный класс;

группа школьников

 

Заседания ПМПк могут быть плановые и внеплановые.

Периодичность определяется запросом школы.

Плановые проводятся один раз в четверть, внеплановые - по мере необходимости. 

 

Цель плановых заседаний:

выработка пути психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, определение образовательных и коррекционно-развивающих направлений, решение вопросов об изменении направлений коррекционно-развивающей работы при завершении обучения.

План работы

психолого-медико-педагогического консилиума

 

№        

         Содержание работы   

Сроки       

1

Утверждение плана работы на 2014 – 2015 учебный год.       

август

2

Адаптация  обучающихся 1 класса.         

октябрь

3

Адаптация  обучающихся  5, 10 классов.

ноябрь

4

Кризис младшего подросткового возраста (6-7 классы).

январь

5

Подведение итогов работы за год.  

май


 Темами плановых ПМПк могут быть: 

- проблемы адаптации учащихся 1-х классов к новой социальной ситуации;

- 5 классов  к ситуации предметного обучения

-в 10 классах к ситуации профильного обучения

-либо кризисы подросткового возраста

Внеплановые консилиумы проводятся

по запросу родителей школьников;

по запросу учителя;

по запросу специалистов школы;

Цель внеплановых консилиумов: выявление причин, поиск пути коррекции имеющихся у детей отклонений, выработка средств «сглаживания», преодоление этих отклонений в развитии.

Задачи внепланового консилиума:

      принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;

      изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;

      изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).

       На внеплановых консилиумах принимаются экстренные меры по выявившимся трудностям.

                  Диагностика и обследование ребенка начинается с запроса родителей или учителя, но с согласия родителей.


О порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) обучающегося

Договор

между образовательным учреждением (в лице руководителя между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико4педагогическом обследовании и сопровождении

Руководитель образовательного учреждения 

Руководители (законные представители) обучающегося, воспитанника

(указать фамилию, имя. отчество) подпись М.П.

(указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными) подпись М.П.

Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк.

Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.

 

__________(расшифровка подписи)          __________(расшифровка подписи)

Дата  ______________                                 Дата ______________

 

  В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.

Рассмотрим модель сопровождения ПМП консилиумом конкретного ребенка с ОВЗ.

 

 

 

1.     Запись на обследование ребенка на консилиуме регистрируется в журнале записи на ПМПк

 

Журнал записи детей на ПМПк (форма)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N п/п

Дата, время

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Пол

Инициатор обращения

Повод обращения

График консультирования специалистами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.

         Каждый из участников психолого-педагогического консилиума готовит информацию. Представление данных для консилиума осуществляются по разработанным формам.

1. Информация педагога-психолога

Психолог предоставляет информацию об обучающихся или обобщенные данные по классам.

Это:

результаты собственных наблюдений;

на основании опроса педагогов;
—или обследования обучающихся.

Изучению консилиума предлагаются не сами первичные данные, а аналитические обобщенные материалы.

1. Называются обнаруженные нарушения или отклонения от:

возрастной;

психической;

социальной нормы у того или иного школьника

2. Описаны проявления этих нарушений:

—  уровень сформированности произвольности       

умственное снижение по отношению к возрастной норме;

— психологические нарушения или отклонения в поведении

3.Указываются причины.

4.Даются рекомендации.
Если информация дается по классам, то она представляется в сводных таблицах.

Представление психолога

Фамилия, имя, отчество ребенка ________________класс ____возраст ____

1.Особенности поведения ребенка в момент обследования______________________________________________________

2.Характер деятельности в момент обследования_______________________

_________________________________________________________________

3. Изменение характера деятельности и эмоционального фона в момент утомления _______________________________________________________

4. Работоспособность______________________________________________

_________________________________________________________________

5. Темп деятельности_______________________________________________

6. Понимание инструкций___________________________________________
_________________________________________________________________

7. Критичность_____________________________________________________

8. Особенности внимания____________________________________________

__________________________________________________________________

 Качественный анализ:______________________________________________

__________________________________________________________________

9. Особенности мнестической деятельности : объем слухоречевой кратковременной памяти   _____________слов, долговременной __________ слов

10. Особенности интеллектуального развития: сформированность мыслительных операций: анализ и синтез ______________________________

__________________________________________________________________, обобщение_________________________________________________________,  сравнение_________________________________________________________, классификация_____________________________________________________, способность устанавливать причинно-следственные связи___________________ __________________________________________.

11. Уровень обучаемости: скорость обучения __________________________________________________________________, необходимый объем помощи _________________________________________

__________________________________________________________________, перенос на аналогичный материал_____________________________________

__________________________________________________________________,

12. Особенности эмоционально-волевой сферы: мотивация_______________

___________________________________________________________________ уравновешенность______________________________________________________________________ _______________________________________________ гиперактивность ___________________________________________________; расторможенность __________________________________________________; соответствие уровня притязания возможностям __________________________

__________________________________________________________________; адекватность самооценки ___________________________________________

__________________________________________________________________; уровень тревожности ________________________________________________

__________________________________________________________________; упрямство, устойчивость собственного мнения _________________________

__________________________________________________________________; самоконтроль ______________________________________________________; адаптивные способности ____________________________________________

__________________________________________________________________; коммуникативность_________________________________________________

__________________________________________________________________

13. Особенности поведения: со сверстниками ___________________________

__________________________________________________________________, с педагогами _______________________________________________________ особенности детско-родительских отношений __________________________

__________________________________________________________________, соблюдение и принятие правил поведения в школе_______________________ __________________________________________________________________

Заключение: ______________________________________________________

_________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата: ___ ____                                 Педагог-психолог:____________

 

2. Информация учителя-логопеда.

Логопедическое обследование – это, прежде всего определение речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). (дислалия, дизартрия, заикание.)

Одной из задач является диагностирование сложных пограничных нарушений, когда имеет место снижение интеллектуальной деятельности в разной степени (умственная отсталость, задержка психического развития, нижняя граница нормы, которая может сочетаться с нарушением слуха или зрения и опорно-двигательного аппарата.

В таких случаях речевые нарушения входят в синдром основного нервно-психического заболевания. Основная задача логопеда – определить степень речевых расстройств и характер их в каждом из таких синдромов.

 

Представление учителя – логопеда на  школьный консилиум.

 

Фамилия, имя ребёнка  _______________________________________________                                                    Дата рождения _______________________Школа ________ Класс   ________

Краткий анамнез раннего речевого развития  ___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая среда и социальные условия  __________________________________

__________________________________________________________________

Общая и мелкая моторика  ___________________________________________

__________________________________________________________________

Артикуляционный аппарат  ___________________________________________

Устная речь:

Общее звучание речи  _______________________________________________

Понимание речи    ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Активный словарь  __________________________________________________

Грамматический  строй речи  _________________________________________

__________________________________________________________________

Слоговая структура речи  ____________________________________________

Звукопроизношение  ________________________________________________

__________________________________________________________________

Фонематическое восприятие:  звуковой анализ, синтез. ___________________

__________________________________________________________________

Связная речь  ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Темп и плавность речи  ______________________________________________

Письменная речь:

Чтение  ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Письмо  ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации  ______________________________________________________ __________________________________________________________________

 

Дата обследования   _______         Подпись специалиста  __________________

 

 

2. Информация классного руководителя

Классный руководитель представляет на консилиум:

результаты своих наблюдений и бесед с учителями-предметниками;

педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения ученика или класса.

Классный руководитель фиксирует:

трудности, которые испытывает ученик в различных ситуациях;

особенности обучения;

самочувствие ученика в школе.

Характеристика складывается из:

1.   Качественных и.

2.  Количественных показателей учебной деятельности.

3.  Особенностей поведения и общения и

4. Эмоционального состояния в учебных ситуациях.

Особо останавливается на важной для консилиума информации.

Представление классного руководителя

Общие сведения о ребенке:

Ф.И.О., ____________________________________________________________ дата рождения _____________________________________________________, домашний адрес ____________________________________________________,  класс_________.

 Характеристика семьи: 

Состав семьи_______________________________________________________   Кто занимается воспитанием _________________________________________ 

Взаимодействие семьи и школы ______________________________________

 Школьный   анамнез:  посещал дошкольные учреждения_______________. Начал  школьное обучение с _______лет, по __________________ программе.

Дублировал ли программу __________________________________________.

Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям программы:    

Математика:_________________________________________________________________________________________________________________________Чтение:___________________________________________________________

Русский язык:______________________________________________________

Другие предметы:___________________________________________________

Характеристика обучаемости:

 Затруднения при усвоении учебного материала:_________________________ Они вызваны:______________________________________________________

Степень оказания учителем помощи при выполнении учебных заданий_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень восприятия ребенком предлагаемой помощи:____________________

__________________________________________________________________

Отношение к учебе, мотивация и интересы:_____________________________

__________________________________________________________________

Доминирующие увлечения и интересы:________________________________

__________________________________________________________________

 Общие выводы и впечатление о ребенке:_______________________________

__________________________________________________________________

Дата   _______         Подпись классного руководителя   __________________

 

 

2.     Информация медицинского работника

 

Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья

и физических особенностях школьников.

Выделяются три основных показателя:

1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:

  соответствие физического развития возрастным нормам;

  состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

  переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

2. Факторы риска нарушения развития:

  наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;

  наличие хронических заболеваний.

3. Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года.

 

Медицинское представление на консилиум

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________

Дата рождения ______________________ Школа _____ класс _______

Краткий анамнез __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование педиатра (подросткового врача) _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование психиатра ___________________________________________

__________________________________________________________________

*Состоит на учете у специалистов:

ревматолога _______________________________________________________

невропатолога _____________________________________________________

отоларинголога ___________________________________________________

офтальмолога ______________________________________________________

нефролога _________________________________________________________

гастроэнтеролога ___________________________________________________

ортопеда __________________________________________________________

ортодонта _________________________________________________________

аллерголога ________________________________________________________

эндокринолога _____________________________________________________

Основное заболевание ______________________________________________

__________________________________________________________________

 

Группа здоровья ___________________________________________________

Рекомендации _____________________________________________________

__________________________________________________________________

 

М.П. Подпись врача _________________                                   Дата _________

 

Социальный работник представляет информацию о социальном окружении  ребенка.

 

 

Заключение социального педагога

 

Фамилия, имя ребенка _______________ _______________________________ Дата рождения _______  Школа ____  класс ___ 

Характеристика семьи:

Тип семьи _________________________________________Взаимоотношений родителей с ребенком _______________________________ Взаимоотношений родителей со школой _______________________________

Отношение ребенка к учебной деятельности ___________________________

Трудности, испытываемые ребенком в школе ___________________________

 Положение в классном коллективе:____________________________________, стиль общения с окружающими _____________ _________________________

Самооценка ребенка ________________________________________________

Направленность интересов ___________________________________________

Случаи конфликтной ситуации в семье:

- причина _________________________________________________________, что, по мнению родителей, могло бы предотвратить конфликт __________

__________________________________________________________________

 

Случаи конфликтной ситуации в школе:

- причина _________________________________________________________, какие действия предпринимались со стороны: родителей __________________________________________________________________, педагогов _________________________________________________________ учащегося _________________________________________________________

Заключение __________________________________________________________________
__________________________________________________________________

 Рекомендации __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 Подпись социального педагога школы _________                         Дата ______

 

 

  Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.

Руководить процессом обсуждения может любой из членов в зависимости от традиций школы, но в нашей школе руководит заместитель директора.

Если на консилиуме решаются проблемы нескольких человек, то каждый ребенок обсуждается отдельно.

В случае, если рассматриваются классы (например, адаптация), удобнее всего группировать обсуждения по степени близости проблем. Это позволяет ускорить процесс обсуждения и принятия решения.

 

По результатам обсуждения каждого случая принимается решение, в котором намечаются конкретные шаги по  оказанию помощи или сбору дополнительной информации, определяются исполнители и сроки.

 

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет:

·         выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка;

·         определить общий прогноз его развития;

·         определить комплекс коррекционных мероприятий;

·         выбрать образовательный маршрут (в рамках учреждения).

 

При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов.
Родителям же сообщается заключение в понятной для них форме. Как правило, это делает руководитель консилиума или психолог.
В то же время следует помнить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей, педагогов, работающих с ребёнком, и дать им ясные и понятные рекомендации. С нашей точки зрения, в отдельных, наиболее сложных случаях каждый  специалист должен в доступной для родителей форме предоставить им прогноз дальнейшего развития ребенка.

 

3. Направление на территориальную психолого – медико – педагогическую комиссию (ТПМПК)

В случае, если:

— школа не может в условиях ОУ подобрать  форму дальнейшего обучения
— родители не принимают решения и рекомендации консилиума,

ребенок направляется на территориальную ПМПК

 

4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно – развивающей работе.

 

Запланированную коррекционную работу нужно распределить и согласовать.

Определить:

—какая помощь требуется школьнику?

какие особенности в поведении и учебной деятельности нужно учесть?

какую работу могут взять на себя участники консилиума?

какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива?

что можно сделать с помощью семьи, специалистов вне школы?

 

Устанавливаются сроки и формы  контроля.

Работа   консилиума   заканчивается   написанием   заключения,   которое   подписывает родитель. Копия заключения выдается родителям на руки. Каждый из специалистов несет юридическую ответственность за поставленный диагноз.

 

Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N п/п

Дата, время

Ф.И.О. ребенка

Возраст

Пол

Проб-
лема

Заключение специалиста или коллеги-
альное заключение ПМПк

Рекоменда-
ции

Специалист или состав ПМПк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума МБОУ СОШ №_____

Дата заполнения «______»______________________________

Фамилия, имя ребенка________________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________

Программа обучения ____________________________________________ Класс  (общеобразовательный, коррекционный, компенсирующий) __________________________________________________________________

Причины обращения в ТПМПК: ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума:

 

Участник консилиума

Содержание и форма работы (какая помощь была оказана)

Примечание

Педагог

 

 

 

 

Педагог-психолог

 

 

 

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

Соц.педагог

 

 

 

 

Заключение психолога ______________________________________________

__________________________________________________________________

Заключение логопеда _______________________________________________

__________________________________________________________________

Заключение соц. педагога ____________________________________________

__________________________________________________________________

Выводы педагога (усваивает или не усваивает ученик предложенную программу)________________________________________________________

__________________________________________________________________

Заключение ПМПк _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Директор школы ________________/_________________________________

М.П.           Председатель ПМПк _____________/_______________________

Педагог-психолог ______________/__________________________________                     ­­­­­­­­­­­­­­­­                            

Учитель-логопед ______________/__________________________________

Педагог     __________________/___________________________________                             

Соц. педагог ________________/___________________________________

 

 

5. Реализация рекомендаций консилиума школы.

На этапе реализации решений консилиума проводятся коррекционные мероприятия. Они могут быть как внеурочными, так и включенными в процесс обучения. Проходить индивидуально  или в группах.

 

6. Оценка эффективности коррекционно – развивающей работы.

На этапе ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ изучается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы. Если работа продолжается, то она проходит опять же по этой схеме.

 

Для полноценной работы ПМПк в школе ведется документация, позволяющая отследить все этапы работы консилиума:

 

Документация ПМПк

      Положение о ПМПк ОУ,

      Приказ об организации ПМПк;

      План работы ПМПк

      Договор с вышестоящей ПМПК

      Договор с родителями о психолого-медико-педагогическом обследовании ребенка.

      Журнал записи детей на Консилиум;

      Протоколы заседаний Консилиума;

      Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов;

      Аналитический отчет  о работе ПМПК за год

 

Дополнительные функции консилиума школы.

 

1. Просветительская деятельность специалистов школы.

1.1. Проведение консультаций с педагогами по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.

1.2. Проведение круглых столов, семинаров-практикумов для педагогического коллектива.

1.3. Консультация родителей по вопросам воспитания детей.

 

Аналитический отчет  работы ПМПК за год

 

      Количество проведенных заседаний

      Какие приняты решения по плановым заседаниям

      количество детей, прошедших консилиум за отчетный период;

      основные выявленные проблемы детей;

      основные рекомендации специалистов;

      сведения о направлении детей в другие инстанции;

      анализ трудностей, встречающихся в деятельности консилиума.

 

 

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПРИЧИН ВЫЯВЛЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ И ИХ УСТРАНЕНИЯ

 

 

Задание 1. "Палочки" (особенности саморегуляции интеллекту­альной деятельности)

На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними сле­дующим образом: I - II - III-1 - II - III - ...

Выполняя задание, ученик должен соблюдать следующие правила:

1) писать палочки и черточки в заданной последовательности;

2)  правильно переносить системы знаков с одной строки на дру­гую (не начинать обязательно каждую новую строку с одной палочки и не разрывая системы из двух и трех палочек при переходе на новую строку);

3) не писать на полях;

4) писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строку. Время выполнения задания - 10 - 15 минут.

Критерии оценки качества выполненной работы:

-  степень полноты принятия задания (принимает все правила, принимает частично, не принимает);

- степень полноты сохранения задания до конца занятия (сохране­ние всех правил, сохранение лишь отдельных правил, не выполняет ни одного правила);

- качество самоконтроля по ходу выполнения задания (замечает ли и исправляет ошибки или не замечает их);

- качество самоконтроля при оценке результата деятельности (ста­рается основательно проверить, ограничивается беглым просмотром, вообще не~просматривает работу, а сразу по окончании сдает на про­верку учителю).

Задание 2. "Найди ошибки" (изуиение сформированности про­цессов контроля над написанием)

Ученику предлагается найти ошибки в тексте.

«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разво­дят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчивют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птен­цов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хоро­шие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».

 

Задание 3. "Графический диктант" (умение выполнять последо­вательные указания взрослого, вычленять и самостоятельно воспро­изводить заданный графический ритм)

На листе бумаги в клетку ученик рисует под диктовку учителя узор, проводя линии требуемой длины и заданного направления (на­право, налево, вверх, вниз). Затем ученик продолжает узор самостоя­тельно. Выполнение работы под диктовку учителя и самостоятельное продолжение оцениваются отдельно. На тетрадном листе, отступив четыре клетки сверху и слева, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеток).

Задание ученику: "Будем учиться рисовать узоры. Они должны быть красивыми и аккуратными. Для этого меня нужно внимательно слушать - я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток про­вести линию. Говорю один раз, без повторений. Карандаш от бумаги не отрывать".

Тренировочный узор. Задание: "Поставь карандаш на самую верх­нюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз. Дальше до конца строки продолжай самостоятельно". Учитель может помогать и указывать на ошибки. В последующих узорах исправлять ошибки ученика учителю нельзя.

Первый узор. Задание: "Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вверх, одна клетка направо, од­на клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. Теперь продолжай самостоятельно".

Второй узор. Задание: "Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Рисуй линию: три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка на­право, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, три клетки вверх. Дальше продолжай самостоятельно".

Оценка качества выполненного задания:

Высокий уровень (4 балла) - в целом узоры соответствуют диктуе­мым, в одном из них встречаются отдельные ошибки.

Средний уровень (3 балла) - оба узора частично соответствуют Диктуемым, но содержат ошибки или один узор выполнен без оши­бок, а другой не соответствует диктуемому.

Уровень ниже среднего (2 балла) - один узор частично соответст­вует диктуемому, другой вовсе не соответствует.

Низкий уровень (1 балл) - оба узора не соответствуют диктуемым.

Задание 4. "Запомни картинки'' (непосредственная произвольная зрительная память)

Ученику предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изобра­женные по одному на 4 - 5 картинках, Через 1 минуту картинки уби­рают, а ученика просят назвать их по памяти. Затем ученик должен отыскать эти картинки среди 10-12 похожих, беспорядочно разбро­санных картинок. Так же учить узнавать буквы и цифры, используя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Посте­пенно количество запоминаемых объектов (картинок, букв, цифр) следует увеличивать.

Задание 5. "Пиктограммы" (опосредованная произвольная па­мять)

Ученику выдается лист бумаги, разделенный на 20 клеток (5 кле­ток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Его задача состоит в том, чтобы запомнить 20 слов и словосочетаний (конкретного и абст­рактного содержания), которые учитель будет произносить с интер­валом в 7 -10 с. При этом ученик должен в каждой клеточке последо­вательно в соответствии с называемым учителем словом или слово­сочетанием рисовать его какое-либо условное изображение - пикто­грамму, не используя при этом буквы и цифры. Через некоторое вре­мя (10- 15 мин) ученику необходимо, глядя на свои пиктограммы, вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:

веселый праздниксомнение

радостьзависть

гневсила воли

мальчик-трусболезнь

отчаяниеуспех

быстрый человекдружба

скоростьсмелый поступок

печальсправедливость

вкусный ужинхороший товарищ

теплый ветермороз

Задание 6. "10 слов" (произвольное слуховое запоминание)

Ученику предлагается внимательно выслушать и постараться с первого же раза запомнить 10 не связанных по смыслу слов, которые учитель произносит с интервалом 2 - 3 с.

Слова воспроизводятся учеником сразу после их запоминания: а) в том же порядке либо б) в произвольном порядке. Подсчитывается ко­личество правильно воспроизведенных слов.

Примерный набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Задание 7. "Запомни цифровую последовательность" (произ­вольная слуховая память).

Учитель называет последовательность цифр с интервалом между ними 2 - 3 с. и предлагает ученику повторить ее без ошибок. Начиная с последовательности из двух-трех цифр, постепенно количество цифр, составляющих последовательность, увеличивается. Чем боль­шее количество цифр сможет правильно повторить ученик, тем луч­ше у него развита произвольная память на цифровой материал.

Примерные цифровые последовательности:

3-5

4-6-2

8-1-4-7

2-8-5-3-9

1 _ 7 - 2 - 4 - 8 - 3 и т.д.

Задание 8. "Продажа слова с аукциона" (гибкость мыслитель­ной деятельности)

Ученикам предлагается рассмотреть какой-либо объект с разных точек зрения и назвать как можно больше его свойств, качеств, при­знаков. Например, рассмотреть заданное слово как часть речи, член предложения, с точки зрения морфологической структуры, количест­ва букв, слогов, звуков и т.д. Тот ученик, который последним называ­ет какое-либо качество данного объекта, получает карточку с соот­ветствующим словом и становится его "хозяином".

Задание 9. "Картинки-помощники" (умение находить и устанав­ливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении)

Перед учеником раскладываются 15-20 карточек с изображения­ми отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, са-

молет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Задание ученику: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить ка­ждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. По­сле того как ученик отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему называли. Подсчитывается коли­чество правильно воспроизведенных слов.

Примерный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, ки­сель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.

Задание 10. "Четвертый лишний" (выделение существенных при­знаков и обобщение)

А. Приготовить 10 листов с наклеенными на них картинками от­дельных предметов. Ученика просят рассмотреть группы картинок и определить, какая "лишняя", т. е. не подходит к остальным. Дать объ­яснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) сло­вом.

Примерный набор картинок:

мак, ромашка, роза, лук.;

чашка, блюдце, суп, тарелка

яблоко, персик, огурец, груша

помидор, баклажан, перец, слива

чашка, кастрюля, тарелка, стакан

молоко, сметана, каша, сыр

коза, курица, корова, овца

чайник, стул, стол, шкаф

машина, самолет, автобус, троллейбус

карандаш, портфель, тетрадь, шляпа

("Лишние" слова выделены курсивом.)

Б. Ученику зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Предлагается найти это "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее". За правильный ответ начисляется 1 балл, за неправиль­ный - 0 баллов.

Примерный набор слов:

- Книга, портфель, чемодан, кошелек;

- Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;

- Часы, очки, весы, термометр;

- Яблоко, книга, шуба, роза;

- Река, озеро, море, мост;

- Бабочка, линейка, весы, ножницы;

- Береза, сосна, ягода, дуб;

- Дедушка, учитель, папа, мама;

- Минута, секунда, час, вечер;

- Василий, Федор, Семен, Иванов. ("Лишние" слова выделены курсивом.)

 

Заключение

 ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов об­разовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с откло­нениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

1.ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии со­ответствующих специалистов.

2.Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образова­тельного учреждения.

3.ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руко­водствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представите­лями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

4.Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образова­тельного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (вос­питатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) спе­циальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, пси­хиатр), медицинская сестра.

5.Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, вос­питанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпен­сации, исходя из реальных возможностей образовательного учрежде­ния и в соответствии со специальными образовательными потребностя­ми, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием со­матического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитан­ников.

6.Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образо­вательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или со­стояний декомпенсации;

профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

выявление резервных возможностей развития.

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Алёхина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики //Психологическая наука и образование. – 2014

2. Алёхина С.В. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред.- М.: ООО «Буки Веди» 2018

3. Бордовский Г.А. Инклюзивное образование, проблемы совершенствования образовательной политики и системы. Санкт-Петербург, 2017

4. Интегрированное и инклюзивное обучение в общеобразовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Сегедова.- Волгоград: Учитель, 2013

5. Малофеев Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения / Дефектология. – 2017

6. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие. / Под общ. ред. С.В. Алёхиной, М. Семаго. – М.: МГППУ, 2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ФГБОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФГБОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Содержание Введение…………………………………………………………………………

Содержание Введение…………………………………………………………………………

Введение Число детей с ограниченными возможностями здоровья, неуклонно растет

Введение Число детей с ограниченными возможностями здоровья, неуклонно растет

Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей

Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей

Выделение детей, не проходивших

Выделение детей, не проходивших

Состав консилиума утверждается приказом директора школы (Приложение №1)

Состав консилиума утверждается приказом директора школы (Приложение №1)

Внеплановые консилиумы проводятся — по запросу родителей школьников; — по запросу учителя; — по запросу специалистов школы;

Внеплановые консилиумы проводятся — по запросу родителей школьников; — по запросу учителя; — по запросу специалистов школы;

М.П. (указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными) подпись

М.П. (указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными) подпись

Запись на обследование ребенка на консилиуме регистрируется в журнале записи на

Запись на обследование ребенка на консилиуме регистрируется в журнале записи на

Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума

Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума

Изменение характера деятельности и эмоционального фона в момент утомления _______________________________________________________ 4

Изменение характера деятельности и эмоционального фона в момент утомления _______________________________________________________ 4

Особенности поведения: со сверстниками ___________________________ __________________________________________________________________, с педагогами _______________________________________________________ особенности детско-родительских отношений __________________________ __________________________________________________________________, соблюдение и принятие правил поведения в школе_______________________ __________________________________________________________________

Особенности поведения: со сверстниками ___________________________ __________________________________________________________________, с педагогами _______________________________________________________ особенности детско-родительских отношений __________________________ __________________________________________________________________, соблюдение и принятие правил поведения в школе_______________________ __________________________________________________________________

Информация учителя-логопеда.

Информация учителя-логопеда.

Связная речь ______________________________________________________ __________________________________________________________________

Связная речь ______________________________________________________ __________________________________________________________________

Характеристика семьи: Состав семьи_______________________________________________________

Характеристика семьи: Состав семьи_______________________________________________________

Факторы риска нарушения развития: — наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка; — наличие хронических заболеваний

Факторы риска нарушения развития: — наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка; — наличие хронических заболеваний

Социальный работник представляет информацию о социальном окружении ребенка

Социальный работник представляет информацию о социальном окружении ребенка

Коллегиальное обсуждение : определение образовательного маршрута и коррекционной помощи

Коллегиальное обсуждение : определение образовательного маршрута и коррекционной помощи

Устанавливаются сроки и формы контроля

Устанавливаются сроки и формы контроля

Педагог

Педагог

Если работа продолжается, то она проходит опять же по этой схеме

Если работа продолжается, то она проходит опять же по этой схеме

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПРИЧИН

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПРИЧИН

На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут

На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут

Дальше продолжай самостоятельно"

Дальше продолжай самостоятельно"

Задание 6. "10 слов" (произвольное слуховое запоминание)

Задание 6. "10 слов" (произвольное слуховое запоминание)

Задание 8. "Продажа слова с аукциона" (гибкость мыслитель­ной деятельности)

Задание 8. "Продажа слова с аукциона" (гибкость мыслитель­ной деятельности)

Примерный набор картинок: мак, ромашка, роза, лук

Примерный набор картинок: мак, ромашка, роза, лук

Василий, Федор, Семен, Иванов

Василий, Федор, Семен, Иванов

Библиографический список 1

Библиографический список 1

Роль психолого-медико-педагогического консилиума школы с эффективной реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

Роль психолого-медико-педагогического консилиума школы с эффективной реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2023